В середине 90-х годов прошлого столетия казахстанские официальные СМИ на весь мир заявили о том, что в 2005 году на Каспии начнется эксплуатация уникального нефтяного месторождения Кашаган. Инвестором данного проекта стал консорциум «Норт Каспиан Оперейтинг Компани б.в.» (NCOC), в который вошли 6 крупных нефтяных иностранных компаний. Однако на дворе уже 2015 год, а месторождение в эксплуатацию до сих пор не запущено.
Согласно проекту, на мелководье в северной части Каспийского моря, примерно в 85 км юго-западнее Атырау, были возведены искусственные острова А, ЕРС-2, ЕРС-3, ЕРС-4, которые займутся добычей, и остров Д, предназначенный для очистки и переработки углеводородного сырья. Для устройства искусственных островов в дно Каспийского моря были вбиты 110 железобетонных свай длиной 80 м и весом 300 тонн каждая. Насыпано 13 трлн тонн камня, щебня, использовано 160 тыс. тонн бетона и 37 тыс. тонн металла. Добываемое сырье должно поступать по трубопроводам на остров Д. Отсюда по трубопроводу длиной 99 км сырье должно поступать на обогатительный завод Болашак, расположенный на берегу в Каработане.
Строительство объекта длилась долго, срок ввода в эксплуатацию многократно переносился. И наконец 11 сентября 2013 года по трубопроводу пошла первая Кашаганская нефть. Однако уже 24 сентября недалеко от обогатительного завода произошел разрыв трубопровода, произошла утечка попутного газа и разлив нефти. 9 октября того же года на трубопроводе произошла вторая авария, из-за которой весь остаточный газ был сожжен на факелах. Специалисты установили, что объем сожженного газа составил 2,7 млн кубометров, станции экологического наблюдения зафиксировали превышение ПДК вредных веществ в атмосфере в 40 раз. Атырауские экологи предъявили консорциуму за вред, нанесенный окружающей среде, иск на сумму 750 млн долларов. Специализированный экономический суд вынес решение о возмещении ущерба окружающей среде на сумму 134,2 млрд тенге.
Эксперты, исследовав причины аварии на трубопроводе, установили, что непосредственной причиной разрушения трубопровода стало сульфидное растрескивание трубопровода под напряжением, вызванное местами повышенной твердостью металла. Оказывается, иностранные эксперты тоже бывают хохмачами, если сделали такое заключение: труба разрушилась потому, что была сделана из слишком прочного металла. Этому парадоксальному заключению есть объяснение, суть которого заключается в следующем. При проведении изыскательских работ и лабораторных исследований проектировщики консорциума установили, что максимальное содержание сероводорода в добываемом сырье не превышает 15% и соответственно этому заключению заказали трубы. Следует отметить, что трубы из титановых сплавов для нефти и газа в мире производят только японские компании Sumitomo и JFE. Подобные трубы проложены от Карачаганака до Оренбургского ГПЗ. Укладку трубопровода на Кашагане производила итальянская кампания Saipem с августа 2005 года по май 2012-го. Японцы, которые щепетильно относятся к своему имиджу, доказали, что консорциум NCOC заказал у них попросту не те трубы. Иностранцы, которым наши чиновники преклоняются как идолам, оказывается, тоже ошибаются.
Теперь по логике консорциум должен выплатить РК штраф в размере 120 млн долларов за отсрочку добычи и заменить за свой счет трубы. Но не тут было. Юридически получается, что консорциум выполнил свои обязательства по уточненному договору, то есть начал добычу согласно установленному сроку — до октября 2013 года. А что касается авария, то они здесь не виноваты, так как объект является экспериментальным. Есть, оказывается, такая оговорка в договоре. Появление нефти с повышенным содержанием сероводорода объяснили форс-мажорными обстоятельствами. Следует отметить, что во всех договорах иностранцы юридические вопросы продумали основательно. Согласно Соглашению о разделе продукции (СРП), подписанному в 1997 году, все затраты, связанные со строительством комплекса Кашаган, консорциум возмещает из прибыли, получаемой от продажи нефти. И только после того, как консорциум возместит все свои затраты, «Казмунайгаз», начнет получать свои 16,8%. А пока этого не произойдет, РК будет довольствоваться грошами от налогов и таможенных пошлин. Но и их все еще нет, так как проект не работает.
В итоге вырисовывается очень неприглядная картина. По сути, мы не очень далеко ушли от тех туземцев, у которых капитан Кук за стеклянные бусы приобретал земельные участки. Первоначальная сметная стоимость проекта оценивалась в 15 млрд долларов, в ходе реализации проекта эта сумма выросла до 136 млрд долларов. Замена негодного трубопровода обойдется еще в 3,5-4 млрд, соответственно, сметная стоимость проекта вырастет до 140 млрд долларов, а срок окупаемости — до 40-45 лет с первоначальных 6-7. Причем в сметную стоимость включатся не только капитальные затраты, но и эксплуатационные. Иными словами, чем больше будет сметная стоимость, тем выгоднее это будет для иностранцев.
Такие унизительные, экономически невыгодные договора, как вышеуказанное СРП для Казахстана составили иностранные советники. Из-за рекомендаций таких советников Казахстан стал сырьевым придатком иностранных государств.
Кстати, при транспортировке нефти и газа по трубопроводу, сера откладывается на внутренней стенке трубопровода, поэтому его периодически приходится промывать метанолом. Это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. И неизвестно куда потом будут сливать этот весьма ядовитый раствор. Море не суша, контролировать очень тяжело, еще труднее доказать. Еще 2-3 подобных аварии на Кашагане и в Каспийском море исчезнет все живое. По свидетельству очевидцев, уже сейчас между искусственными островами много мертвых чаек и рыб, наблюдается массовая гибель каспийского тюленя. Не следует забывать, что мелководье Северного Каспия к тому же является местом зимовки рыб осетровых пород, где сосредоточено около 90% мировых запасов этой уникальной рыбы.
Еще одна проблема Кашагана – это опасность пожара и взрывов. В этом отношении Кашаган можно сравнить не с бочкой с порохом, а с большущей цистерной с нитроглицерином. Словом, Казахстану от Кашагана в настоящее время нет никакой пользы, только одна головная боль. Специалисты считают, что разработка Кашаганского месторождения начата преждевременно. Зачем надо было строить такой супергигант, когда мы еще не достигли достаточного уровня научно-технического развития? И правы представители экологическое движение «Каспи табигаты»: Кашаган необходимо законсервировать на 30-50 лет и заняться развитием рыбоводства на Каспии.
Болат Бисенгалиев
Уральск-Атырау-Уральск