Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-1 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Бизнес под давлением

    С 1 января 2015 года вступил в силу новый уголовно-процессуальный кодекс, который, несмотря на его многочисленные и бурные обсуждения, включает в себя много недостатков старого кодекса, способствующих нарушению прав предпринимателей.

    Управляющий партнер Казахстанской лиги юристов, адвокат Жангельды Сулейманов рассказал о том, как предпринимателям следует защищать свои права в рамках нового УПК РК.

    Ошибочным является мнение, что органы уголовного преследования проверяют только те компании, сотрудники которых обвиняются в совершении преступлений. В действительности, кроме таких компаний в уголовный процесс вовлекаются еще тысячи добросовестных компаний, которые имели неосторожность вступить в договорные отношения с «нехорошими» компаниями. Довольно часто проверяют и компании, которые не работали напрямую с «нехорошими» компаниями, а имели с ними лишь косвенные отношения.

    В ходе предварительного следствия совершаются тысячи нарушений прав таких добросовестных компаний. Эти нарушения носят системный, массовый и постоянный характер и сотрудники правоохранительных органов не признают их как нарушения. Причиной всех нарушений является, во-первых, их традиционность, когда более опытные сотрудники обучают новичков «как надо работать», во-вторых, низкая юридическая грамотность как некоторых сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры, так и некоторых адвокатов и юристов компаний (так как все наивно считают, что закон не нарушается). В-третьих, такое положение дел объясняется неумением правоохранительных органов в рамках закона расследовать преступления, что порождает незаконные методы давления на предпринимателей.

    Наиболее типичными являются следующие нарушения:

    1. Направление повесток об обязательной явке в правоохранительные органы до принятия уголовного дела в производство (ежедневно, в рабочие и выходные дни вызываются сотни людей, которые, во-первых, незаконно вызваны, во-вторых, их попросту заставляют по несколько часов просиживать в кабинетах без проведения каких-либо действий). Такие повестки до принятия уголовного дела в производство не предусмотрены законом, так как повестка – это извещение о явке на допрос, а допрос является следственным действием, которое может быть проведено только после принятия уголовного дела в производство. В ходе таких незаконных встреч с предпринимателями и их работниками оказывается давление на предпринимателей и собирается информация, которая не всегда используется в законных целях. Предлагается законодательно запретить требования о явке в правоохранительные органы до принятия уголовного дела в производство.

    2. Требование объяснений не в рамках уголовного дела. Закон не запрещает дачу объяснений, но является не обязанностью лица, а его правом. Незаконно требовать дачи объяснения. Тем более не предусмотрена никакая ответственность за отказ от дачи таких объяснений. На практике ежегодно составляются тысячи таких незаконных объяснений, некоторые из них даже в форме протокола допроса, с вопросами и ответами. Предлагается законодательно запретить требование о даче объяснений до принятия уголовного дела в производство.

    3. Нарушение порядка проведения допроса свидетеля. Согласно УПК, перед началом допроса следователь предлагает свидетелю рассказать об известных обстоятельствах дела в форме свободного рассказа. Далее, согласно УПК, следователь вправе задать уточняющие и дополняющие вопросы к рассказу свидетеля. На практике следователи сразу начинают с вопросов. Также задаются вопросы, не имеющие значение для дела. Такие протоколы, в которых нет рассказа, а начинающиеся с вопросов являются недопустимыми доказательствами, так как допрос проведен с нарушением требований УПК. Предлагается четко прописать в УПК, что допрос начинается с предложения свидетелю рассказать об известных обстоятельствах дела и в случае, если свидетелю ничего не известно, допрос завершается. Тем более, УК предусматривает ответственность за отказ или дачу ложных показаний.

    4. Удержание вызванных лиц в помещениях правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов, приглашая свидетелей на допросы, часто покидают свои служебные кабинеты, а вызванные лица ожидают в течение нескольких часов их прихода. Бывали случаи, когда лица вызывались с утра, следователи уходили на обед, а вызванные лица ждали их по несколько часов в их кабинетах. Предлагается запретить такие действия, так как они незаконны, приносят психологический вред вызванным лицам и тратится бесцельно их время.

    5. Направление правоохранительными органами писем в адрес предпринимателей о предоставлении документов. Такие письма не предусмотрены законом, но имеются случаи, когда правоохранительные органы направляют такие письма в организации. На практике письма направляются даже при отсутствии не только уголовного дела, но и вообще каких-либо материалов. Согласно УПК, только постановление о выемке является основанием для изъятия документов.

    6. Отказ следователей в принятии ходатайств. При этом следователи указывают на подачу ходатайств в канцелярии их ведомств, тогда как по УПК, следователь, являясь самостоятельным процессуальным лицом, обязан сам лично принимать ходатайства и давать на них письменные ответы. Предлагается законодательно уточнить обязанность следователей принимать лично ходатайства.

    7. Все следователи грешат тем, что требуют срочнейшего исполнения своих как законных, так и незаконных требований. Обычно следователи требуют явиться на допрос или предоставить документы через час или два часа. Это вызывает неудобства для компаний и создает конфликтные ситуации. Полагаю данные сроки исполнения требований незаконными, так как согласно ст. 34 ч.5 нового УПК РК, установлен трехсуточный срок исполнения требований органов уголовного преследования. Предлагается прописать в УПК, что требования следователей о явке на допрос, выемке и другие должны быть заявлены не ранее, чем за трое суток.

    8 Опечатывание помещений. Данные действия не предусмотрены законом. Закон предусматривает опечатывание изымаемых предметов, но никак не помещений. Ведь опечатывание помещение является запретом собственнику или владельцу помещения пользоваться помещением, и полагаю, что только решением суда, а не решением какого-либо должностного лица, может быть опечатано помещение.

    9. Изъятие всех компьютеров, в том числе личных, у всех работников и всех серверов компании, что полностью приостанавливает деятельность компаний. При этом возможно лишь скопировать информацию с жестких дисков, либо скопировать и передать копии компании в целях бесперебойности деятельности.

    10. Арест имущества юридического лица. Согласно ст. 161 УПК, арест имущества может применяться только в отношении имущества подозреваемого, обвиняемого или лица, несущего по закону материальную ответственность за их действия. То есть, круг лиц четко обозначен. На практике арестовывается имущество третьих лиц, в том числе и имущество юридических лиц. Предлагается законодательно запретить наложение ареста на имущество юридических лиц.

    11.Безосновательное и необоснованное применение мер пресечения, тогда как в УПК обязательным условием применения мер пресечения является наличие достаточных оснований, то есть должны быть доказательства (факты) сокрытия от следствия или воспрепятствования следствию. На практике, при применении ареста почти всегда следователь, прокурор и суд указывают, что предположительно лицо может скрыться, не приводя при этом никаких доказательств своих доводов. Предлагается внести в УПК норму об обязательном предоставлении следствием доказательств сокрытия от следствия или воспрепятствования следствию и иных обстоятельств.

    12. Назначение следователями налоговых проверок. Во-первых, проверки необоснованно назначаются не только в отношении налогоплательщика, руководство которого подозревается в совершении преступления, но и их контрагентов и даже третьих лиц, не имевших отношения с этим налогоплательщиком. Во-вторых, согласно ст. 122 ч.2 нового УПК, следователь имеет право требовать производства проверки. Но на практике все следователи выносят постановления не о требовании производства проверки, а о назначении налоговых проверок, тогда как только органы государственных доходов имеют право назначать налоговые проверки. В-третьих, требование о назначении комплексной налоговой проверки вместо тематических, так как согласно УПК следователь собирает доказательства, имеющие значение для дела. То есть, в постановлении о требовании производства налоговой проверки должны быть поставлены точные вопросы, а не назначаться комплексная проверка в пределах пятилетнего срока давности по налогам. Результатом назначений следователями налоговых проверок являются часто спорные доначисления налоговыми органами налогов, которые обжалуются налогоплательщиками. Также на проведение налоговых проверок требуется привлечение многих специалистов, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Иногда акты налоговых проверок являются основанием нового уголовного преследования уже по налоговым преступлениям. Иногда уголовное преследование завершается, а налоговая проверка продолжается годами. Учитывая, что следователи назначают налоговые проверки почти всегда с нарушениями и особо не применяют акты налоговых проверок в качестве доказательств, предлагается запретить следователям как назначать, так и требовать производства налоговых проверок. Тем более, для установления обстоятельств у следователя имеется право назначить судебно-экономическую экспертизу, которая более успешно поможет решить вопросы, имеющие значения для дела. Также судебная экспертиза очень хорошо регулируется законодательством, что снижает уровень нарушений при ее назначении и проведении.

    13. Назначение следователями аудита. Согласно ст. 17 Закона «Об аудиторской деятельности», аудит проводится на основании договора между аудиторской организацией и аудируемым субъектом. Более никаких оснований нет, в том числе такого, как постановление следователя о назначении аудиторской проверки. Также следователи привлекают аудиторские организации как специалистов, без проведения конкурса закупок, что незаконно, так как согласно УПК специалистом может быть только лишь физическое лицо, которыми не являются аудиторские организации. Также привлекаются аффилированные к следователям аудиторские организации, которые составляют заведомо субъективные аудиторские заключения. Как и в случае с запретом с назначением следователями налоговых проверок, у следователя имеется право назначить не аудит, а судебно-экономическую экспертизу, которая более успешно поможет решить вопросы, имеющие значения для дела.

    14. Выемка всех без исключения документов и предметов. Согласно УПК, выемке подлежат определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, то есть следователь обязан указать в постановлении о выемке название предметов и документов и только те, которые имеют значение для дела. На практике изымаются все бухгалтерские и иные документы за два-три года, а иногда и пять лет. Изъятие этих документов является бессмысленным и бесполезным, так как согласно УПК документы должны исследоваться. В то же время, например, на простое исследование 50 000 документов (это двести папок) одним следователем потребуется четыре года. К тому же документы не всегда возвращаются, что создает серьезные проблемы для компаний. Есть случаи, когда не составляется опись документов, что в свою очередь делает проблемным подтверждение изъятия конкретных документов. В практике был случай, когда в суде следователь сообщил, что не исследовал за полгода ни одного документа из 50 000 изъятых. Предлагается внести в УПК требование об указании в постановлении о выемке названия, дату и номер документа, подлежащего изъятию.

    15. Предъявление так называемых дежурных обвинений, когда в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого не указываются обязательные обстоятельства, такие как описание преступления, место и время его совершения.

    В случае наличия нарушений со стороны правоохранительных органов адвокат обычно рекомендует обжаловать такие нарушения прокурору, и если жалоба не будет удовлетворена, то в обратиться с жалобой уже в суд. Конечно, и прокуратура, и суд могут не усмотреть в действиях сотрудников полиции какие-либо нарушения, но это никоим образом не означает их отсутствия.

    Очень хорошим средством защиты является оборудование офисов и других помещений системой видеонаблюдения. На практике довольно часто видеозаписи позволяли доказать незаконность действий сотрудников правоохранительных органов.

    К тому же, если все предприниматели будут обжаловать незаконные действия и решения правоохранительных органов, то будет сформирована позитивная правоприменительная практика, и возможно внесение изменений в законодательство в целях недопущения нарушений прав предпринимателей.

    В ЗКО контролирующие и иные государственные органы также нарушают права предпринимателей. О том, с какими проблемами сталкиваются местные бизнесмены, «Н» рассказали начальники отделов региональной палаты предпринимателей ЗКО Магрипа НИГИШЕВА и Калима УТЕШЕВА.

    Калима УТЕШЕВА, начальник отдела правовой защиты предпринимателей:

    IMG_1787

    — Большинство правонарушений, на которые жалуются субъекты малого и среднего бизнеса, связаны с налоговыми органами. То они налог неправильно начислят, то заявятся с необоснованной проверкой. У нас даже зафиксированы случаи, когда во время моратория налоговики хотели провести проверку бизнес-структур. При этом у местных налоговиков есть один неприятный признак: они совершенно не хотят слушать никаких доводов проверяемых предпринимателей.

    Также множество нарушений касается работы отдела земельных отношений при городском акимате. Сотрудники этого отдела зачастую необоснованно отказывают в выдаче земельного участка, либо опять же по надуманным основаниям пытаются отказать в изменении целевого назначения выделенного участка. Вот недавно у нас был случай, когда индивидуальному предпринимателю отказали в выдаче земли в районе остановки Циолковского на том основании, что она якобы является землей общего пользования. Когда мы стали изучать жалобу предпринимателя, выяснилось, что участок бесхозный, и никаких препятствий для его выдачи под нужды бизнеса не имеется.

    Часто к нам обращаются по поводу попыток арендодателей расторгнуть договор с арендаторами. Это в основном касается работы торговых центров. Здесь мы тоже стараемся помочь арендаторам отстоять свои права и оставить за собой рабочее место.

    Если взять в целом статистику нашей работы за прошлый год, то нами положительно разрешены 50 проблем, возникших у предпринимателей, кроме того, благодаря нашему вмешательству удалось предотвратить взыскание с бизнесменов в виде штрафов, налогов и других платежей почти 450 миллионов тенге.

    Работа по защите предпринимателей осуществляется совместно с органами прокуратуры. Совместно с ними мы  уже провели проверки по соблюдению Стандартов оказания государственных услуг во многих государственных органах.

    Магрипа НИГИШЕВА, начальник отдела по взаимодействию с госорганами:

    IMG_1796

    — На областном, городском и районном уровнях наши представители входят во многие комиссии, в том числе в составы наиболее приоритетных комиссий: в региональный кооординационный совет при акимате ЗКО, областную трехстороннюю комиссию по социальному партнерству, в комиссии по земельным вопросам, при департаментах защиты прав потребителей, метрологии, по регулированию естественных монополий и т.д.. Всего наши специалисты представлены в 42 комиссиях. Особенно значимым мы считаем свое участие в работе земельной комиссии. После наших настоятельных требований они включили в состав указанной комиссии представителей палаты. Следует отметить, что участие наших представителей в работе комиссий существенным образом сказывается на предотвращении нарушений прав предпринимателей. Кроме того, мы участвуем в работе комиссии по распределению субсидий в сфере сельского хозяйства.

    Весьма востребованной формой диалога между властью и бизнесом стали приемы предпринимателей представителями госорганов непосредственно в стенах палаты предпринимателей. Составлен график, по которому раз в месяц тот или иной госорган проводит встречи с предпринимателями, на которых присутствуют и наши эксперты.

    При таких формах встреч удается получить подробную и полную информацию по интересующим предпринимателей вопросам.

    В общем, мы всегда рады помочь нашим предпринимателям, главное, чтобы они сами были поактивнее и обращались к нам своевременно, а не когда уже, например, дело дошло до суда.

    По материалам интернет-сайтов


     
    Предыдущая статьяЛедяная купель во спасение
    Следующая статьяМечта каждой женщины
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Почти на 10% сократились налоговые поступления в Нацфонд от нефтекомпаний

    За десять месяцев 2024 года в Национальный фонд Казахстана...

    Мобильники и антенны воровали из автомобилей два жителя ЗКО

    Двух жителей Западно-Казахстанской области задержали полицейские после серии краж...

    Рекомендуем

    Как и где в новом году уральцы будут платить за свет?

    В июле этого года были внесены изменения в законодательные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл