Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-22 C
Уральск
-1.9 C
Аксай
Еще

    Свет Великой Победы

    Время неумолимо, ряды ветеранов Великой Отечественной войны тают. Еще два года назад в нашей области их было 365, в том числе 256 проживали в Уральске, то сегодня в Приуралье осталось всего 263 фронтовика, в областном центре — 117 из них.
    В преддверии 70-й годовщины Великой Победы надеждинцы по сложившейся доброй традиции публикуют серию материалов о фронтовиках, которые находятся под надежной шефской опекой Группы компаний «Конденсат».

    Иван ДЯДЧЕНКО: «Разбирался в карте как рыба в воде»

    В 1943 году, когда ему не было еще и 17 лет, изначально попал в воинское подразделение, где служила легендарная пулеметчица из Казахстана, наша землячка Маншук Маметова. Хорошо помнит день, когда замполит сообщил перед строем, что дочь степей героически погибла при освобождении Невеля.

    1336

    С этого печального события и началась военная биография ныне 89-летнего ветерана Великой Отечественной войны Ивана Никитовича ДЯДЧЕНКО, который принимал участие в боях на втором Прибалтийском и Ленинградском фронтах.
    Когда началась война, Иван работал в Каратобинском и Джамбейтинском районах топографом, успев окончить техникум, который был в те годы эвакуирован в Уральск. Умение читать географические карты и хорошо ориентироваться на местности сослужили добрую службу пареньку, попавшему на фронт.
    — Орден славы третьей степени я получил именно за отличное знание местности, — говорит ветеран. — Хоть и был еще совсем молодым, но в карте разбирался как рыба в воде. У меня так и в наградном листе написано, что, будучи раненым, остался в строю и вывел солдат в безопасное место. А было это так. Я получил задание от начальника батальона вывести воинскую часть из опасности, чтобы, затаившись, можно было переждать время, а уже потом перейти в наступление. До своих нужно было бежать через открытое поле, которое хорошо просматривалось снайперами. Оставалось каких-то 30 метров, как вдруг я почувствовал, что меня чем-то горячим полоснуло низко по спине. Тут лейтенант выскочил ко мне навстречу. Я ему приказ передал, а он не знает, куда вести солдат…
    Это было уже второе ранение, которое получил Иван Дядченко во время войны. Перебинтованному солдату, стиснув зубы от боли и, теряя с каждым шагом обильное количество крови, которая, высыхая, прилипала к сапогам, пришлось доводить боевое задание до конца.
    — Отлежались мы в окопе до утра, а потом уже смогли перейти в наступление, — вспоминает фронтовик. — Меня тогда направили в санчасть, из нее – в Ленинградский госпиталь. А Победу встретил под Ригой. Как сейчас помню. Дело было вечером. Уже несколько дней подряд шел сильный ливень. Все солдаты грязные, оружие обмотали маскхалатами, чтобы земля на него не налипала. Натопили печь в землянке, чтобы согреться. Я вылез от духоты наружу, осмотрелся и заметил, что в округе какая-то странная тишина нависла. Вдруг навстречу бежит солдат с криком: «Братцы, Берлин наши взяли!» И тут началась канонада. Солдаты от радости открыли сумасшедший огонь!
    Много интересного рассказал Иван Никитович. И то, как немцы заботились о моральном духе своих солдат, вытаскивая мертвых с поля боя, а нашим приходилось идти буквально по трупам, содрогаясь от мысли, что сейчас их постигнет та же участь. И то, как защемило сердце, когда ночью увидел бесконечное до самого горизонта кладбище в одном из латвийских городов и подумал: «Кому нужна была эта война, унесшая тысячи жизней с одной и другой стороны?»
    — А к женщинам у нашего поколения всегда было особое отношение, мы воспринимали представительниц прекрасного пола как некую святыню, боялись даже прикоснуться, — признается Иван Никитович. – Как-то на моих глазах сильно ранило медсестру в самый низ живота. От смущения сразу оторопел, но потом, осознав, что женщина истекает кровью, сделал перевязку и, взвалив раненую на плечо, вынес на дорогу, где по случайному везению передал ее проезжавшим мимо медсестрам.
    Только в 1950 году, прослужив еще пять лет в Ленинграде, Иван Дядченко вернется домой, закончит не только вечернюю школу, но и историко-филологический факультет педагогического института. После будет работать директором школы в Каменском районе и СОШ №31 в Уральске. А когда неоднократная контузия станет сказываться на слухе, будет вынужден уйти в совершенно другую профессию. Но и там не растеряется бравый солдат, хорошо освоивший работу инженера в механизированной автоколонне, где он проработал практически до выхода на пенсию.

