Вопросы взаимоотношения бизнесменов с государственными органами и проблемы проведения госзакупок обсудили в Палате предпринимателей ЗКО.
Доведут до министерств
На встрече с предпринимателями присутствовали депутаты мажилиса парламента РК Шафхат УТЕМИСОВ, Виктор КИЯНСКИЙ и Хамидолла УРАЗОВ. Как заметили депутаты, к этому мероприятию они готовились давно.
— Была проведена соответствующая работа, а именно, проанализированы многие вопросы по госзакупкам, изучены нюансы, касающиеся взаимоотношения бизнеса и власти, — отметил Утемисов. — Поддержка малому и среднему предпринимательству сейчас довольно актуальна. Для этого правительством делается немало. Сейчас мы уже начинаем работать в условиях Евразийского союза. И главным в этом процессе является вопрос конкурентоспособности наших бизнесменов. Есть свои плюсы. Это большой рынок сбыта, облегчение многих таможенных процедур, льготы по привлечению инвестиций и другое. Однако пока еще не известно, каким образом в рамках ЕврАзЭС будет отвечать всем требованиям наше бизнес-сообщество. Понятно, что решение о создании ЕврАзЭСа не было единовременным. До этого мы прошли определенные этапы, включая Единое экономическое пространство и Таможенный союз. Был разработан ряд государственных программ в поддержку развития бизнеса, в том числе «ДКБ-2020», «Занятость-2020», которые содержат возможности для начинающих предпринимателей встать на ноги. Кроме того, был объявлен мораторий на проверки субъектов МСБ. Государство через банки субсидирует проекты или же берет на себя затраты по созданию инфраструктуры. Все это направлено на то, чтобы бизнесмены смогли подготовиться к работе в условиях конкуренции с россиянами и белорусами. Когда мы выезжаем в регионы на встречи, наша задача – выяснить, как реализуются эти и другие госпрограммы, насколько эффективно бизнес получает помощь и содействие, то есть насколько мы готовы сегодня работать в условиях ЕврАзЭСа. Ведь многие проблемные моменты мы могли бы решить через наши обращения в адрес министерств…
Планирование хромает
Директор ТОО «Отделстрой» Валентина МИХНО поделилась с депутатами наболевшими проблемами в строительной отрасли:
— Конечно, есть вопросы, которые на местном уровне нам не решить. К примеру, многие из нас не знают, чем будут заниматься в новом году. Ведь об этом становится известно лишь после того, как удается выиграть тендер. На мой взгляд, было бы гораздо продуктивнее, если бы велись подготовительные работы. У нас этого не происходит, зато потом начинаются проблемы, мол, не вовремя сдали объект, не качественно выполнили работы, не те материалы заложили. В советское время было какое-то планирование, когда строители заранее знали, какие объекты будут отобраны. Однако сейчас все это остается в секрете. Другая проблема – это ценообразование в строительстве. В процессе своей деятельности сталкиваемся с тем, что нам закладывают меньшую сумму, чем на самом деле стоят строительные материалы. Несколько лет назад мы получали хоть какую-то прибыль от строительства домов, сегодня, особенно после девальвации, идем с убытком. Проектировщики выдают цену квадратного метра под минимум. Понятно, что людям нужно дешевое жилье, но и нам тоже нужно как-то выживать и обновлять свои мощности.
Оценивая свои возможности
Много предложений по совершенству законодательной базы было высказано и специалистами Палаты предпринимателей ЗКО. Как отметил директор ПП ЗКО Кенес АБСАТИРОВ, ежегодно принимается закон «О республиканском бюджете» на предстоящий трехлетний период. Это означает, что на начало следующего года госорганы всех уровней знают, на что будут направлены средства в предстоящий период. В этой связи предлагается законодательно обязать заказчиков не позднее 31-го января публиковать годовые планы госзакупок и не позднее 1-го апреля завершать проведение отбора потенциального поставщика.
— Это позволит заблаговременно оценить возможности своего участия в том или ином лоте, — пояснил Абсатиров. – В случае выигрыша поставщики также смогут своевременно подготовиться к выполнению заказа, обеспечив рабочий процесс необходимыми комплектующими.
От госзакупок – к конкретным заказам
Многолетняя практика осуществления госзакупок показывает, что зачастую в выигрышном положении оказываются поставщики, не обладающие достаточными трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Как было замечено на встрече, их преимущество заключается в аффилированности с заказчиком. Потом такие компании-победители тендеров на условиях субподряда привлекают реальных исполнителей для выполнения услуг и не всегда квалифицированных.
— Чтобы исключить подобную практику, предлагаем отказаться от конкурсного отбора исполнителей для выполнения социально значимых проектов, которые связаны со строительством и благоустройством в населенных пунктах, оснащением госучреждений мебелью и инвентарем, и перейти к размещению заказов на существующих предприятиях, комиссионно отобранных на основании их технического аудита, — сказал Абсатиров. – Тем более что во всех регионах имеются фирмы, положительно зарекомендовавшие себя на протяжении многих лет деятельности. Так зачем им каждый год и не один раз доказывать свою состоятельность и порядочность? Это лишний раз отнимает время и ресурсы. А в результате такой новации мы сможем добиться стабильной работы предприятий, закрепления в них кадров, сократить уровень хаотичной миграции, что особенно важно на селе. Кроме того, таким образом можно будет увязать производственную практику учащихся колледжей с планами предприятий, что немаловажно.