Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Софья АУХАРИЕВА: «Чтобы сохранить мир, нужно честно трудиться и уметь понимать друг друга»

    Софья Михайловна АУХАРИЕВА – ветеран войны и труда, Отличник просвещения КазССР – 3 февраля отметит 90-летие. Несмотря на солидный возраст, она энергична, любознательна и активно следит за событиями в мире, области, городе, по-прежнему интересуется новинками в системе образования и может дать фору многим нынешним аналитикам. К ее мнению не мешало бы прислушаться нынешним чиновникам и авторам методик преподавания, поскольку ее выпускники до сих пор понимают немецкий язык, хотя школу окончили 40-50 лет назад.

    Февраль 1971 года. Встреча с первыми выпускниками СШ № 16 //
    Февраль 1971 года. Встреча с первыми выпускниками СШ № 16 //

     

     Последний звонок в СОШ № 16 1976 г. //

    Последний звонок в СОШ № 16 1976 г. //

     

    Учителя бывают разные: сильные в педагогике и в преподавании своего предмета, любимые, на которых хочется равняться всю жизнь, и не очень, о которых и не вспомнишь через десятки прошедших лет. Но если через 60 лет учителю один из ее учеников признается в любви такими словами: «Именно на Ваших уроках запало в сознание, что знание языка – это не столько усвоенные навыки бегло добиваться в заграничной поездке ответов на вопросы типа: «Где находится…?», «Как пройти…?» и «Сколько стоит…?», – сколько открытие для себя образа жизни и языковой культуры другого народа, формирование которых происходило тысячелетия на основе непрерывной эволюции», а дальше – в стихах с применением основных грамматических особенностей немецкого языка, другие не боятся и не стесняются рассказать стихотворение на немецком языке, третьи в Дрезденской галерее смогли прочитать и понять длинные надписи на картинах средневековых живописцев, а четвертые хвалятся, как в трудные  студенческие годы в Москве отличное знание немецкого языка было материальным подспорьем, то можно смело говорить, – что этот учитель был сильным, он состоялся, не зря работал и не зря прожил свою жизнь.

    Детство. Отрочество. Юность

    Родилась Софья Михайловна в Уральске в 1925 году. Мама, Бадырниса Гумаровна, – коренная уралочка, отец, Мингаз Мифтахович, – родом из Казани. В семье было четверо детей, да еще маленькая сестричка отца, так что маме забот хватало. Сначала семья часто переезжала, в 1931-1933 годах жили в Джаныбеке, а в 1935-м вернулись в Уральск, где отец поступил бухгалтером в пединститут им. А.С. Пушкина, и русскоязычные коллеги с его разрешения стали звать его Михаилом Михайловичем. Специалистом он был отличным, но никогда больших должностей не занимал – сам отказывался.

    – Я с детства была самостоятельная, с характером, – вспоминает Софья Михайловна. – Помню, мне года три или четыре было, с дедом с парохода сходим на берег, а я требую: «Не держи, я сама!», потом падаю, меня подхватывает матрос. Детских садов не было, и чтобы не болталась без дела, меня в пять с половиной лет отправили в школу, и как-то на уроке я уснула.

    – А сегодня отдавать в школу в 5-6 лет считается нормой…

    – В нынешней школе, к сожалению, многое происходит вопреки здравому смыслу. Требования к детям очень высокие, а результаты получаются низкие. Ребенок должен физически созреть к тем нагрузкам, которые он получает в школе. К примеру, языки изучать нужно не с грамматики и написания букв, а с формирования словарного запаса, причем, в игровой форме. Когда человек может говорить и на слух понимать, что ему говорят, тогда и письмо, и правила грамматики легче усваиваются.

    – Почему вы выбрали профессию учителя немецкого языка? Вы же владеете несколькими языками?

    – Любой образованный человек, кроме родного, должен владеть хотя бы одним иностранным языком. Для меня родные татарский и русский, знаю казахский. Немецкий тоже не был чужим, поскольку в Джаныбеке квартирная хозяйка была немка и какие-то слова и выражения запомнились. Мне нравилось, как у немцев устроен быт, их культура, а детские впечатления – самые яркие.

