Эту информацию полностью подтвердила и замглавврача городской службы «Скорой помощи» Роза СЕРИКБАЕВА:
– Я пока не могу провести какой-то анализ – месяц только начался, но положительные изменения очевидны, – сказала она. – Спецбригады работают по 12 часов, за ними закреплен диспетчер при поступлении вызова к психбольному в общую диспетчерскую службу, его просто переводят на диспетчера спецбригады, так что экономится время. Помощь больным оказывается в полном объеме, лекарств хватает, в том числе спецсредств, на другие вызовы спецбригаду мы не задействуем. Кстати, в зарплате они ничего не потеряли, а вот приобрести вполне могут.
Совершенно не секретно
А директор ОЦПЗ Бекет МУРЗАХМЕТОВ был весьма радушен, поведав, что скорая и неотложная помощь оказывается круглосуточно, что в центре действует круглосуточный медицинский пост, что никакого сокращения медперсонала и койко-мест не предполагается, и пригласил к более тесному сотрудничеству: «Нам есть, что рассказать людям». Разумеется, мы обязательно воспользуемся его предложением и чуть позже расскажем читателям «Н» об этом в какой-то мере загадочном лечебном учреждении.
К слову, Бекет Тельманович отметил, что бытующее в народе мнение о «сезонности» обострений у психбольных ошибочно – оно может произойти в любое время. Ошибочно и мнение о том, что «клиентами дурки» становятся лишь буйные шизофреники и если человек пролечился там, что на нем ставится клеймо на всю жизнь.
Отнюдь, здесь гораздо чаще проходят лечение обычные невротики, люди, пережившие тяжелый стресс (потерю близкого человека, увольнение, скандальный развод и раздел имущества, насилие), а также страдающие депрессией и нервным истощением трудоголики… Эти люди абсолютно нормальны и после курса лечения они возвращаются к нормальной жизни.
– У нас нет твердой цифры состоящих на учете в ОЦПЗ больных, она колеблется в пределах двух-двух с половиной тысяч. Если состояние человека позволяет, мы снимаем его с учета, – говорит Бекет Тельманович. – Чаще всего нашими пациентами становятся молодые люди от 16 до 30 лет и те, кто приближается к пенсионному возрасту.
Если в первой возрастной категории причины «сдвига» весьма разнообразны – от компьютерной зависимости до наркотиков и последствий черепно-мозговых травм, то во второй чаще всего – боязнь старости и ощущение собственной ненужности.
Добро пожаловаться!
Между тем, в ОЦПЗ помимо лечебных услуг действует и телефон доверия, работает служба психологической помощи, проводится обучение психологов из школ и городских поликлиник, на очереди – психологи средних и высших учебных заведений.
– Нам обязательно нужно работать в тесном контакте с психологами с целью раннего распознавания истинно психических отклонений, – поясняет Мурзахметов.
Не секрет, что довольно часто педагоги клеймят неудобного подростка, называя его шизофреником, психом, хотя на самом деле причина его вызывающего поведения кроется в другом. У инсультных больных бывают состояния, сходные с психическим заболеванием, особенно, если клиническая картина стертая. Ведь на самом деле распознать шизофрению даже на ранних стадиях не так трудно, но делать это должны профессионалы, а не мнительные самоучки, убеждены психиатры. К сожалению, очень часто родственники начинают водить больного по знахаркам и целителям, упуская драгоценное время, хотя своевременно начатое лечение позволяет вернуть человека в общество.
Уральские психиатры считают, что от сумасшествия не застрахован никто. И тут не помогут никакие тренинги, бабушки-знахарки и экстрасенсы. Лучше в сложной жизненной ситуации, чтобы не сойти с ума, обращаться за помощью к профессионалам. Ну, а за тем, как повлияла проведенная модернизация «скорой помощи» на качество обслуживания психбольных, «Н» все же понаблюдает.
Справка «Н»
Телефон доверия областного центра психического здоровья: 54-90-90. Время работы с 8.00 до 23.00. В субботу и воскресенья работает дежурный психолог.
Анна ПАНИЩЕВА