Реставрировал мастер украшения четырех жен хана Жангира. По рисункам, орнаменту и знакам, вплетенным в узоры женских застежек, наручных и нагрудных украшений, ювелир заметил среди авторов больших мастеров Ургенча, Хивы, Ташкента и нескольких казахских мастеров.
За работу по реставрации музея ювелир Владимир Зеленцов награжден благодарственной грамотой президента страны.
Чем мы хуже остальных
— Мы могли бы давно создать свой казахстанский бренд золотых изделий с национальным колоритом. В Казахстане очень приличная добыча золота, причем соотношение золота и породы в процентах высокое. У нас ведь представлена вся таблица Менделеева. Но, как и прежде, у нас нет ни одного ювелирного завода, — с горечью констатирует Владимир. – Обидно за державу!
При Союзе ювелирный завод существовал во всех союзных республиках, кроме казахской. С той поры изменилось многое, главное, Казахстан обрел экономическую и политическую самостоятельность. Но производство изделий из золота по-прежнему отсутствует, несмотря на наличие в стране крупных золотых приисков. Запасы золота складываются слитками в фонде «Казахстанский Гохран» — золотыми запасами подтверждается вся валюта страны.
После распада Союза закрылся алматинский филиал ташкентского ювелирного завода – оборудование увезли в Ташкент. В цехах стали производить сувенирную продукцию из недрагоценных металлов – мельхиора, низельберга.
Несколько лет назад в стране была предпринята попытка изменить ситуацию: открыли Карагандинский ювелирный завод, который просуществовал один год.
— Завод выпустил несколько партий золотых изделий, которые ломались, рассыпались, — сожалеет мой рассказчик.- Причина — не выдерживали технологию. Золото ведь надо варить, соблюдая нюансы. Не было там хороших специалистов, не разыскали их. А ведь в Казахстане есть хорошие мастера, чьи опыт, знания так и не нашли применения. Кто-то работает в Домах быта, кто-то, за неимением возможности заняться работой по специальности, возит золотые изделия на продажу. С некоторыми общаемся, ищем пути создания ювелирного завода. Нам нужна государственная поддержка: дотации, золото, спецсвязь.
Попытки инициативной группы ювелиров войти в Дорожную карту не увенчались успехом. На выставках ювелирных изделий в Астане, где представлена всегда продукция российских, украинских заводов, заводов из Баку, Еревана, изредка – из Ташкента, иностранных фирм из Турции, Германии, Владимир поднимал вопрос о создании ювелирного завода с организаторами казахстанских выставок. Но тех интересует прибыль, получаемая с продаж иностранной продукции.
Однажды в Алматы на встрече с руководителем пробирной палаты Владимир задал вопрос:
— Почему у нас нет ювелирного завода?
Ответа на этот вопрос нет до сих пор. Как и ювелирного завода. Может быть, Вселенная услышит его и на этот раз?
Казахстан является одним из лидеров по золотодобыче в СНГ и находится в первой десятке стран-золотодобытчиков в мире. Месторождения золота обнаружены во всех его областях – их общее количество превышает две сотни. Золото просто-напросто «распылено» по всей территории страны. Наибольшее значения имеют комплексные месторождения, в которых присутствуют как коренное, так и россыпное золото.
По оценкам специалистов залежи драгоценного металла оцениваются в размерах порядка тысячи тонн. Считается, что казахские золотоносные руды относятся к разряду труднообогатимых, но ввиду несложной их добычи себестоимость золота в Казахстане находится на уровне мировых цен.
Ирина Бисингалиева