    Хотела стать учителем, как наша школьная учительница русского языка и литературы Людмила Александровна РЯБИНСКАЯ-ЕВСТРАТОВА, писаная красавица и необыкновенная умница, сумела привить нам любовь к чтению и литературе. Поступить на двухгодичные курсы учителей немецкого языка нам с сестрой Зоей посоветовал отец: как раз ввели плату за учебу с восьмого по десятый классы, а курсы были бесплатные, да еще со стипендией в 130 рублей. Для многодетной семьи это было большим подспорьем.

    Когда началась война, мы, студенты, все как один отправились на заготовку сена для Буденовской армии – тогда еще господствовали представления времен гражданской войны – и пробыли на сельхозработах до октября. Вернувшись в Уральск, продолжили занятия с большим усердием, обнаружив, что почти половины наших преподавателей нет, в первую очередь, немцев. Мы тогда еще не все понимали…

    – Трудно было преподавать немецкий? Ведь этот язык стал языком врага.

    – На первом же уроке я рассказывала историю про разведчиков, которые добрались до вражеского штаба, слышат разговор, а о чем речь, не понимают и сожалеют, что пропускали уроки немецкого. Это было сильным мотивом. Трудности заключались в другом. К работе я приступила в мае 1942-го в Лбищенской казахской школе Чапаевского района и старшеклассники, а некоторые из них были 1923-1924 годов рождения, заявили, что не обязаны мне подчинятся. Пришлось соврать, что мне 25 лет.

    А один раз чуть на урок не опоздала – радио заслушалась. С детства люблю классическую музыку, а по радио по утрам часто звучала классика. Сейчас, к сожалению, проводного радио нет, что странно: живем в богатом государстве, нефть и газ добываем, вся таблица Менделеева под ногами, а на радио денег не хватает. Так вот, заслушалась я Мусоргского, мелодия кончилась и пропикал сигнал точного времени – восемь часов. Мне надо на уроке быть! Как была, пальто накинула, валенки на босу ногу и в школу. Хорошо, раздеваться не надо было – в школе холодно, все одетые. Этот случай стал для меня уроком на всю жизнь. Больше ни разу я не опаздывала. А внешнему виду придавала большое значение, потому что это тоже воспитательный момент. Учитель должен быть образцом во всем – в манерах, поступках и внешнем виде.

    – Вам могут возразить, что нынче это дорого.

    – Чтобы быть опрятной, с аккуратной прической и ухоженными руками денег не требуется. Манеры и поступки не от кошелька зависят, а от внутренней культуры человека и его нравственности. И еще учитель должен быть искренним и честным. Как дети, только с большим жизненным опытом.

    – Вы награждены медалью «За Победу над Германией в 1941-1945 гг». Как это было?

    – В 1943 году по семейным обстоятельствам я вернулась в Уральск, устроилась в СШ №1, а в 1944-м по конкурсу прошла в Ленинградское военное училище связи, где обучала курсантов немецкому языку. Когда училище переводили вновь в Ленинград, мне предложили переехать вместе с ним. Но родители отговорили: «У тебя нет высшего образования». И я поступила на второй курс Саратовского пединститута, немецкое отделение факультета иностранных языков. В первую годовщину Великой Победы в актовом зале института все участники этой войны были награждены медалью «За Победу над Германией в 1941-1945 гг», в их числе была и я. Из привилегий – место в элитном общежитии.

    Товарищ директор

    После окончания института в 1948 году, Софья Михайловна получает направление в Алтатинскую среднюю школу Дергачевского района на два года и почти сразу назначается ее директором. И пусть в школе чуть больше 300 учеников, а в 10-м классе – пятеро, это большая ответственность. Но она справилась, да так, что отпускать ее не хотели.

    – А почему Вы вернулись в Уральск?

    – Замуж вышла. В 1949-м домой вернулся майор Гариф Абдуллович АУХАРИЕВ. Его призвали в армию, едва исполнилось 18 лет. Прошел Украину, Болгарию, Румынию, Венгрию, Победу встретил в Югославии. В армии он прослужил семь лет. Познакомилась с Гарифом, когда приехала в отпуск, в июле 1950-го сыграли свадьбу, и полвека прожили с ним, став для многих семейных пар примером.

