Пока в административной полиции без всяких ограничений регистрируют машины, пригнанные из стран Таможенного союза, специалисты говорят, что эти автомобили наряду с остальными ввозимыми в Казахстан транспортными средствами обязательно должны соответствовать экологическому классу Евро-4. Для подтверждения данного соответствия автомобиль должен получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, утвержденное техрегламентом Таможенного союза, который начал действовать с нового года. В Уральске единственным местом, где выдают такие свидетельства, является областной филиал АО «Национальный центр экспертизы и сертификации».
Чтобы выяснить, что из себя представляет процедура получения этого ставшего необходимым документа, корреспондент «Н» отправился в местный филиал АО «НацЭкС».
В испытательной лаборатории Западно-Казахстанского филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» ежедневно обследуются по 13-15 автомобилей. Специалисты проверяют буквально все: от состояния тормозной системы до массы машины.
— Автовладелец обращается к нам с заявкой на получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), в которой он должен отразить всю имеющуюся информацию об авто: марку, модель, год выпуска,VIN-код, данные завода-изготовителя и так далее, — объясняет процедуру оказания услуги начальник отдела испытаний филиала АО «НацЭкС» Разия ЕРМАГАМБЕТОВА. — Затем между филиалом и заявителем заключается договор. Далее в нашей испытательной лаборатории авто проверяется по таким показателям, как система зажигания, тип трансмиссии, система выпуска и нейтрализации отработавших газов, состояние тормозной системы и противоугонных устройств, характеристики двигателя и многое другое, вплоть до марки шин. К каждой из этих составляющих транспортного средства предъявляются соответствующие требования, установленные техрегламентом Таможенного союза, вступившим в силу с 1 января 2015 года. После обследования автомобиля мы в течение трех дней выдаем нашему клиенту свидетельство, заполненное на казахском и русском языках. Затем с полученным свидетельством автовладелец обращается в органы административной полиции для постановки машины на учет.
По словам Разии Ермагамбетовой, требования Техрегламента Таможенного союза № 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» однозначно гласят, что автомобили, ввозимые из стран Таможенного союза, должны соответствовать экологическому классу Евро-4. Почему в таком случае в административной полиции закрывают глаза на эти требования и регистрируют все машины подряд, в филиале АО «НацЭкС» объяснить не берутся.
— Если транспортное средство имеет экологический класс ниже, чем Евро-4, мы даже не принимаем заявку на выдачу свидетельства о безопасности конструкции ТС, — предупреждает Разия Ермагамбетова. – То, что в адмполиции ставят на учет автомобили, не прошедшие оценку соответствия на Евро-4 и другие показатели, это их дело, мы следуем требованиям Техрегламента. У нас, кстати, уже были случаи, когда клиент проверял в нашей лаборатории машину, а затем, во время подготовки нами свидетельства, звонил и говорил, что этот документ ему уже не нужен, поскольку его автомобиль и без этого зарегистрировали в полиции. В России авто классом ниже, чем Евро-4, снимается с учета, а у нас в Казахстане, наоборот, принимается. А ведь это может отрицательно сказаться на состоянии окружающей среды, так как машины с низким экологическим классом загрязняют воздух значительно сильнее.
Также в филиале АО «НацЭкС» пояснили, что при продаже автомашин те же российские и белорусские автосалоны должны выдавать покупателю так называемое одобрение типа транспортного средства, которое должно быть действительным на всей территории Таможенного союза. Однако на деле автосалоны, являющиеся, как правило, дилерами заводов-изготовителей, не выдают этот документ. По крайней мере, ни один из тех, кто пригнал машину из других стран Таможенного союза в ЗКО и привез ее для проверки в «НацЭкС», такого одобрения представить не смог.
Между тем в управлении административной полиции ДВД ЗКО продолжают регистрировать авто, завезенные из России и Беларуси, без всяких ограничений. Об этом корреспонденту «Н» вчера заявил начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УАП ДВД Жанболат ЖАНШИН.
— Нам никаких указаний из МВД не поступало, поэтому автомобили из стран ЕАЭС мы ставим на учет без ограничений по году выпуска и экологическому классу, — заявил глава ОРЭР УАП. – Если же все-таки требование о соответствии Евро-4 машин из России и Беларуси будет окончательно утверждено, на ранее купленные и завезенные автомашины оно уже не будет распространяться, и эти авто мы поставим на учет по прежней схеме.
Таким образом, если исходить из требований Техрегламента, получается, что полицейские регистрируют машины из стран Таможенного союза с нарушением законодательства. Чем это может грозить в дальнейшем автовладельцам и когда наконец уполномоченные госорганы придут к единому мнению относительно правил регистрации иностранных машин, сейчас не может сказать ни один специалист. Министерство по инвестициям и развитию и МВД, между которыми как раз и возникли разногласия, пообещали на днях провести совместную пресс-конференцию, где они и должны прийти к единому мнению. Ждем-с.
Одной цифрой:
С 1 по 26 января в лаборатории филиала АО «НацЭкС» в целях выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства было проверено 232 автомобиля.
Справка «Н»:
Стоимость услуги выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств в филиале АО «НацЭкС» составляет (с НДС):
— для легковых автомобилей и автобусов – 27990 тенге;
— для прицепов – 10800 тенге.
Кстати:
Регистрация в Казахстане автомобилей, ввозимых из России и Беларуси, будет проводиться до подтверждения о снятии их с учета, сообщило в субботу, 24 января, информационное агентство КазТАГ со ссылкой на пресс-службу МВД РК.
В сообщении поясняется, что запросы в уполномоченные органы данных государств ЕАЭС на подтверждение факта снятия с учета и выдачи регистрационных документов на транспортные средства будут направляться после регистрации автотранспорта в органах внутренних дел.
В случае установления фактов незаконного ввоза автотранспорта органами внутренних дел в дальнейшем будут приниматься процессуальные решения в соответствии с законодательством, указывается в сообщении.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА