О закавыках налогового законодательства, которые порою ставят бизнесменов в тупик, шла речь на первом заседании Совета по защите прав предпринимателей, созданном при ПП ЗКО.
О ляпах налоговиков
— По налоговым вопросам в Палату предпринимателей области поступило больше всего обращений, — сообщила на заседании Совета начальник отдела правовой поддержки и мониторинга ПП ЗКО Калима УТЕШЕВА. – А это значит, что созрела необходимость поговорить о соблюдении порядка, сроков и требований закона при проведении налоговых проверок.
Калима Утешева изучила ряд примеров и пришла к выводу, что налоговые проверки зачастую проводятся с грубыми нарушениями законодательства:
— Проверяющие довольно небрежно относятся к первичным документам. Так, к примеру, в актах проверки четко и понятно должны быть изложены нарушения и конкретно указано, чем они подтверждаются. Я же столкнулась с тем, что вместо подробного описания налогового нарушения могут быть указаны лишь ссылки на приложение без каких-либо расшифровок.
Так, согласно Налогового кодекса РК, к акту налоговой проверки обязательно должны прилагаться необходимые копии документов, расчёты и другие материалы, за исключением сведений, которые могут являться тайной. Всё это делается для того, чтобы суть налогового нарушения была для налогоплательщика понятной, а не зашифрованной.
— Есть факты, когда проверка налоговых органов проводилась более восьми месяцев, но при этом ни одного дополнительного предписания о продлении её сроков не выносилось, — продолжила Калима Шамильевна. – Любая подобная непонятность заставляет бизнесменов обращаться в суд, где они теряют время и средства, когда при этом им же и начисляются проценты за несвоевременную уплату доначисленных налогов со всеми вытекающими из этого последствиями.
По изученным в ПП ЗКО материалам было установлено, что зачастую при обращении в суд бизнесмены неправильно указывают предмет и основание иска. К примеру, в нескольких случаях вместо признания актов и уведомлений недействительными, речь должна была идти о проверках, где были нарушены порядок и сроки их проведения.
— Сотрудники налоговых органов пока не заинтересованы помогать предпринимателям, — считает Калима Утешева. – Они ещё не повернулись к ним лицом и не прониклись той особой заботой о предпринимательстве, которую проявляет президент нашей страны. Так, в Палату пришел один предприниматель, который сообщил, что более 10 лет сдавал отчеты по упрощённой форме. Налоговое управление Уральска принимало их, не предъявляя претензий насчёт того, что он перешёл на «упрощёнку» без подачи заявления. Однако потом, когда он обратился к ним, чтобы закрыть своё дело, налоговики потребовали его пересдать налоги по 26 видам в общеустановленном порядке за последние пять лет. Предприниматель в шоке, не знает, откуда брать и что показывать в качестве доходов и расходов. Более бездушного отношения и придумать нельзя!
На заседании Совета было решено отправить представление в налоговый департамент с указанием перечисленных нарушений.
Есть проблемы? Ассоциация поможет
Также немало было сказано и о спорных аспектах налогового законодательства.
Напомним, что с прошлого года в ЗКО действует Ассоциация налогоплательщиков, председателем управляющего совета которой является Сакен КАРИН. (тел: 50-64-82 или 87015364616, 87058111193). Данная организация осуществляет защиту интересов налогоплательщиков и поддерживает соблюдение законности в налоговых правоотношениях.
— Очень бы хотелось, чтобы налоговые проверки проходили у нас на более качественном уровне, а налогоплательщики не боялись активно отстаивать свои законные права с привлечением квалифицированных специалистов в этой сфере, – сообщил Сакен Карин на Совете по защите прав предпринимателей и привел несколько примеров, которые, на его взгляд, являются проблемными.
По словам выступающего, кроме упущений методологического характера, налоговыми органами допускаются явно грубые ошибки и недоработки в ходе документальных проверок. Это выражается в ошибочных цитированиях статей, положений Налогового кодекса в актах, в несоблюдении грамматических и стилистических правил речи, которые приводят к неясности выводов, а также из-за ошибок в арифметических подсчётах. Так, одному налогоплательщику был доначислен корпоративный подоходный налог в результате исключения из вычетов двух сумм по счетам-фактурам на транспортные и прочие расходы. Однако в ходе изучения дела в межрайонном экономическом суде, куда Карин был привлечён в качестве специалиста, установили, что сумма двух счетов-фактур не совпадает с той, что была исключена из вычетов. В результате эта сумма была безосновательно завышена, а налоги незаконно доначислены.
Зерно на бумаге
На заседании Совета по защите прав предпринимателей обсуждался и спорный вопрос о взаимоотношениях АО «НК «Продкорпорация» с покупателями зерна. По словам директора АО «Желаевский КХП» Андрея БОРСА, его предприятие оказалось заложником утверждённых шаблонов в документах, которые на сегодня уже устарели. Однако именно по этой причине предприятие понесло убытки.
Как выяснилось, Желаевский комбинат хлебопродуктов заключил договора на поставку зерна с Продкорпорацией. Но путем отгрузки с Пойменского ХПП получил его значительно меньше, чем было запланировано, хотя и внес 100-процентную оплату и подписал акт приёма-передачи ещё задолго до фактического получения зерна. Это произошло в связи с тем, что на складах ТОО «Пойменское ХПП» его не оказалось. Как пояснила Калима Утешева, содержание заключённых договоров было весьма противоречивым. Кроме того, там отсутствовал пункт о гарантии того, что количество реализуемого Продкорпорацией зерна имеется на хлебоприёмных предприятиях, что, в общем-то, и предусматривает ответственность продавца на случай, если товара окажется меньше, чем на лицевом счёте.