    – Расскажите о своей семье, пожалуйста.

    – Дочка Ранида окончила школу с золотой медалью, аспирантуру МГУ им. Ломоносова, стала кандидатом химических наук, сын Вавиль получил два образования – музыкальное и финансовое, пошел по торговой части. Два внука у меня, две внучки и два правнука. Рада, что каждый из них нашел свое любимое дело. Безоблачных судеб не бывает, но в жизни необходимо найти себя и всегда оставаться человеком.

    – В чем секрет Вашего успеха в должности директора СШ №16?

    – В коллективе. В 1950-м я поступила на работу в СШ №1 учителем немецкого языка. Директором тогда был Матвей Георгиевич КОСТЮКОВ. Нагрузка была маленькая, в гороно предложили еще часы в казахской школе №11, потом еще 8 часов иностранных языков добавилось в музыкальном училище, да в пединститут пригласили преподавать. В общем, только успевай крутиться. А в первой школе был прекрасный коллектив очень сильных педагогов, у которых было чему учиться. Сильнейший учитель физики и математики Василий Давыдович ЧЕРЕВАТОВ, учитель литературы и истории, редкой эрудиции человек Антонина Леонтьевна СПИРИНА, Заслуженный учитель КазССР, завуч школы Мария Ивановна ДАВЫДОВА, Мария Федоровна ЯКУШИНА, Людмила Николаевна СТАВКИНА… Мои первые выпускницы в этой школе, 1951-го года, – Пастушкова, Шарыпова, Ершова, Фокина стали впоследствии учителями СШ №16.

    В 1967 году горком предложил мне стать директором новой, только что построенной СШ №16. Она стояла на выселках, с транспортом плохо. Начальником облоно был в те годы Истлеу Сундетович САПАРОВ, переживал: «В такую даль женщину загнали». Но я согласилась – было интересно себя испытать, хотелось собрать сильную, высокопрофессиональную команду. В новую школу влились коллективы 39, 31 и 16 школ, район рос как на дрожжах и рассчитанная по проекту на 964 учащегося, наша школа уже через три года насчитывала 1962 ученика. И рост продолжался. Отказывать детям в приеме не имели права – они учились по месту жительства. Школа перешла на пять смен. Когда сдали в эксплуатацию СШ №23, которую возглавил Василий Андреевич БАЕВ, мы передали туда 1300 учеников и 1300 остались у нас.

    При этом мы умудрялись заниматься творчеством: занимали первые места в смотрах художественной самодеятельности; практически, во всех городских и областных олимпиадах наши ученики занимали призовые места с большим отрывом от ближайших соперников; показывали отличные результаты и во всесоюзных олимпиадах по химии (в Киеве) и математике (в Новосибирске); участвовали в туристических слетах, открыли класс юных пилотов (шефом был аэропорт) и даже ставили оперу «Гуси-лебеди». Кстати, в свое время я участвовала в постановке оперы в школе №1, ее ставила Нина Константиновна АВДЕЕВА, а когда я решила повторить этот уникальный опыт в своей школе, долго не могла найти концертмейстера. Нашли. И, знаете, получилось! Сначала был один состав, а через два года со вторым составом поставили. В общем, опыт работы в СШ №1 мне очень помог – это было для меня ориентиром, какой должна быть настоящая школа.

    – Тем не менее, отдав 13 лет школе №16, Вы ушли на заслуженный отдых в 55 лет. Не жалеете, что рано ушли?