    Фронтовой водитель

    Неунывающий друг и соратник «Надежды» Равиль Харасович ГИЛЬДЕЕВ по-прежнему в строю. Правда, здоровье последнее время не балует. Благо, что рядом с фронтовиком его дети, которые забрали его жить к себе. 1333

    Несколько лет назад, Равиль Харасович справлялся по хозяйству самостоятельно и проживал один в добротном частном доме, где мы его неоднократно навещали. Почти до 80 лет он сидел за рулем старенькой «шестерки», на которой не столько подрабатывал на жизнь, сколько стремился быть ближе к людям. «Без общения человек быстрее чахнет», — считает фронтовой водитель. Но годы берут свое и сейчас за ветераном ухаживают его единственная дочь и зять. Фронтовик с нетерпением ожидает весеннего тепла, чтобы можно было выехать на дачу и подышать свежим воздухом и понаблюдать за тем, как после зимней спячки пробуждается любимая сердцу природа.
    С четырех лет после смерти родителей Равиля воспитывала тетя. А в 1944 году 17-летнего паренька призывали в действующую армию. Стук колес военного эшелона, который держал путь в Башкирию, где проходили краткосрочные курсы водителей «Студебеккеров», до сей поры порою отбивает в ушах фронтовика страшное слово: «Война! Война!»
    Так и крутил баранку Гильдеев на фронте, уходя от снарядов, и прошел боевой путь от Прибалтики до Кенигсберга. А когда до Берлина оставалось каких-то 150 километров, полк, в котором служил Равиль Харасович, перебросили на Дальний Восток, где шла война с японцами.
    — Для кого-то война закончилась, но не для нас, — вспоминает участник Великой Отечественной войны. – В августе 1945 года мы вновь шли в атаку, но воюя уже не с гитлеровцами, а с миллионной и хорошо подготовленной Квантунской армией. Перед нами стояла непростая задача. Наша батарея должна была подавлять долговременные огневые точки, оборону которых держали смертники. Как только цель была взята, меняли позиции, передвигаясь по бездорожью.
    Демобилизовался Равиль Харасович лишь в 1951 году. Сначала работал на автобазе, потом сел за руль «Скорой помощи». Так, он по-прежнему спешил помочь людям, доставляя медиков по нужному адресу. Военный водительский опыт позволял Гильдееву делать это быстро, главное, что над головой уже не разрывались снаряды, и в таких условиях перевозить людей было намного спокойнее, хотя тоже довольно ответственно.
    — Когда мне становится грустно, я потихонечку напеваю народные татарские песни, в которых так много смысла и житейской мудрости, — говорит Равиль Харасович. – Берегите мир! Все остальное вторично…

     

    Пленные вместо сигарет

    Уроженцу поселка Покатиловка Уральской области Александру Казину повестка из военкомата пришла в октябре 1943 года, когда ему еще не исполнилось и 17 лет.

    1327

    Перед тем, как отправить юного солдата на фронт, его сначала полгода обучали на военного радиста, а уже в августе 1944 года Александр Казин принимал участие в боевых действиях в составе 3-й танковой армии на 1-м Украинском фронте. За несколько месяцев ожесточенных боев при обороне Карпат, а также в боях на территории Польши молодой солдат несколько раз смотрел смерти в глаза: получил осколочное ранение, дважды едва выжил в рукопашных боях.
    Уже под самый занавес войны с Александром Ивановичем произошел случай, также едва не стоивший ему жизни.
    — В апреле 1945 года мы находились в городе Бреславль, который еще не был захвачен до конца, в нем до сих пор оставались немецкие солдаты, — вспоминает ветеран. – Отправили меня сослуживцы за сигаретами. Пошел я искать табак для родных однополчан и в одном из домов, а точнее, в подвале дома, наткнулся на фашистов. К счастью, почти два десятка немцев оказались безоружными. Тогда я решил воспользоваться случаем и взял их в плен.
    За успешное задержание группы вражеских солдат 18-летний Александр Казин был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
    Демобилизовался Александр Иванович в сентябре 1945-го. Однако на родину он вернулся лишь к концу ноября, успев пересечь такие страны, как Австрия, Румыния и Чехословакия.
    По возвращении в поселок Александр Казин женился и обзавелся двумя сыновьями. Переехав из родной Покатиловки в Уральск в 1952 году, Александр Иванович успел поработать и кочегаром, и помощником машиниста, и шлифовщиком на заводе металлоизделий. А на пенсию Александр Казин уходил уже с завода «Рембыттехника» в 1981 году. К слову, трудовые заслуги участника войны отмечены медалью «Ветеран труда».
    — Здоровье все чаще подводит, даже на любимую рыбалку уже почти не выбираюсь, — сообщил на днях Александр Иванович. – Одна радость – мои дети, внуки и правнуки, не забывают, навещают, радуют своими успехами.

     

    Детство кончилось в окопах

    Боевой путь Алевтины Митрохиной начался в 15 лет. В столь юном возрасте ее из родного поселка Таловое Саратовской области направили на курсы подготовки медсестер в Озинках.

    1323

    По окончании курсов, в ноябре 1942 года, в составе полевого передвижного госпиталя 62-й армии, Алевтина Тимофеевна попала не куда-нибудь, а прямо на Сталинградский фронт. По воспоминаниям ветерана, раненых было так много, что хирурги не успевали оперировать, медсестры едва держались на ногах от усталости, инструменты стерилизовали на керосинках.
    Пережив легендарную Сталинградскую битву, наша землячка была переброшена на 3-й Украинский фронт, в составе которого ей довелось освобождать Донбасс, Днепропетровск, Харьков, Одессу. Затем последовали тяжелые военные действия на территории Молдавии, Румынии, Венгрии. Свои сестринские обязанности Алевтина Митрохина самоотверженно выполняла до самой Победы, которую встретила в Будапеште.
    — В каких только условиях не приходилось работать, — вспоминает Алевтина Тимофеевна. – Раненых мы лечили в неприспособленных помещениях, бывало, прямо на земле, в темноте, при свете зажигалок. Да и транспортировка больных зачастую грозила неминуемой гибелью: выстрелы, взрывы, постоянный свет вражеских прожекторов.
    Подвиги Алевтины Тимофеевны не остались без внимания командования. За вклад в победу над фашистскими захватчиками она была награждена орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За победу над Германией» и «За оборону Сталинграда».
    Демобилизовавшись в ноябре 1945 года, Алевтина Тимофеевна решила посвятить свою жизнь медицине. Она поступила в медицинское училище, а по его окончании осталась в нем работать, сначала лаборантом, а затем преподавателем сестринского дела и хирургии.
    Заслуги Алевтины Митрохиной на этом поприще отмечены знаком «Отличник здравоохранения СССР».
    Вместе с мужем Лаврентием Максимовичем Алевтина Митрохина воспитала трех дочерей, две из них пошли по стопам мамы, став врачами. А выйдя на пенсию в 1983 году, наша героиня не изменила активному образу жизни, и в конце 1980-х вместе с другими участницами войны создала военно-патриотический клуб «Фронтовичка», который возглавляет до сих пор.
    Несмотря на почтенный возраст, Алевтина Тимофеевна по-прежнему в строю и вносит немалый вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи. Она участвует во встречах со студентами, а на 70-летие Победы планирует поехать на Парад Победы в Астану.
    — Мне предлагали участие в Параде в Москве, я уже была там на 60-летие Победы, встречалась с президентами В.Путиным и Н. Назарбаевым, — говорит Алевтина Тимофеевна. В этом году решила посетить нашу столицу. Дело в том, что облздрав выделил мне путевку на лечение в одном из госпиталей Астаны. Вот и получится, что и в Параде приму участие, и здоровье поправлю. Сейчас уже шьют костюм специально к этому мероприятию. Надеюсь, встречу очередной юбилей Победы в добром здравии.

