В пятницу в Западно-Казахстанской области с рабочим визитом побывал министр нефти и газа РК Узакбай КАРАБАЛИН. В числе производственных объектов, которые он посетил, нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат».
Визит носил ознакомительный характер о состоянии дел на Карачаганакском и других месторождениях области, а также хода реализации проектов государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в нефтегазовой сфере (ГП ФИИР).
Руководство АО «Конденсат» в лице председателя Совета директоров Валерия ДЖУНУСОВА, генерального директора Алхата АБЗАЛИЛОВА и директора проекта «Вторая очередь строительства МТУ моторных топлив экологического класса К5» Александра МАЮЧЕГО представило министру нефти и газа Узакбаю КАРАБАЛИНУ и акиму области Нурлану НОГАЕВУ действующий завод и новый проект.
В частности, речь шла о том, что действующий завод построен по канадскому проекту «Пропак системс», который имеет большие резервы и прослужит немало. «Мы имеем большие перспективы увеличения мощности нефтеперерабатывающего завода. На сегодняшний день завод может производить 600 тысяч тонн топлива в год, но можно довести выпуск продукции до 1 млн тонн и более», – пояснил В. Джунусов.
В то же время, на предприятии понимают, что объем и качество продукции последних лет не соответствуют действующим сегодня в РК стандартам бензинов класса Евро-3 и Евро-4, тем более перспективным Евро-5. Поэтому, принимая решение о расширении и модернизации производства, было заказано оборудование в американской фирме «Ventech Fabrication Services LLC» (штат Техас), разработчиком инженерного проекта выступил Уральский филиал Северо-Донецкого института «Оргхим». Стоимость проекта – 200 млн долларов.
Проект несет в себе серьезную новизну, поскольку наряду с традиционными установками гидроочистки и риформинга прямогонного бензина, строится установка изомеризации, в которой, попросту говоря, молекулы бензина «склеиваются» особым образом и октановое число, то есть качество, конечного продукта значительно повышается без применения дополнительных присадок. Помимо этого, в числе строящихся объектов – установка вакуумной переработки остатка перегонки, большая группа резервуарного парка, азотная установка и дополнительные объекты энергообеспечения завода, включая подстанции и кабельные линии. Будет также проведена и реконструкция существующей нефтебазы Аксая с расчетом на конечный продукт стандарта Евро-5, и в рамках реализации проекта завершится строительство новой перевалочной базы для резервного сырья. В общем, АО «Конденсат» ведет грандиозную стройку без остановки основного производства.
Следует отметить, что даже на первом этапе реализации проекта предприятие сможет уже на будущий год увеличить глубину переработки остатка перегонки и получать дополнительно светлые нефтепродукты. Таким образом, с 2015 года АО «Конденсат» планирует производить в год более 200 тысяч тонн бензина стандарта Евро-4 и Евро-5. Еще через год планируется строительство объектов по производству более 200 тысяч тонн дизельного топлива экологического класса К5, что полностью покроет потребность в высококачественном бензине и дизельном топливе не только Западного Казахстана, но и всех соседних областей, включая приграничные регионы России.
Реализация данного проекта позволяет создать дополнительно 70 высокоинтеллектуальных рабочих мест. К слову, его отличительной особенностью является привлечение к строительству исключительно местных подрядчиков и ориентированность преимущественно на местные кадры. На сегодняшний день коллектив АО «Конденсат» на 30% состоит из жителей Уральска и на 70% – Бурлинского района и Аксая.
Глава ЗКО особо подчеркнул значимость этого крупнейшего в области проекта для всего региона, а руководством АО «Конденсат» в очередной раз был поставлен вопрос о необходимости устойчивого обеспечения завода сырьем с Карачаганакского месторождения. Министр нефти и газа РК остался доволен ходом реализации проекта, обещав и в дальнейшем поддержку своего ведомства, однако гарантий в вопросе с сырьем не дал. «Если говорить в целом об отрасли, то сегодня мы работаем неплохо. Озабоченность вызывает задержка запуска Кашагана. По предварительным расчетам, добыча там не возобновится до конца 2015 года. В таком случае, мы должны добиться того, чтобы другие месторождения работали в полную силу», – заявил он.
Анна ПАНИЩЕВА,
фото А. КУПРИЕНКО