Корреспонденты «Н» побывали в селе Усихино Зеленовского района ЗКО, которое власти упразднили на прошлой неделе, как бесперспективное — там обитает меньше 50 человек. Несмотря на это, четыре семьи там продолжают жить и даже не думают переезжать. Кто-то не хочет, а кому-то просто некуда.
Усихино находится в 45 км от Уральска по таскалинской трассе — одной из самых разбитых в ЗКО. Чтобы машина не рассыпалась по ней нужно ехать на скорости не более 50 км/ч. Те, кто не боится пыли, спускаются на обочину и едут параллельно по степной дороге. Эти полсотни километров приходится ехать больше часа. Сначала проезжаешь Переметное, затем Каражар (бывш. Черноярово) и, наконец, вот оно Усихино. По левой стороне трассы его видно как на ладони.
Жилые дома можно определить по стогам сена, заготовленным на зиму. Их всего четыре. Подъезжаем к первому дому. Выходит аксакал, представляется: Сундеткали Хусаинов. 64-летний отец четырех детей живет здесь с 1958 года, когда Усихино было 4-ым отделением совхоза Каменский. За спиной пенсионера 30-летний стаж работы трактористом. Еще десять лет трудился скотником. За это государство платит ему пенсию в 30 тысяч тенге. По его сведениям село образовалось переселенцами аж в 30-х годах прошлого века и в лучшие времена социализма здесь насчитывалось около 70 хат. В лихие 90-ые большинство усихинцев родное село покинули. В ауле, имеющему почти вековую историю, нет газа и питьевой воды. Единственное благо цивилизации — электричество. Его пока не отключают, так как электротрасса идет в соседний аул — Астараханкино, что в 7 км от Усихино. Новость о ликвидации села Сундеткали слышал еще в прошлом году:
— У нас нет возможности переезжать, да и желания особого нет. Дети помогают, город близко, — говорит пенсионер. — Но если власти материально помогут, можно было бы в райцентр двинуть. Но в городе я жить бы не стал.
Во дворе второго дома нас встретила женщина с ребенком на руках. Карлыгаш Кереева приехала погостить с Уральска к дочери.
— Жить-то здесь можно, проблема только в воде. Зять с дочерью подумывают переехать, только жилье в соседних аулах им не по карману. А в городе вообще страшные цены.
Единственные усихинцы, которые не хотят уезжать с упраздненного аула — это семья фермеров Берекетовых. В их крестьянском хозяйстве работает три жителя села. Питьевую воду с соседнего Астраханкино для сельчан возят тоже они. Глава хозяйства Сакен уехал по делам. Застали мы его брата Самиголлу. Он и еще двое мужиков ремонтировали еще советсткую технику. Обложенный запчастями, руки в моторном масле, Самиголла корпел над вскрытым движком трактора.
— Главная проблема — это вода, — вторит односельчанам фермер. — Чтобы вырыть колодец берут три тысячи тенге за метр. А здесь вода только со стометровой глубины выходит и то соленная.
Берекетовы владеют землей в 500 га пашни и 200 — сенокосных угодий, на которой из поколения в поколение сеют хлеб и пасут скот. Естественно, новость об упразднении села никак не повлияла на их крестьянские будни.
— Мы как-то привыкли без чужой помощи обходиться. Переезжать никуда пока не думаем, хотя когда в последний раз был хороший урожай, уже забыли, — на прощанье сказал Самиголла.
Секретный список
В акимате Зеленовского района корреспонденты «Н» поинтересовались, будет ли оказана усихинцам материальная помощь в случае переезда, а в областном акимате попросили огласить полный список бесперспективных аулов, подлежащих упразднению. И вот, что нам сообщили чиновники:
Руководитель аппарата акима Зеленовского района Мурат Залмуканов:
— Нет такой программы, чтобы при переезде жителей деньги выделялись. На такие цели средств из местного бюджета пока не предусмотрено. Никто не говорит о том, что Усихино закрылось и все, забыли этих людей. Такого нет. Они так же, как и другие жители района, имеют право на социальные льготы и услуги. Дорогу туда зимой тоже будут чистить. Есть еще села, в которых меньше 50 человек проживают, но когда по ним вопрос будет подниматься, это аким района будет решать вместе со специальной комиссией. Точных цифр у меня под рукой нет.
Замруководителя управления экономики и бюджетного планирования ЗКО Бибигуль Конысбаева:
— У нас нет такого перечня — неперспективные села. Есть список сельских населенных пунктов с высоким, средним и низким потенциалом развития. Критерий — не численность населения, а социально-экономическое положение, наличие инфраструктуры в селе. Сделайте официальный запрос, и мы вам через акимат ответим или возьмите информацию на сайте.
Санат УРНАЛИЕВ, фото Георгия СЕМЕНОВА
Справка «Н»