    Оразай КУМЫСКАЛИЕВ: «Вижу войну во сне…»

    К сожалению, немногие участники Великой Отечественной войны дожили до наших дней. Оразай Муканович сумел достойно пройти все испытания, выпавшие на его долю, накопить богатый жизненный опыт, подкрепленный мудростью. В прошлом году он отметил свое 90-летие, но войну помнит крепко.

    1330

    Оразай-ага родился в Жангалинском районе. После смерти отца он стал опорой для матери, с которой переехали в село Арал-Тал Бурлинского района. Ему тогда было всего-то 10 лет. Свой трудовой путь начал в 16, после окончания шести классов, и практически всю жизнь посвятил животноводству. В ряды Красной Армии был призван в 1942 году, на фронт попал в апреле 1943 года после военной подготовки в 28-ом снайперском учебном полку в Уфе. На Воронежском и Центральном фронтах младший сержант Кумыскалиев воевал в качестве помощника командира стрелкового взвода в составе 2-го стрелкового батальона 1131-го стрелкового полка 337-й стрелковой дивизии. Он был участником грандиозной по масштабам битве, получившей название Курско-Орловской дуги и вошедшей впоследствии во все учебники мира по истории и военной тактике.
    – Боевой дух солдат был силен, – вспоминает ветеран, – Мы были сплоченной силой, настроенной на победу и могли либо прогнать врага вон с нашей земли, либо погибнуть. Бои были кровопролитными, там я получил тяжелое ранение. Порой не верится, что все это было на самом деле. Но войну я по-прежнему вижу во сне…
    Почти полгода провел Оразай Муканович в Тамбовском госпитале, его хотели комиссовать, «списать в чистую», но он рвался на фронт и доказал-таки свою боеспособность! Кумыскалиева направили в 15-ую авиационную учебную школу в г. Борисово-Глебск на ускоренные курсы мастеров вооружения самолетов. Он вернулся на фронт. Уже старшиной авиационно-технической службы в составе 15-го авиационного полка 16-ой воздушной армии, которой командовал дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Евгений САВИЦКИЙ. Передовая тогда уже пролегала по территории Польши. Вскоре их часть пересекла границу Германии. Враг оборонялся ожесточенно, но и советские солдаты не щадили себя, зная, что фашистскую гадину нужно раздавить в ее логове, не иначе. 4 марта Оразай Муканович был вновь тяжело ранен, месяц провел в лазарете, а Победу встретил в самом Берлине.
    Но не сразу отпустили опытного бойца домой, еще шесть лет ему пришлось наводить порядок на территории освобожденной Польши в составе отряда СМЕРШ. В родное село Арал-Тал он вернулся лишь в 1951 году. Женился. В 1968-м окончил Уральский сельхозтехникум, стал зоотехником. На заслуженный отдых вышел в 1984 году. Вместе с супругой вырастил семерых детей, богат внуками и правнуками.
    За боевые заслуги старшина Кумыскалиев награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и 17 юбилейными медалями. Отмечен и его мирный труд медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». Сегодня аксакал проживает в селе Пугачево и по-прежнему остается старшиной, только теперь в своей большой, дружной семье.

    Исколесил весь континент 

    Ветеран Великой Отечественной войны Юрий Сергеевич СИДОРОВ на жизнь никогда не жаловался: из войны вышел живым, троих детей народил, семь внуков вырастил, 12 правнуков дождался, бриллиантовую свадьбу успел отметить с супругой, а в прошлом году – свое 90-летие.

    1332

    Хотя, по большому счету, жизнь его не баловала. Он родился в 1924 году в Муйнаке на Аральском море и до отправки на передовую наш герой успел… посидеть в тюрьме. Такие были времена. Он еще легко отделался – попал в Ташкент, откуда и ушел добровольцем на фронт в декабре 1942 года. Воевал под Харьковом в составе 7-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии снайпером, награжден орденом Отечественной войны, медалями «За освобождение Украины», «За отвагу», «За победу над Германией» и другими наградами. Но о войне говорит неохотно.
    Стрелял он с детства хорошо. Да что там, – отлично! При форсировании речки Северный Донец, что на Донбассе, во время наступательных боев он получил серьезное ранение.
    – Пока сидели в обороне, нормально было, стрелял себе фашистов. А когда пошли в наступление, меня и подсекло, – вспоминает старый солдат.
    «Подсекло» – это про множественное осколочное ранение, в результате которого он восемь месяцев пролежал в госпитале. Его даже до Ашхабада не довезли, сняли в Чарджоу с санитарного поезда как безнадежного, хотели левую ногу ампутировать, но военврач все же рискнула, – оказалась понимающая: парню еще 20 нет, как ему без ноги?
    Выписавшись «по собственному желанию» и передвигаясь на костылях, он отправился к тетке в Петропавловск-Камчатский. Немного поработал секретарем военного трибунала НКВД, но инвалида не утвердили в Хабаровске. Устроился инспектором-контролером в морскую таможню. Однако больше года незаживающие язвы на месте ранений мучили. И тогда он вернулся в Муйнак. Раны затянулись в течение двух недель еще в дороге.
    Его послевоенная жизнь тоже была наполнена событиями: в Муйнаке встретил свою «королеву Марго», Марью Гавриловну, вслед за ней перебрался в Гурьев, ныне Атырау. Дети пошли один за другим – Сергей, Наталья, Надежда. Работал в гражданской авиации радистом, с десятой Всесоюзной аэрогеологической экспедицией объездил всю Среднюю Азию и Южный Урал. В 1960 году приехал с семьей в Уральск в качестве начальника связи вновь организованной Уральской геофизической экспедиции, где и проработал до выхода на пенсию в 1987 году. Несмотря на хромоту, увлекался мотоспортом и в 1973-м совершил с другом малую «кругосветку» по среднеазиатским республикам на мотоциклах с колясками.
    После выхода на пенсию съездил на операцию к новосибирскому кардиохирургу, благодаря чему и по сей день держится бодро. Кстати, вторую группу инвалидности пошел получать лишь после операции на сердце, хотя имел право на нее по ранению с 1944 года. Любит местную прессу и газету «Время», смотрит новости по ТВ. И планирует на традиционном празднике в кемпинге «Мечта», который ежегодно проводит ГКК для подшефных ветеранов Великой Отечественной войны, спеть любимые песни военных лет.

    Материалы подготовили:
    Галина КАРЕНСКИХ,
    Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
    Анна ПАНИЩЕВА


     
    Предыдущая статьяТанцующий город (ФОТО)
    Следующая статьяБерезовку переселяют?
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Резервисты: в Казахстане вводят новый вид воинской службы

    С 2025 года в Казахстане начнёт действовать воинская служба...

    Жители ЗКО с начала года отдали мошенникам 43 миллиона тенге

    В Западно-Казахстанской области за неполный месяц зарегистрировано уже более...

    Рекомендуем

    В автобусах Уральска отказываются от кондукторов

    С 1 февраля общественный транспорт по некоторым направлениям будет...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл