Предложение Международной организации труда (МОТ) о введении четырехдневной рабочей недели вызвало бурные дискуссии среди казахстанцев. Одни утверждают, что эта идея неприемлема для нашей страны, другие поддерживают добавление третьего выходного.
Чем аргументирует свое предложение МОТ и как на него отреагировали известные западноказахстанцы, в материале «Н».
В Международную организацию труда входят 185 государств, включая Казахстан. Всем им МОТ предлагает перейти на четырехдневную рабочую неделю. Как отмечают эксперты организации, это позволит увеличить занятость и повысить продуктивность рабочего времени.
— Те, кто проводит в офисе долгие часы, нередко лишь имитируют бурную деятельность, — утверждают эксперты МОТ.
По мнению экспертов Международной организации труда, сокращение трудовых часов повысит мотивацию работников, снизит риск ошибок и несчастных случаев, поможет в борьбе с прогулами и текучкой кадров. Также, по замыслу экспертов, нововведение поможет повысить производительность труда и позволит создать дополнительные рабочие места. Кроме того, уменьшение рабочей недели благотворно скажется на здоровье, так как уменьшатся стрессы. Еще одной причиной необходимости сократить рабочую неделю эксперты назвали повышение качества жизни. По их мнению, напряженный график является причиной конфликта между работой и частной жизнью. Это очевидно для сотрудников, имеющих маленьких детей или пожилых родителей, требующих ухода. Эксперты отметили, что введение дополнительного выходного особенно необходимо женщинам, воспитывающим малолетних детей, поскольку из-за работы они уделяют им меньше времени и внимания.
Российские эксперты и бизнесмены с осторожностью отнеслись к идее МОТ. Согласно исследованию Headhunter, в России лишь каждый десятый работодатель одобряет уменьшение рабочей недели до четырех дней, а каждый четвертый — категорически против, причем более половины из них не убедило бы и уменьшение зарплат работникам. Большинство трудящихся (67%) также не согласились бы на такие перемены.
В Казахстане к задумке МОТ отнеслись также настороженно. По словам вице-министра здравоохранения и социального развития Даулета АРГАНДЫКОВА, работодатель по согласованию с работником или его представителями вправе установить четырехдневную рабочую неделю.
— Обязательным условием при этом является соблюдение минимальных трудовых гарантий согласно статье 120 Трудового кодекса: минимальный размер месячной заработной платы; минимальные стандарты оплаты труда; оплата за работу в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни; оплата за работу в ночное время и т.д. Все остальные вопросы обговариваются в индивидуальном порядке между работодателем и работником либо представителями работников, – подчеркнул вице-министр.
В свою очередь, министр национальной экономики Ерболат Досаев заявил, что Казахстану пока рано переходить на четырехдневную рабочую неделю.
— Я считаю, что нам, как развивающейся стране, переходить на четырехдневную неделю еще рано, поэтому мы будем двигаться в соответствии с Кодексом о труде и тем временем, которое у нас определено, то есть пять рабочих дней по восемь часов. Я думаю, что это оптимальное время для работы не только в государственных, но и частных органах, — отметил Досаев.
Между тем в Казахстане уже нашлись работодатели, которые перевели своих работников на четырехдневную рабочую неделю. На смелый шаг пошел банк РБК, сокративший рабочее время для сотрудников, занятых с таких сферах, как розничное кредитование, кассовое обслуживание и операционные подразделения филиалов. При этом оплата труда осталась без изменений. В будущем, сообщила пресс-служба RBK, планируется перевести на новый рабочий график работников других подразделений банка, включая головной офис.
— Пятый, творческий, день в режиме работы указанных сотрудников призван способствовать их саморазвитию, повышению квалификации и психологической разгрузке, — говорится в распространенном сообщении РБК-банка.
К слову, с идеей сокращения рабочего времени ранее выступали глава Google Ларри Пейдж и мексиканский магнат Карлос Слим, занимающий вторую строчку Forbes. Если ввести трехдневную рабочую неделю, можно нанять двух сотрудников на одно место, при этом у обоих будет больше личного времени, объясняли они.
«Н» попросила различных экспертов прокомментировать свое отношение к сокращению рабочей недели.
Кенес АБСАТИРОВ, директор региональной Палаты предпринимателей ЗКО:
— Я не представляю, как это предложение может быть реализовано на практике. Эксперты говорят, что дополнительный выходной можно посвятить саморазвитию, однако что мешает это делать в имеющиеся два выходных? У нас когда праздники длятся три дня, люди не знают, куда себя деть, а тут каждую неделю будет по три выходных. К тому же у бизнеса не то что каждый день, каждый час на счету, предпринимателям невыгодно терять целый рабочий день, это негативно отразится на прибыли. На мой взгляд, эта идея рассчитана на бездельников.