    – Нисколько. Я очень любила школу, но просто устала без конца что-то добывать. В те годы во всем был дефицит и мне приходилось обивать пороги различных инстанций, предприятий, искать нужные материалы, мебель и прочий инвентарь, чтобы создать комфортную обстановку ученикам и педагогам. В школе должно быть красиво и уютно, чтобы в нее хотелось идти. Мы первыми повесили занавески в классах. У нас все стены были оформлены стендами, которые давали массу полезной информации учащимся. К примеру, стенд, рассказывающий обо всех союзных республиках, не раз помогал сдать выпускной экзамен по истории. И таких примеров можно привести много. Мне удалось создать мощный коллектив единомышленников: Иван Родионович СТУПАК, талантливый учитель физики с собственной методикой преподавания, завуч Александра Федоровна ФОКИНА, учителя литературы Виктория Васильевна ЛИТВИНЕНКО и Евгения Дмитриевна ПАСТУШКОВА, учитель английского Светлана Иргалиевна БИСЕМБАЕВА, учитель начальных классов от Бога Мария Сергеевна ЛЕГКОДИМОВА, Валентина Ильинична ГУСЬКОВА, принявшая от меня эстафету директорства, технический и обслуживающий персонал… Я могла бы перечислить еще многих достойных педагогов, но узкие газетные рамки не позволяют этого. Коллектив работал, как единый организм, как швейцарские часы. Уходила на заслуженный отдых с легким сердцем, сознавая, что эта школа – мое самое любимое детище. Я довольна тем, как сложилась судьба.

    Ученики – не подопытный материал

    – А что, на Ваш взгляд, должно быть главным в работе директора школы?

    – Хочешь работать в школе – люби детей. Без этого качества учитель является профнепригодным. Учитель не должен бояться каверзных вопросов своих учеников. Надо уметь признавать свои ошибки и не стесняться признать, что ты чего-то не знаешь. А чтобы не попадать впросак, нужно постоянно учиться – сейчас для этого больше возможностей, чем было у нас: чаще всего мы находили новые методики в центральных и российских журналах. Директор должен ходить на уроки к учителям, заботиться об учителях и доверять им.

    – Сейчас появились лицеи, Назарбаевские интеллектуальные школы, гимназии для одаренных детей. Идет активная селекция технических кадров со школьной скамьи.

    – Но инженеров по-прежнему не хватает. Как и толковых врачей, и учителей… Может, что-то не так в самой системе образования? С тех пор как ввели в качестве итоговых экзаменов тесты, где главное – попасть в нужный ответ, качество знаний резко ухудшилось. Погоня за рейтингами душит инициативу педагога, загоняет его в жесткие рамки, никакого отношения к творчеству не имеющие. А ведь каждый ребенок по своему одарен, задача учителя разглядеть в нем эти способности и поддерживать интерес к знаниям. Если же учитель называет ученика бездарем, тупицей, ни к чему не способным, то ему противопоказано работать с детьми! Когда педагог советует родителям ученика нанять репетитора, он расписывается в своей несостоятельности.

    – Но ведь без репетитора не обойтись, если школьник плохо понимает математику или, наоборот, с математикой все отлично, но иностранный язык не дается?

    – Для этого существуют дополнительные занятия и дифференцированный подход к учащимся. В нашей школе, например, практиковались дополнительные занятия со слабыми учениками до урока. Таким образом, слушая на уроке объяснения учителя, ученик уже слышит знакомые определения, активнее включается в работу класса, чувствует себя уверенней. В конце концов, скорость мышления у всех людей разная и это педагог тоже обязан учитывать.

    – В нынешней школе масса отчетности, учителям уже некогда детьми заниматься, а каждый новый министр начинает собственную реформу. Как тут соответствовать тому образу учителя, о котором Вы говорите?

    – Порой мне кажется, что происходящее в системе образования больше похоже на диверсию, чем на реформы. Сегодня средняя школа превратилась в экспериментальную площадку, но ученики – не подопытные кролики! Вроде и богаче стала школа: интерактивные доски, готовые кабинеты химии, физики, биологии, лингафонные классы, компьютеры, – а знания плохие. Вместо экзаменов – тестирование, которое просто убивает разум! Почему с древних времен в школах большая роль отводилась риторике? Потому что человек, умеющий говорить, то есть ясно формулировать свои мысли, умеет думать. У государства, которому не нужны специалисты, умеющие мыслить и говорить, нет будущего.

    – Но сегодня на рынке образовательных услуг большой выбор, отличники зарабатывают себе право учиться за счет бюджета, а кто не потрудился в школе, получает профессию на коммерческих отделениях.

    – Вот именно – рынок! Преподаватель, зависимый от числа «платных» студентов, никогда не отчислит богатого лентяя! Думаю, беда современной системы образования в том, что ее превратили в рынок. Там, где начинается коммерция, в человеке проявляются такие качества души, от которых плачут ангелы, а ошибки педагогов слишком дорого обходятся обществу.

    Не заслужили?

    – Вы вышли на пенсию 35 лет назад, но до сих пор встречаетесь с коллегами, участвуете в патриотическом воспитании молодежи. Не тяжело?

    – С возрастом, конечно, тяжелее стало двигаться, но мне грех жаловаться – ученики меня не забывают, навещают часто, приглашают на разные мероприятия. Я очень благодарна моим ученикам и коллегам, городскому и областному управлениям образования за постоянную заботу и внимание ко мне. Их трогательные, нежные письма и звонки, приходящие со всего света, согревают мне сердце. А благодаря вниманию всеми нами уважаемого депутата гормаслихата А.Р. Амирханяна моя родная школа ежегодно проводит встречи-праздники 8 Марта, День Победы, День учителя. У школы и раньше были шефы, оказывали по своим возможностям помощь, но как сейчас проявляет заботу Аветик Рубенович, я не встречала.

    Но вот за многих ветеранов труда просто обидно. Особенно за тех, кто является тружеником тыла и детьми войны. Почему-то в России статус «труженик тыла» или «дети войны» присваивается по возрасту. А у нас должны представить справки, привести двух свидетелей. Не могу понять, почему в нашей стране существует порочная практика предоставления доказательств, что ты трудился в тылу? Все дети, начиная с 6-7 лет, на селе помогали взрослым на полях! С 12 лет – на заводах, ухаживали за ранеными в госпиталях, в колхозах – на токах, на тракторах, на овощных и хлопковых плантациях. Ведь тогда в колхозах у взрослых даже паспортов не было, о какой трудовой книжке для подростка вести речь? Трудились все без отпусков, каникул, выходных. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал девизом нашей жизни на все четыре года войны, ибо что сможет сделать солдат Красной армии, если у него не будет хлеба, каши, шинели, оружия, танков, самолетов, патронов? Люди переносили лишения, голод, холод стойко, с великой надеждой – Победа будет за нами! Да и в послевоенное время пришлось восстанавливать разрушенное хозяйство, пережив и страшную засуху 1946 года. Люди трудились на износ, но с верой в будущее. Если бы в тылу работали так, как современные чиновники, то их деды-прадеды не вернулись бы с фронта, не было бы их родителей, не было бы их самих, не было бы и независимого Казахстана.

    – Софья Михайловна, сейчас уже вовсю переписывают историю, стремятся вычеркнуть подвиг советского народа в Победе над фашизмом…

    – Это страшно! В конце XX века многие руководители еще помнили, какая это была война, а нынешние погрязли в праздности и роскоши. В это трудное, кризисное время неспроста наш президент Нурсултан Абишевич НАЗАРБАЕВ спросил: «Что такое независимость?» и дал ответ: «Трудиться, трудиться, трудиться!» К сожалению, год 70-летия Победы начинается со лжи и сплошного расстройства. Западные страны вообще все с ног на голову ставят, лишь бы побольнее «укусить» Россию. Неужели не понимают, что наносят удар по собственной истории, плюют на могилы своих предков, кто тоже боролся с фашизмом? Поистине пророческими были слова четырежды Героя Советского Союза Георгия Константиновича ЖУКОВА маршалу Константину Константиновичу РОКОССОВСКОМУ: «Мы их (Европу) освободили, и они нам этого никогда не простят». Нельзя забывать и переписывать историю – будущее за это жестоко отомстит.

    – Можно ли это исправить?

    – Да. Пока еще живы свидетели и непосредственные участники той эпохи, встречаться с ними, записывать их рассказы и бережно сохранять эту память для потомков. Чтобы сберечь мир, нужно много и честно трудиться, и уметь понимать друг друга.

    Вопросы задавала Анна ПАНИЩЕВА

    Празднование Дня Победы в кемпинге «Мечта» ГК «Конденсат»

    436

    439

    438

     

    Поздравления учеников

    «Мой давний одноклассник, ты привык

    По миру странствовать, но – нужно знать язык!

    И вот ты с разговорником сидишь,

    Слова и фразы чуждые твердишь,

    Всходя на добровольную Голгофу…

    Да вспомни восхитительную Софу

    И как она преподавала Дойч! –

    Все затруднения умчатся прочь,

    Твой возглас радостный все огласит окрест

    И лингвистический не будет тяжек крест!»

    Я вспоминаю, как с нетерпением ожидали начала уроков немецкого, потому что завораживающе-спокойное изложение материала Софьей Михайловной, ее манера смягчать промахи в произношении или ответах, на ходу незаметно помогая запутавшемуся найти верную нить, наконец, ожидание того, что с урока ты непременно унесешь некую четко очерченную толику вновь усвоенных знаний, – все это наполняло класс эфиром заинтересованности, тотальной благожелательности и неизбежной результативности. И я приветствую Вас, Софья Михайловна, и Вашу большую семью, в этот замечательный День. С Вашим ясным разумом и лучистым взглядом идите далее по не пройденному еще десятилетию ареала двузначных чисел, с тем, чтобы все знающие Вас смогли радостно и торжественно приветствовать Вас при переходе в область чисел трехзначных! С Днем рождения, дорогая Софья Михайловна!

    Стихотворение Брыкина В.П.

    Валерий БРЫКИН,
    начальник сектора диагностики электротехнической службы департамента эксплуатации и ремонта ОАО «Тюменьэнерго» ОАО «Россети», г. Сургут, РФ. Выпуск 1958 г.

     

    В жизни каждого человека есть личности, оказывающие судьбоносное влияние на становление, выбор жизненного пути, которыми восхищаются, к мнению которых прислушиваются. Для меня таким человеком стала С.М. Аухариева, директор СШ №16 в новом строящемся микрорайоне «Айгуль», где я начала работать учителем английского языка в далеком 1973 году. Прекрасный учитель немецкого языка, руководитель с обостренным чувством ответственности и справедливости, творческой неутомимости и новаторства, Софья Михайловна смогла сформировать, сплотить и создать один из лучших педагогических коллективов области. Мне посчастливилось работать с гордостью педагогической общественности: Т.И. Ершовой, Р.К. Шарыповой, А.З. Шакуло, Л.Н. Горбуновой, Дорошенко Н.М., А.Я., Локтевой, Л.А. Ветряк, С.Т. Маркеловой, О.В. Букреевой-Наугольновой и другими. Знание школоведения, эффективный внутришкольный контроль и руководство С.М. Аухариевой способствовали совершенствованию методической работы, внедрению инновационных форм в учебно-воспитательный процесс и повышению качества знаний. У Софьи Михайловны удивительный талант работать с молодыми специалистами: поддерживать без лишней опеки, давать самостоятельность, вселять уверенность в собственных силах, способствовать профессиональному росту. Волевая, независимая, гордая, но на редкость скромная, С.М. Аухариева не получила за свой плодотворный труд высоких званий и наград. Но ее по достоинству ценят и уважают ее ученики и коллеги. Софья Михайловна – само воплощение того, что можно назвать Духом настоящей школы. Спасибо Вам, мой дорогой Учитель! С прекрасным юбилеем Вас и крепкого здоровья на долгие-долгие годы!

    Светлана БИСЕМБАЕВА,
    экс- руководитель управления образования ЗКО, г. Алматы

     

    Мне и моим одноклассникам повезло, потому что нашим учителем немецкого языка и директором нашей 16-ой школы была Софья Михайловна АУХАРИЕВА. Она была отличным преподавателем, на ее уроках не было скуки, умела заинтересовать всех. Я всегда с нетерпением ждала немецкого, – это был один из самых любимых предметов. Софья Михайловна была прекрасным директором, «пропадая» в школе, обучая, ненавязчиво воспитывала каждый день, прививала хороший вкус к лучшим образцам литературы, искусства, музыки. Она знала проблемы и удачи каждого из нас, объединяла нас в любом добром деле, учила дружить, дорожить не только своей собственной честью, но и честью школы. Первые шаги к работе в команде во мне были заложены именно в школе, это касалось и учебы, и спорта, и общественной жизни. Для меня горьковское изречение: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», я смело могу перефразировать: «Всем хорошим во мне я обязана школе, а значит – Софье Михайловне», а потом уже были, конечно, и книги. А еще у Марины Цветаевой я прочитала «… что знаешь в детстве – то на всю жизнь». А на всю жизнь нам в школе преподали главные уроки (по молодости мы их не осознавали): быть честным и ответственным, любознательным, хорошо трудиться, творить добро, любить свой край.

    Дорогая Софья Михайловна, поздравляю Вас от имени выпускников 1972 года!

    Вы для нас навсегда пример настоящего Учителя, высокого интеллекта, культуры, духовности и верности профессии! Пусть этот день будет ярким и радостным от многочисленных признаний и пожеланий Ваших учеников, коллег, друзей и близких! Пусть неизменно служат Вам и дальше сила духа, мудрость, нескончаемый оптимизм, жизнелюбие, самоирония и юмор! Счастья, здоровья и бодрости на долгие годы! Я благодарна Вам за Вашу дружбу и поддержку! Я Вас люблю!

    Альфия КУТИЩЕВА,
    менеджер по связям с общественностью АО «Конденсат». Выпуск 1972 г.

     

    Софья Михайловна, любимая и уважаемая! Учитель с большой буквы. Человек, который и в свои 90 лет находится в вечном движении, не устает познавать все новое, интересное и уникальное, чем можно поделиться с окружающими. Она всегда делилась энергией жизни, заложенной в ней, умела разговаривать по душам, находить нужные слова и, самое главное, создать для каждого учителя ситуацию успеха. И каждому дарила частицу себя. Софья Михайловна из тех людей, у кого и в 90 лет глаза горят. А в то время, когда она возглавляла 16-ую школу, ее обаяние, профессионализм и сильный характер создавали в коллективе особую атмосферу, особый уклад жизни, где и математики были сильнейшие и хоры звучали замечательные, и даже оперу ставили. Учитель – не профессия, а предназначение. И Софья Михайловна свое предназначение выполняла со всей страстью своей души. А ее юмор! Тонкий, порой язвительный, но всегда в точку. Когда я, молодой начинающий педагог, пришла в СШ №16, очень переживала. Потому что слава об этой школе гремела по городу, а о директоре ходили легенды. С годами я поняла, что это большое счастье, когда рядом есть умный и душевно тонкий наставник, помогающий войти в эту тяжелую и очень сложную учительскую жизнь.

    Наталья ЯКУЩЕНКО, экс-директор ШГВО

     

    Так сложилось, что я учился и начинал трудовую деятельность под руководством Софьи Михайловны. Школьные годы в СШ №16 мне запомнились всегда интересными уроками, турпоходами, из которых Софья Михайловна нас встречала пирогами собственного приготовления. Ее очень уважали в педколлективе, ученики любили, иногда трепетали. Здание школы компактное и, я бы сказал, очень удобное для организации учебного процесса. Помнится, как директор на перемене стояла на площадке центральной лестницы, словно капитан большого корабля, и ничего не ускользало от ее внимательного взгляда. После армии я два года проработал в родной 16-ой школе военруком и трудовиком (по специальности «русский язык и литература» свободных часов не было). Впоследствии, когда я трудился в СШ №6 завучем, директором СОШ №1, замначальника гороо, все свои решения и действия я сверял по ней: «Как бы поступила Аухариева?» Она всегда готова прийти на помощь: советом ли, просто выслушать о наболевшем. Это здорово, когда есть в твоей жизни такой человек, как Софья Михайловна. Здоровья ей крепкого и бодрости на долгие годы!

    Александр МОЗЖУХИН, директор СОШ №6


     
    Предыдущая статьяНе перевелись у нас богатыри
    Следующая статьяПервый в новом году
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл