Руководитель городского отдела образования Жансулу Туремуратова почти весь прошлый год провела в Великобритании. Возможность овладеть английским языком и прикоснуться к европейской культуре ей представилась благодаря президентской программе «Болашак». Кроме изучения английского языка, глава горОО попутно познакомилась с особенностями системы образования в школах туманного Альбиона.
О том, почему английским ученикам не ставят оценки, а руководство школ свободно в выборе учебных предметов, и как при этом из детей готовят всесторонне развитую личность, Жансулу Менешевна рассказала в эксклюзивном интервью «Н».
Справка «Н»:
Туремуратова Жансулу Менешевна, родилась в 1961 году в Джаныбекском районе. Окончила Уральский педагогический институт имени А.С.Пушкина, естественно-географический факультет по специальности «химия и биология», затем магистратуру по экономике КазИИТУ, стипендиат международной программы «Болашак».
Трудовой путь начинала учителем химии в Таскалинском районе, в разные годы работала методистом Совета директоров ССУЗов г.Уральск, преподавателем медицинского, педагогического училищ, на кафедре химии пединститута. Около 10 лет проработала в департаменте экологии области, где возглавляла в разные годы экологическую пропаганду и отдел лабораторно-аналитического контроля.
В 2001-2006 гг. руководила отделами образования Таскалинского, Теректинского районов, в последнем некоторое время возглавляла отдел соцзащиты.
С октября 2010 года работает руководителем отдела образования города Уральска.
— Жансулу Менешевна, в первую очередь расскажите, каким образом вам удалось попасть в Великобританию?
— Как вы знаете, наш президент Нурсултан Назарбаев призывает к трехъязычию, в том числе внедрению обучения на английском языке в школах в вузах. Это веление времени. Однако для этого нужно, чтобы сами педагоги знали английский язык. Для этого мы и воспользовались программой «Болашак», позволяющей пройти обучение в ведущих странах мира. В прошлом году в качестве пилотного проекта нам удалось отобрать 15 учителей с пяти СОШ города, которые боролись за право обучаться в Великобритании. Сначала они прошли курсы английского языка непосредственно на базе городского отдела образования, а затем стали участниками президентской программы. Я также решила попытать счастья и вместе с ними сдала все необходимые экзамены. В итоге набрать пройти сито отбора «Болашака» удалось только двум кандидатам – мне и учителю математики из школы-гимназии вальдорфской ориентации. В итоге мы и были направлены в Великобританию, а если быть точнее, непосредственно в Англию.
— С чего началось ваше знакомство с Англией? Наверно, сначала многое было интересно, но непонятно?
— Изучать систему образования нам довелось в одном из самых молодых по английским меркам университете Сассекс в одноименном графстве Англии. Он находится в городе Брайтон, самом южном городе Англии на берегу пролива Ла-Манш. В этом университете обучаются около 15 тысяч студентов самых различных национальностей. Членов казахстанской группы, кстати, студенты и школьники некоторое время принимали за китайцев, приветствуя возгласом «Ни хао». Жили мы в пригородном студенческом городке в одной из заповедных зон. Природа там просто изумительная – холмистая местность, леса, чистый воздух. Первые шесть месяцев мы усиленно изучали английский язык, что называется, изнутри, у коренных носителей. Сначала было очень сложно, мы понимали лишь отдельные слова и предложения. Здесь следует отметить тактичность англичан, которые проводили обучение. Они успокаивали нас, дескать, не переживайте, этот язык же вам не родной, все придет со временем. И действительно, спустя пару месяцев я уже могла общаться с продавцами в магазинах, персоналом баров и других торговых заведений.
— Что вы можете сказать о менталитете и характере англичан?
— В первую очередь в глаза бросается их исключительная вежливость и
доброжелательность, причем это черта характера не только взрослых, но и детей. Даже если англичанин сам ненароком толкнул тебя плечом, он же первый и попросит прощения. Для них в порядке вещей извиниться, поблагодарить человека, пожелать ему доброго дня. Культура поведения и общения у них на очень высоком уровне. Что еще мне понравилось в английском менталитете – это их очень трепетное и бережное отношение к истории страны. Как бы они не относились к отдельным королям, прошлым и нынешним политикам, они чтут свою историю, можно сказать, что каждый англичанин – истинный патриот. У англичан не принято ругать свое прошлое, говорить, что раньше было плохо, а сейчас хорошо, что было, то было, надо сделать выводы и жить дальше. Еще один впечатливший меня момент – идеальная чистота английских городов. Там практически нет грязи, опять-таки не только потому, что коммунальные службы работают на высоте, но и за счет чистоплотности самих жителей.
— Давайте поговорим о том, что вы изучали на родине Шекспира почти целый год. Каким же образом организовано школьное образование в Англии?
— Английская система образования развивалась на протяжении нескольких столетий, и если за это время и менялась, то явно в сторону улучшения. Если говорить вкратце, в целом систему образования в Великобритании можно поделить на четыре уровня: начальное (от 5 до 11 лет), среднее (11-16 лет), послешкольное (16-18 лет) и высшее (от 18 лет). При этом среднее образование в Великобритании является бесплатным и обязательным для граждан от 5 до 16 лет. Школ здесь великое множество, как государственных, так и частных. Например, хорошей популярностью пользуются частные школы-пансионы, где ученики как обучаются, так и проживают тут же. Есть также отдельные школы для мальчиков и девочек. Что касается именно среднего образования, то по окончании обучения школьники, как и у нас, сдают необходимые экзамены и получают на руки сертификат. Хотя привычных оценок по пятибалльной шкале там нет, ученик оценивается по другим критериям и другими методами (об этом я скажу позже).
После обязательного общего среднего образования (16+) учащиеся при успешной сдаче экзаменов могут выбрать двухгодичную подготовку для поступления в вузы либо в школе (А — уровень), либо продолжить учебу в колледже (возраст от 16 до 18 лет). Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие годы обучения в университете. Только после окончания колледжа можно стать студентом и получить высшее образование, которое длится в зависимости от специальности 3-4 года (кроме медицинского) и заканчивается присуждением степени бакалавра.
Таким образом, срок обучения в школе с учетом предшкольной подготовки составляет 13 лет, без этой подготовки — 12 лет. В разных регионах Англии система может отличаться в зависимости от вида, типа и направленности английских школ. Предшкольная подготовка часто начинается с четырех лет (раннее обучение) на базе начальной школы. И не всегда ребенок, прошедший предшкольную подготовку в данной школе, может продолжить обучение там же. Это зависит от правил приема школы и местожительства ребенка. Первоочередным правом для обучения пользуются дети, проживающие в районе, где располагается школа (в этом схожесть с нашей системой).
— Ну что ж, общая картина ясна. Давайте остановимся на подробностях. К примеру, какие предметы изучают английские школьники? Каким образом у них построена школьная программа?
— К обязательным предметам относятся: английский язык и литература, математика, английская история и так называемый урок драмы, во время которого они разыгрывают целые мини-спектакли на уроках, тем самым учителя развивают в подростках творческое начало. Кроме уроков драмы, в английских школах есть такой предмет, как «Computing» (информатика) и «Science» (наука), то есть дети занимаются различными исследованиями и экспериментами. Остальные предметы каждая школа вольна выбирать сама, равно как и количество часов для их изучения. Вообще, свобода выбора школьной программы в Англии – это привычное явление. К примеру, после завершения школы в Англии существует аж пять видов тестирования (у нас только ЕНТ) на основе методик, разработанных Оксфордским, Кембриджским университетами и др. Каждая школа самостоятельно определяет, какой вид тестирования выбрать.
Кроме того, как я уже отметила выше, оценки в их традиционном понимании в Англии школьникам не ставят. Там в течение каждого учебного года педагоги следят за успехами детей и составляют описание успешности подростка и его психологический потрет, выдаваемые родителям. Сами занятия в английских школах строятся так, чтобы дети научились критически и логически мыслить, поэтому учителя не дают им готовые задания, а проводят эксперименты, дискуссии между учениками и тому подобные элементы.
— Насколько велика нагрузка у английских школяров? Как у них проходят учебные будни?
— Дети находятся в школе с восьми-девяти часов утра до трех-четырех часов дня. За это время они не только учатся, но и занимаются другими полезными делами – спортом, искусством. Там перемены могут длиться до часа. Во время таких больших перерывов ребенок может, к примеру, поиграть в баскетбол или заняться музыкой. Также предусмотрено время для обеда. К слову, я лично опробовала школьное меню и могу ответственно заявить, что школьное питание в Англии по качеству ничуть не превосходит наше. Там также подают макароны, салатики, однако в отличие от нас, в английских школах разрешена продажа фаст-фуда и разного вида газировок. Столовые в английских школах, как и в Казахстане, также отданы в аренду предпринимателям, которые отвечают за качество еды. При этом дети оплачивают свои обеды не наличными деньгами, а через карточку с помощью специальных устройств типа банкоматов, установленных прямо в школах.
— Насколько высоки статус и заработная плата учителя в Англии? И вообще, достойно ли там финансируется система школьного образования?
— Учитель в Англии, конечно, фигура солидная и авторитетная. Там нет такого, как у нас, когда во всем виноват учитель, его ругают и упрекают все кому не лень. В Англии же родители лишний раз побоятся высказать претензии к педагогу, хотя там и требования к родителям значительно жестче. Что касается зарплат, то, к примеру, заместитель директора английской школы, по-нашему, завуч, получается в пересчете на нашу валюту примерно 700-800 тысяч тенге. Однако не стоит забывать, что и цены в Англии выше казахстанских. В частности, стоимость буханки хлеба там может достигать, опять-таки в пересчете на тенге, полутора-двух тысяч. Кстати, раз уж заговорили о ценах, можно отметить и высокую стоимость коммунальных услуг. Англичане, будучи обделены обилием полезных ископаемых, очень бережно относятся к коммунальным благам, для них энергосбережение – это насущная потребность, поэтому они даже в дневное время, пока находятся на работе, отключают дома отопление. При это англичане не привыкли жаловаться на государство, они понимают, что страна имеет скудные запасы полезных ископаемых и других минеральных ресурсов, поэтому высокие цены обоснованны.
Если говорить о финансировании школ, то здесь наряду с государственным обеспечением очень развито меценатское движение. Другими словами, помимо бюджетных средств, школы получают финансирование за счет меценатов, практически каждая школа имеет хотя бы по одному меценату. Хочется также отметить, что бизнесмены вкладывают деньги в учебные заведения не только ради прибыли, но и в целях развития сферы образования. Вообще, для англичан в бизнесе главное – не карман набить, а прежде всего добиться прогресса своей страны в той или иной сфере деятельности.
— Как в Англии обстоит ситуация с обучением иностранных детей?
— У них есть специальные школы для мигрантов. Там по сравнению с обычными английскими школами уровень обучения и материально-технического состояния похуже, однако здесь предусмотрен стимул для учеников. Если иностранный школьник покажет себя с хорошей стороны, будет демонстрировать успехи в учебе, он может быть переведен в обычную школу, где продолжит обучаться уже с детьми-гражданами Великобритании.
— Что из увиденного в английских школах вы планируете внедрить в систему нашего среднего образования?
— Эта тема еще будет обсуждаться совместно с педагогической общественностью города. Пока же мне очень приглянулся такой вид занятий у англичан, как урок чтения. Поясню: учитель дает детям 20-30 минут, которые они должны потратить исключительно на чтение. Что предпочтет читать подросток – это его личное дело, он может взять либо художественную литературу, либо научный труд, главное – привить у детей склонность именно к самому процессу чтения. Это очень полезная идея, которую можно внедрить в нашу школьную программу, будем над этим работать. Вообще, хочется отметить, что несмотря на развитие информационных технологий, англичане продолжают ценить бумажные носители информации. У них в школах, колледжах и вузах мощные библиотеки с огромным количеством литературы, обилие компьютеров и прочей обучающей техники ни в коем случае не дает повода отказываться от старой доброй книги.
Беседовал Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА
и из личного архива Жансулу Туремуратовой
Кстати:
Высшее образование в Великобритании платное и для своих граждан, и для иностранцев. Для последних — дороже. По данным Википедии, студенты, являющиеся гражданами страны, могут учиться в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно.
Справка «Н»:
Учебный год в школах Англии начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его продолжительность — около 40 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). Учебная неделя обычно пятидневная, а учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву.