«Сколько в Уральске судостроительных предприятий?» — такой вопрос автор этих строк задал двум десяткам уральцев. Почти все без запинки ответили, что два: «Зенит» и «Гидроприбор». Подсказка: «А судоремонтно-судостроительный завод?» повергала респондентов в смущение. Хлопая себя по лбу, они восклицали: «Да-да-да, конечно! Но разве этот завод не развалился?»
Обидно слышать такое. Мы забываем свои корни, собственную историю!
Основанный в 1928 году судоремонтно-судостроительный завод имени В.И. Чапаева в советское время стал известным в Казахской ССР предприятием. С его стапелей сходили сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъемностью 300, 600 и 1000 тонн, пассажирские теплоходы типа «Речной» и «ПС», брандвахты, карчекраны, морские баржи проекта 1736 для перевозки ракушеблоков на Каспийском море и другие плавсредства.
После развала СССР и с началом перехода к рынку предприятие едва не отдало концы. Нынешнее ТОО «Судоремонтный завод» вновь возглавил опытный производственник, бывший капитан Уральского речного пароходства Владимир Самсонов. Трудно было поверить в то, что сейчас на заводе трудятся всего-то 30 человек. Однако оснований для пессимизма, по мнению Владимира Борисовича, нет.
Сегодня здесь не только флот ремонтируют. В 2013 году по собственным проектам предприятие построило две насосные станции производительностью 2000 кубометров в час, 6 малых насосных станций круглогодичной эксплуатации производительностью 30-100 кубометров и один земснаряд. Наконец, примечательным событием того же года стало начало строительства пассажирского теплохода на основе базового проекта советского времени Р118 «Фонтанка».
Суда такого типа предназначались для работы в центральной части Ленинграда, богатой историческими и культурными памятниками. Уральцы внесли ряд новшеств: длина судна увеличена до 25 м, ширина – 5,5 м, высота борта до 1,5 м, скорость составляет 20 км/ч, осадка – 0,5 м, имеются 3 каюты, санузел, в пассажирском салоне 65 посадочных мест, пассажировместимость 100 человек. Теплоход приводится в движение водометным двигателем мощностью 250 лошадиных сил с поворотным концевым патрубком, что обеспечивает судну высокие маневровые качества. Это идеальное судно для Урала!
Любимый уральцами пассажирский двухпалубный теплоход «Москва» в 2002 году был продан на Волгу в Новокуйбышевск, чтобы поправить финансовые дела тогдашнего АО «Уралречфлот» и закрыть долги по зарплате. Логично было предположить, что Уральск, наконец, получит долгожданный комфортабельный теплоход, который, как когда-то «Москву», можно будет использовать в качестве пассажирского и экскурсионного судна. Беда, однако, в том, что заказчиком его строительства выступил акимат Атырауской области. Кстати, заказы от наших южных соседей-атыраусцев поступают Самсонову и его коллегам постоянно: для Атырау построены не только насосные станции, но и два парома.
На «Москве», регулярно перевозившей садоводов по маршруту Уральск — Козинское, также проводились экскурсии для школьников и гостей города, выпускные вечера, дискотеки.
Торжественная церемония спуска на воду уральского варианта «Фонтанки» прошла в Затоне им. Чапаева 25 сентября 2014 года.
— Мы можем строить не только суда типа «Фонтанка», но и типа «Москва», — сказал тогда Владимир Самсонов. — Были бы заказы и деньги. Штат, если надо, мы увеличим. Думаю, что такие суда нужны Уральску, ведь спрос на пассажирско-экскурсионные перевозки большой.
Один из мэтров уральского судостроения Владимир Чижов, несмотря на пенсионный возраст, продолжает трудиться на родном заводе, воспитывает достойную смену. Акцент делается на практику, а не теорию, потому как учебного комбината речников давно уже нет, а кадры судостроителей в Казахстане не готовят. Довелось побеседовать с этим замечательным человеком в судокорпусном цехе.
Владимир Николаевич говорит, что рано ему на покой: дел-то сколько!
Работают сварщики, снует туда-сюда козловой кран. Дышит, живет завод! Но потенциал его далеко не раскрыт.
Объективная потребность в речных перевозках немалая: это песчано-гравийная смесь, кормовая ракушка, крупногабаритные конструкции для Карачаганака и нефтегазовых месторождений шельфа Северного Каспия…
Флот Урала нуждается в обновлении и пополнении, и внести в это весомый вклад может ТОО «Судоремонтный завод»!
Возможности использования его потенциала на благо Уральска и всей области ответственными лицами явно недооцениваются. Вот и уходит продукция предприятия в другие регионы. Можно решить проблему путем участия судоремонтно-судостроительного завода в госпрограммах по поддержке бизнеса. Но эта возможность также пока не прорабатывалась. Словом, потенциал у предприятия немалый, но организационные неувязки, явная недооценка использования его мощностей в интересах региона мешают возродить речное судостроение на Урале в его прежнем понимании.
А теперь представим, что Владимир Самсонов и его команда получили заказ на строительство теплохода проектов Р51 и Р51Э «Москва». Это станет мощнейшим стимулом для дальнейшего развития завода, обновления его основных фондов, мобилизации кадров! Кстати, слип – уникальное сооружение для подъема и спуска судов (таких в Казахстане всего 3!) – давно пора отремонтировать.
Сегодня заводчане могут сказать о себе: «Нас мало, но мы в тельняшках!» К тельняшкам и заводскому патриотизму надо добавить деловой, государственный подход к производству. Тогда речное судостроение на Урале действительно возродится на качественно новом уровне.
Александр СУЕТИН, фото автора