Военный суд Карагандинского гарнизона приговорил начальника погранзаставы «Туат» Армана Куанышпаева к пяти годам лишения свободы. Такой срок 23-летний лейтенант пограничной службы получил за то, что, по версии следствия, довел срочника из Чингирлауского района ЗКО до суицида. Однако родители погибшего парня и представляющий их интересы адвокат считают, что солдат был убит и пытаются привлечь офицера к уголовной ответственности за умышленное убийство.
ЧП на погранзаставе «Туат» воинской части 2017 Пограничной службы КНБ РК, которая находится в Восточно-Казахстанской области, произошло в ночь на 6 мая 2014 года. Арман НАУРЗГАЛИЕВ, призванный еще в 2013 году из Чингирлауского района, был найден мертвым на прилегающей территории.
Погибшего от огнестрельных ранений солдата признали самоубийцей, однако вскоре выяснилось, что в гибели рядового замешан начальник погранзаставы Арман КУАНЫШПАЕВ. Со слов других солдат, молодой лейтенант периодически унижал и оскорблял не только Наурзгалиева, но и остальных срочников. По версии следствия, якобы физическое и психологическое насилие со стороны начальника и заставило 18-летнего западноказахстанца нажать на курок. В итоге в отношении Куанышпаева возбудили уголовное дело по статье 380-1, ч. 2 УК РК (превышение власти, повлекшее тяжкие последствия). После завершения предварительного следствия из-за нюансов уголовно-процессуального производства судебный процесс вел военный суд Карагандинского гарнизона.
Конфликт – драка — смерть
Как сообщали местные СМИ в мае прошлого года, тело Армана из Восточного Казахстана на родину вместе с командованием части привез отец солдата Марат Наурзгалиев. Еще тогда он уверял журналистов, что его сын не мог покончить с собой.
— Во время вскрытия я увидел на теле сына следы избиения, – сообщил тогда Марат Наурзгалиев. – У Армана были синяки и гематомы на ногах и в области паха, следы наручников на запястьях. При этом у моего сына зафиксировали два пулевых ранения! Как он мог дважды выстрелить в себя? Кроме того, на автомате, из которого были сделаны выстрелы, не нашли отпечатков пальцев Армана.
Другие родственники погибшего говорили, что Арман занимался боксом, мог постоять за себя. Кроме того, в армию парень пошел с желанием, он буквально рвался служить и отговоры родных даже слушать не хотел.
Также отец погибшего срочника рассказал, что общался с сослуживцами своего сына. С их слов, накануне ЧП у Армана произошел конфликт с начальником заставы. Находясь в столовой, Куанышпаев приказал солдату лечь на пол. Тот отказался, в ответ лейтенант отвел строптивого подчиненного в туалет, где сильно избил. Арман также не остался в долгу и дал разбуянившемуся начальнику сдачи. А спустя несколько дней Наурзгалиев был найден застреленным…
Само командование части, которое пыталось незаметно ретироваться после выгрузки гроба, все же было перехвачено журналистами. Как лаконично пояснили офицеры, судмедэкспертиза признала, что имел факт суицида. Также руководство части пояснило, что погибший не имел нареканий по службе и в целом характеризовался положительно.
Похоронили Армана в родном поселке прямо на День Победы.
«Пусть ответит за убийство»
Приговор в отношении Куанышпаева был оглашен 16 февраля. Военный суд Карагандинского гарнизона признал лейтенанта виновным в превышении власти с тяжкими последствиями и осудил его к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, суд обязал осужденного выплатить потерпевшей стороне три миллиона тенге в качестве компенсации за моральный вред. К слову, сам подсудимый свою вину так и не признал.
Однако родные Армана Наурзгалиева собираются обжаловать данный приговор.
— Мы хотим, чтобы Куанышпаева осудили за убийство нашего сына, — говорит отец погибшего. – Наш адвокат нашел в деле много нарушений уголовно-процессуального законодательства, версию умышленного убийства вообще никто не отрабатывал, автомат, ставший причиной смерти, не был должным образом исследован, не установлено конкретное место гибели Армана. Мы намерены добиваться привлечения Куанышпаева к ответственности именно по статье «Убийство», поскольку считаем, что суицид Армана был инсценирован.
Кроме того, у Марата Наурзгалиева и его адвоката имеются претензии к судье Байжанову, председательствовавшему на процессе.
— В ходе суда председательствующий по делу проявлял свою агрессию и явное неуважение к участникам процесса, — говорится в жалобе Марата Наурзгалиева, отправленной президенту РК. – Судья лично оскорблял представителя государственного обвинения, мне же кричал, что ему нужно побыстрее закончить дело и уехать, отклонял наши ходатайства. Кроме того, председательствующий по делу постоянно перебивает моего представителя и препятствует ему заявлять ходатайства, задавать необходимые вопросы свидетелю. Таким образом, председательствующий по делу не объективен и не проявляет беспристрастность, не создает сторонам необходимые условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств дела, проявляет явную заинтересованность в исходе дела. Мы заявляли ему отвод, однако наша просьба не была удовлетворена. Также мы уже отправляли жалобу на действия судьи в Высший военный суд, однако там наше обращение не было рассмотрено по существу.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО