15 января власти обещали публично огласить предварительные результаты расследования массового отравления в с. Березовка Бурлинского района. Вместо этого 16 января в селе отчитались акимы села и района. Во время отчетной встречи березовцы снова подняли вопрос о переселении по примеру с. Калачи в Акмолинской области. Тем временем матери пострадавших подростков рассказали «Н», что их детям даже спустя почти два месяца после отравления легче не становится.
«Желаю побыть в нашей шкуре»
15 января журналисты «Н» побывали дома у 40-летней Карлыгаш Сапиевой — матери 9-классницы Арайлым. Девочка была среди 26 учащихся, кто упал в обморок во время урока 28 ноября. По словам матери, за эти два месяца хождения по больницам (местная амбулатория, районная больница, областная поликлиника, частная клиника в Оренбурге) легче дочери не стало. Сейчас дочь на санаторном лечении, но даже там, по словам матери, девочка теряла сознание. Карлыгаш Сапиева считает, что местные врачи скрывают истинный диагноз.
— Вчера ходила к директору школы. Сказала, войдите в мое положение. Дочка болеет до сих пор, денег на врачей и лекарства нет. А вы заперли их в санатории и запретили жаловаться. Разве так можно? Я же должна знать, что моя дочка болеет! А вдруг что-то случится? Кто за это ответит? — задается вопросом мать.
Как доказательство ухудшающегося здоровья дочери женщина держит в руках рублевый пакетик, в котором собраны волосы 15-летней дочери, выпавшие за время мытарств по медучреждениям.
Единственный стабильный доход семьи Сапиевых из четырех человек — пенсия по потере кормильца в 25 тысяч тенге. Карлыгаш, чтобы прокормить троих дочерей, держит корову, гусей, продает молоко, вяжет шерстяные носки. Говорит, что после отравления дочери неоднократно просила у местных властей материальной помощи, но никто так и не помог.
— Жителей села Калачи не решали переселять, пока сам аким поселка не заснул. Так вот я тоже хочу, чтобы то, что пережили наши дети, пережили бы аким села и директор школы. Только тогда они поймут мой крик души и слезы детей. Пока начальники не ощутят на себе опасность пребывания в Березовке, они никогда не поднимут вопрос о переселении, — говорит с обидой Карлыгаш.
Мать еще одной пострадавшей девочки Оксана Назбаева рассказала, что состояние ее дочери Рузаны тоже не улучшается.
— С 28 ноября по сегодняшний день никто из врачей к нам не приходил. В санатории «Акжайык» она у меня, оказывается, три раза падала. Врачи ничего не сказали. Случайно об этом узнала от детей, которые там лежали, — рассказала Оксана.
Судят с высока
Единственная реальная мера, которую предприняли власти, чтобы обезопасить жителей Березовки от очередного отравления — это установка новой станции экомониторинга стоимостью 160 тысяч долларов. Ее поставили на окраине села, причем на возвышенности.
Станция представляет из себя будку размером в четверть стандартного грузового контейнера. Никакой вывески, что это за конструкция и что необходимо предпринимать жителям в случае экстренной эвакуации. По пути от станции встречается женщина преклонных лет. Представилась — Антонина Епифанцева, житель Березовки в третьем поколении. Спрашиваем:
— Что скажете по поводу новой экостанции?
— Ее на самое высокое место установили.
— А нужно было где?
— Следовательно, там, где низко. После событий в школе сказали, что школа стоит на самом низком месте поселка. Ну, наверное, каждый грамотный человек знает, что газ стелется по низким местам.
— Как относитесь к идее переселения? У людей есть надежда, они верят в то, что это может случиться?
— Да нет. Это тянется уже лет десять, а то и больше. Еще и не такое было. А если нашей власти плевать на детей, то извините, мне на что тут можно надеяться?
Кому переселение, а кому новый акимат
В 11.00 в местном клубе сельчане заслушивали ежегодный отчет акима села и района перед населением. Аким Березовского сельского округа Жубаныш Хайруллин уверял с трибуны: социально-экономическая ситуация в полуторатысячной Березовке стабильная. Хотя, если взять данные статистики по трудоустроенным березовцам, то гордиться чиновнику особо нечем.
— Через отдел занятости и социального обеспечения обучили трех сельчан. Одного человека на электромонтера, двух — на парикмахера. По молодежной практике работали два специалиста, оба трудоустроены. На 2015 год заложена ПСД нового здания акимата Березовки,- сообщил односельчанам Жубаныш Хайруллин.
Но, сельчан, интересовал главный вопрос, пойдут ли власти на передислокацию жителей в более безопасное место. В пример привели историю загадочной болезни жителей поселка Калачи Акмолинской области, которых тамошние власти после шумихи в прессе все же решили переселить.
— Буквально вчера слушал акима Акмолинской области Кулагина, который заявил на всю страну. Там тоже беда в селе Калачи, где народ засыпает на ходу. И аким заявил, что где-то 80 семей переселяют, но поэтапно. Товарищи, те, кто не хочет переселяться, пожалуйста, оставайтесь, но не губите остальных людей, не пропагандируйте то, что здесь все хорошо, — обратился к собравшимся член инициативной группы по переселению жителей Березовки Магзом Ирмикбаев.
В ответ аким Бурлинского района Марат Тусипкалиев попросил дождаться официальных итогов расследования:
— Мы ждем итоги проведенных исследований и обследований, которые будут готовы к назначенному сроку — 20 января.
P.S. В минувший понедельник 19 января в редакцию позвонили сразу несколько березовцев и сообщили, что в местной школе несколько детей снова упали в обморок.
Заместитель директора Бурлинской районной больницы Людмила Зверева подтвердила госпитализацию учащихся.
— Доставили троих, — сообщила врач по телефону.
— Каково их состояние?
— Я вам ничего не могу сказать. Я нахожусь в поликлинике, а там у нас доктора работают.
В приемной главврача сообщили, что шеф на месте отсутствует по причине того, что в райбольницу прибыла комиссия из облздрава. В пресс-службе управления здравоохранения комментировать что-либо отказались, сославшись на больничный отпуск.
Санат УРНАЛИЕВ