Уральские чиновники решили на деле выяснить, как себя чувствует человек с ограниченными возможностями на улицах города. Пресс-секретарь акима области Кайрат Абуов, государственный инспектор по труду Сабит Кайдашев и главный специалист отдела инвалидов областного управления координации занятости и социальных программ Дулат Рахматуллин на пару часов пересели из своих рабочих кресел в инвалидные. Ещё одну инвалидную коляску опробовали журналисты.
Чтобы передвигаться по городу в инвалидной коляске, необходимо не только присутствие духа, но и незаурядные физические способности. На пути встречается множество проблем, о которых обычные пешеходы даже не задумываются. Небольшая, в общем-то щель в асфальте, которую простой человек перешагнёт даже не задумавшись, становится настоящим препятствием для человека с ограниченными возможностями. Никто из экспериментаторов так и не смог справиться с этой ямой самостоятельно.
Лишь небольшое количество уральских зданий оборудовано пандусом. Из их числа инвалиды уверенно исключают ещё две трети в виду их «непреодолимости». Дело в том, что чаще всего владельцы зданий при установке пандуса не следуют никаким нормативам, руководствуясь принципом «лишь бы отвязались». При попытке подняться по такому сооружению в офис страховой компании Кайрат Абуов едва не перевернулся вместе с коляской.
Нужно отметить, что уральские тротуары даже в центре города часто не выдерживают никакой критики. Ровный асфальт может внезапно закончиться ямой. Передвигаться по такой дороге очень сложно даже мужчинам. Что говорить о женщинах, которые волей обстоятельств оказались в инвалидных колясках.
На оговорённом маршруте колясочникам пришлось дважды преодолевать бордюры. Ни разу никто не смог сделать это самостоятельно. Даже 7 сантиметров вертикального бетона невозможно переехать на инвалидной коляске. В первый раз дорога была малооживлённой, и мы справились с ситуацией без большого ажиотажа. Однако когда пришлось переходить дорогу на светофоре в районе областного акимата, дело приобрело совершенно иной окрас. Пока колясочники при помощи других людей преодолевали бордюр, время, отпущенное пешеходам закончилось. Дорогу пришлось преодолевать на моргающий «зелёный».
Отдельная эпопея — автобусы. Большинство из них вовсе не оборудованы для передвижения колясочников. По этой причине «инвалиды» пропустили автобусы маршрутов №№5 и 22. Подъехавшая «двойка» могла бы увезти экспериментаторов, однако самостоятельно они загрузиться в автобус не смогли, а помочь им никто не вызвался. Лишь водитель автобуса №35, грамотно оценив ситуацию, подъехал вплотную к остановке и добрые люди смогли загрузить коляску в пассажирский транспорт. Кстати, по словам председателя ОО «Арба» Гульмиры Батпакуловой, если на остановке находится инвалид, по правилам кондуктор должен помочь колясочнику попасть в автобус
Резюмируя акцию
По словам сотрудника госинспекции труда по Западно-Казахстанской области Ерлана Таскалиева, пандусом должны быть оборудованы не только ВСЕ госучреждения, но и магазины, аптеки, кинотеатры и другие общественные места. На всех, кто нарушает закон, инспекция после составления протокола вправе обратиться в суд. Штраф за это нарушение составляет больше 30 тысяч тенге. Однако за несколько последних лет, прецедент с пандусом был создан лишь однажды. В прошлом году суд оштрафовал аксайского предпринимателя. Почему за нарушение не отвечают другие? Хороший вопрос.
Пресс-секретарь акима области Кайрат Абуов заявил, что эта акция не будет разовой, она будет продолжаться до тех пор, пока в Уральске не будут выявлены все места, не оборудованные для людей с ограниченными возможностями.
— Мы отметили все проблемные места, которые обнаружили сегодня. Это очень плохо и мы это не скрываем, сказал Кайрат Абуов. — Руководство области будет работать в этом направлении. Люди, оказавшиеся в инвалидных креслах не выбирали свою судьбу, и на их месте может оказаться любой. Наша задача сделать так, чтобы они почувствовали себя полноправными членами общества.
Лиза КИСЕЛЁВА, фото Георгия СЕМЁНОВА