Галия САТЫБАЛДИНА, заместитель директора филиала Национального банка РК:
— Если говорить о работниках банков, то введение четырехдневной рабочей недели для них неприемлемо. Зачастую банкам даже пяти дней не хватает, чтобы обслужить клиентов, приходится и в субботу работать. Поэтому если ввести дополнительный выходной, пострадают клиенты банков, они не смогут вовремя провести ту или иную банковскую операцию.
Зинадбану МУСИНА, директор международного бизнес-центра, депутат областного маслихата:
— Категорически против. В период активного развития страны нужно работать как можно больше. В любом случае лишний выходной наши люди будут проводить не в спортзалах и стадионах, как рассчитывают инициаторы идеи, а дома перед телевизором, в худшем варианте за рюмкой водки. А дети, глядя на взрослых, также научатся быть бездельниками. Я вообще считаю, что такие предложения направлены на подрыв экономики Казахстана.
Вячеслав ВАЛИЕВ, генеральный директор АО «Уральский завод «Зенит»:
— Наоборот, рабочую неделю нужно увеличивать, оставить выходным днем только воскресенье. Посмотрите на Японию, почему у них и продолжительность жизни высокая, и производительность труда одна из лучших? Да потому что они работают не покладая рук. Послабления в рабочем графике можно делать только женщинам, воспитывающим маленьких детей. Здесь можно использовать гибкий график, где-то укоротить рабочий день, где-то оказать материальную поддержку. Однако вводить третий выходной – это чересчур.
Досым САТПАЕВ, политолог:
— Можно вводить и трехдневную, и четырехдневную рабочую неделю, но это оправданно, если будет высокая производительность труда. В целом, должен быть индивидуальный подход, я согласен с тем мнением, что если сокращать рабочую неделю, то, соответственно, мы сами будем меньше получать какие-то услуги. Я считаю, что прежде чем вводить эту систему в определенной стране, должны быть просчитаны риски, экономические возможности государства, а также учитываться культура труда страны. Если речь идет о Казахстане, любые рекомендации в целом должны быть просчитаны в плане среднесрочных и долгосрочных последствий — выгодно нам это или нет.
Динара ГИЛЬМАНОВА, старший преподаватель кафедры юриспруденции и таможенного дела Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета Института «АТиСО»:
— С моей точки зрения, это позволит увеличить занятость и благоприятно скажется на экологии, поскольку уменьшится количество поездок на работу. Кроме того, в дополнительный выходной можно больше времени проводить с нашими детьми, посещать культурные и спортивные мероприятия, выезжать на природу, заниматься любимыми делами и увлечениями. Однако четырехдневную рабочую неделю нужно вводить не всем, а отдельным категориям работников, например, женщинам, имеющим детей до 8 лет. При этом сокращение рабочего времени не должно влиять на сокращение заработной платы.
Светлана БОЙКОВА, председатель областного филиала общественного объединения «Поколение»:
— Пусть хотя бы работодатели соблюдают установленный график времени – пять дней по восемь часов, а то у нас часто бывает, что люди работают и по выходным, и задерживаются по вечерам, а доплаты им при этом не делают. А вот для женщин, действительно, желателен более щадящий график работы. К примеру, у меня родственница живет в Германии, и у них женщины, имеющие детей до восьми лет, работают по четыре часа в день. Они имеют возможность утром провожать ребенка в школу и забирать его обратно. Вот это я понимаю, бережное отношение к женщине. А у нас, насколько я знаю, только на «Зените» строго соблюдают рабочий график в восемь часов в день, а частники вообще что хотят, то и творят с рабочим временем.
Райса БАЙДАЛИЕВА, психолог:
— Идея МОТ скорее всего рассчитана на страны, где трудоголизм становится большой проблемой. В Казахстане же этой проблемы нет. При нашем менталитете введение лишнего выходного вряд ли положительно повлияет на производительность труда и качество жизни, скорее только усугубит. Саморазвитию и походу в фитнес-зал казахстанцы скорее предпочтут другой, более вредный вид «отдыха». С другой стороны, четырехдневная рабочая неделя была бы полезна отдельным категориям работников, например, женщинам, воспитывающим маленьких детей, и женщинам предпенсионного возраста. Им, я думаю, можно было изменить рабочий график.
Подготовил Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО