Уральские пассажироперевозчики судятся с ЖКХ из-за того, что акимат отказывается принимать новый тариф на перевозки.
В пятницу, 29 августа владельцы компаний-перевозчиков подали иск в суд. Они намерены добиться от ЖКХ увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте.
— Мы подали первую заявку еще в феврале, сразу после девальвации, — сообщил «Н» учредитель предприятия ТОО «ОралТехСервис» Александр БАКЛАН. — Тогда мы пересчитали все с поправкой на новые цены, и результатом расчетов стала сумма в 85 тенге. Этот тариф хотя бы позволил нам работать не в убыток. Однако ЖКХ тянули с рассмотрением вопроса, и в апреле мы повторили заявку. Вообще-то по договору, который перевозчики заключают с акиматом, наши заявки должны быть рассмотрены в течение 10 дней. А сейчас уже заканчивается четвертый месяц. Акимат этот вопрос не решил, прокуратура — тоже, теперь вся надежда на суд.
Последней каплей для предпринимателей стало августовское повышение цен на ГСМ. Пока рассматривали февральскую заявку, пришло время снова пересчитывать тариф.
— Сейчас установили цену на дизтопливо 115 тенге. А на какой срок? Общая политика такова, чтобы к новому году сравнять все цены с Россией. А там дизтопливо стоит в пересчете на наши — 130 тенге. Значит, и у нас будет дорожать. Я хочу сказать, что инициаторами подъема тарифов являемся не мы, а, скорее, государство. Они поднимают цены, а мы — что же? ГСМ дорожает, запчасти дорожают. Мы в прошлом году взяли новую технику, залезли в кредиты. А как их отдавать, чем?
В свою очередь в ЖКХ объяснили, что вопрос рассмотрения тарифов вовсе не так прост. И ни о каких 10 днях на рассмотрение речи не идет.
— По договору 10 дней дается на то, чтобы решить текущие вопросы перевозчиков. Например, продумать объезд проблемного участка дороги или еще что-то, — говорит завсектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ Уральска Аскар МУКАНОВ. — А вопрос ценообразования — там очень непростая методика. Наш отдел экономики при проверке расчетов перевозчиков нашел сумму в 85 тенге необоснованной. Пришлось затребовать новые документы, делать новые расчеты. На это ушло время. Сейчас перевозчики предоставили нам новые расчеты, уже с учетом повышения цены на ГСМ. Мы уже начали их рассматривать. На это уйдет не меньше недели.
Однако по большому счету в секторе пассажирского транспорта считают, что повышать плату за проезд — процедура, конечно неприятная, но необходимая. Так как перевозчики не могут всё время работать в убыток.
— Зарплата водителей составляет 30-40 тысяч тенге, — продолжает Аскар Муканов. — Хорошие водители на таких условиях работать отказываются. Потом, обновление техники. В прошлом году наши предприятия приобрели в кредиты 60 новых автобусов. За них еще платить и платить. Словом, претензии перевозчиков, конечно, имеют основание.
Опыт соседних городов показывает, что самым правильным решением в этой ситуации было бы не взваливать новую нагрузку на кошельки уральцев, а дотировать траты перевозчиков из местного бюджета. Однако городская казна не может позволить себе такой роскоши.
— В этом году мы внесли предложение о дотировании нескольких социальных маршрутов, — говорит Аскар Муканов. — Это те направления, где мы цену поднять не можем, так как ими пользуется в основном социально незащищенная часть населения. Это маршруты дачные и соединяющие город с пригородными поселками. Вопрос будут решать депутаты на ближайшей сессии маслихата. Что касается обычных городских маршрутов, этот вопрос о дотации даже не рассматривается, так как речь идет о слишком больших суммах.
Лиза КИСЕЛЁВА