Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Защитники детской крепости

    В каком состоянии находится безопасность в уральских школах: расследование «Надежды»Бойня в московской школе №263, в результате которой погибли два человека, а ещё один был ранен, отозвалась далеко за пределами российской столицы. По всей стране начались массовые проверки школ на предмет соблюдения норм безопасности для учеников. Тренд подхватили и в Казахстане: в некоторых городах местные управления образования озаботились проблемой защищённости школьников от подобных ЧП. Однако, как показала практика, на местах к этому вопросу чиновники подошли или слишком формально, или чересчур экзотично. При этом мало кто задумывается о том, что безопасность школ в большинстве случаев финансируется по остаточному принципу, а качество защиты не выдерживает никакой критики. Корреспонденты «Надежды» узнали, как устроена система охраны в уральских школах и что нужно сделать, чтобы безопасность детей стала важна не только для малого числа энтузиастов.

     Решайте сами

    С проблемой безопасности в уральских школах чиновники от образования решили бороться проверенным способом и разослали в школы письма о необходимости повысить безопасность. «Отделам и областным учреждениям образования направлены письма об усилении мер по обеспечению безопасности учащихся», — отчитались в ОблУО. Как это сделать – вопрос номер два. Сейчас защиту или её видимость можно усилить двумя способами: ввести везде лицензированную охрану и поставить в каждой школе видеонаблюдение вкупе с тревожной кнопкой и опять-таки профессиональными секьюрити. И это в теории не очень сложно. Более того, работа в обоих направлениях, по мнению областного управления образования, ведётся усиленными темпами. «Во время учебного процесса в школах области организовано дежурство учителей, администрации школы. В течение дня работают вахтёры, в вечернее и ночное время работают сторожа», — рассказывает заместитель начальника управления Рахимжан ХАМЗА. Видеонаблюдение, по данным чиновника, тоже поставлено на поток: «В 31 организации образования установлены видеокамеры, всего 360 штук». Правда, нет предела совершенству, и оснащать школы камерами нужно и дальше, благо уже «определена потребность и имеются расчёты в разрезе районов (города)».

    На этом энтузиазм чиновников ожидаемо гаснет, и всё привычно упирается в отсутствие денег. «Целевое выделение расходов на безопасность школ в 2014 году не предусмотрено в областном бюджете, — уточняет ХАМЗА. – Согласно приказу министра экономики и бюджетного планирования, данные расходы носят текущий характер и могут производиться в пределах выделенных кредитов учреждениями образования». Если перевести эти слова с официального языка на человеческий, каждой школе выдаётся определённое количество денег на год. Если школа хочет нанять охрану или купить видеокамеру, ей придётся урезать расходы по другим статьям. Так как и то, и другое – удовольствие не из дешёвых, резать надо будет по живому. Понятно, что ни один директор в здравом уме на это не пойдёт. Хотя именно для руководителей школ безопасность – один из главных приоритетов, потому как случись что – они останутся крайними. Приказ министра образования №338 говорит о том, что директор создаёт необходимые условия безопасности жизни и здоровья детей и учителей. Грубо говоря, если бы школа №263 находилась не в Москве, а в Уральске, виноват в убийстве географа и полицейского был бы не Сергей ГОРДЕЕВ с карабином, а директор с валокордином. Вина его будет заключаться в том, что он не нашёл денег на профессионального охранника. «Вопрос не в деньгах, а в безопасности! – демонстрирует триумф патетики замначальника ОблУО. – Как директор будет её обеспечивать – его проблема. Будут это вахтёры или организация школьных дежурств – решать ему».

    Даже если директоры и понимают, в какой угол их загнали, открыто они говорят об этом неохотно, предпочитая кулуарные обсуждения вместо собственной инициативы. «Среди директоров тема безопасности муссируется постоянно, но на уровень ГорОО или ОблУО никогда не выносится, — заявил «Н» на условиях анонимности руководитель одной из городских школ. – Для этого нужны деньги, а где их взять? Если тот же 35-й лицей может собирать с родителей определенную сумму на какие-то нужды, то мы не имеем на это права. А если дать любому охраннику-мужчине ставку вахтёра в 20 тысяч тенге, никто, разумеется, работать не будет». И даже тот факт, что чиновники следуют принципу «в любой непонятной ситуации вали всё на директора», самих школьных начальников к попыткам изменить ситуацию не подстёгивает. «Я не совсем согласен, что приказ №338 можно трактовать именно так, — рассказал «Н» руководитель одной из школ, попросивший не упоминать его имени. – Давайте будем честны: чтобы обеспечить защиту от нападений на школы, нужно ставить по всему периметру вооруженных людей, и директор тут ни при чём. Но на это нужны деньги, причём деньги из бюджета. А обеспечивать защиту через экономию на школьных расходах – это идея, но не самая лучшая. В школах попробуй сэкономь». Хотя и руководитель школы с горькой улыбкой признаёт: при желании крайним можно сделать кого угодно, даже столб на улице, и никто никому ничего потом не докажет.

     Мир смотрит в камеру

    На мониторе, расположенном на столе у директора школы-лицея №35 Леонида ЧЕРЫКАЕВА, транслируется видео с шестнадцати камер, установленных в здании. Получив два года назад от постоянного спонсора такой щедрый подарок (меценату покупка и установка камер обошлись в миллион с лишним тенге), Черыкаев принял на себя функции Большого брата. Директор признаётся, что с появлением видеонаблюдения огромное количество проблем, связанных с контролем над детьми, исчезло, как будто и не было их никогда: «Когда выходит четыреста человек на перемену, сложно понять, кто в батарею засунул приготовленный дома порошок, чтобы по школе пошёл белый дым. Но когда детям стало понятно, что теперь всё видно, и они почти наверняка понесут ответственность, этот вопрос отпал сам собой». Впрочем, ЧЕРЫКАЕВ признаёт, что только от подобного камеры и спасают. Случись ситуация, подобная московской, – никакое видеонаблюдение не поможет.

    Если в области камерами обеспечена тридцать одна школа, то в самом Уральске 35-й лицей – едва ли не единственное учреждение с подобной роскошью. Есть ещё Назарбаевская школа, но это исключение из правил: там и лицензированная имеется, и видеонаблюдение было заложено в проекте школы. Кроме того, видеонаблюдение было установлено сразу при сдаче 34-й школы-гимназии в микрорайоне Северо-Восток. Другое дело, что благодетели, подобные тому, что есть у лицея, могут появиться и у остальных школ. За примером далеко ходить не надо: в Актобе таким макаром установили видеонаблюдение в нескольких крупных городских учреждения среднего образования. При этом, как пояснила «Н» замначальника актюбинского ГорОО Роза НУРГАЛИЕВА, спонсоры выделяют деньги через идущую уже не первый год программу «Расцветай, мой Казахстан!». Правда, добровольно они это делают или под давлением, чиновник не знает. Но в Уральске нет и этого. Рахимжан ХАМЗА очень оживился, когда корреспондент завёл тему о спонсорах, однако тут же поник: «Мы только за, но никак не можем добиться, чтобы к нам шли спонсоры. Желающих еще не было».

    Проблемы с установкой видеонаблюдения в школах, впрочем, не ограничиваются денежным вопросом, хотя все остальные нюансы и являются прямым следствием хронического недостатка средств на защиту. Немало головной боли доставляет сама схема приобретения оборудования. «Сейчас школа даже еду не может купить без системы госзакупок, — вздыхает технический директор группы компаний «Легион» (они занимаются охраной объектов, установкой видеооборудования и его эксплуатацией – «Н») Юрий ГЛАДОВ. – Да и на портале (goszakup.gov.kz – «Н») искать что-то хорошее бесполезно, да и не будет никто ничего искать. Человек, занимающийся госзакупками от школы, — это почти наверняка какой-нибудь завхоз. Он не будет читать договоры с теми, кто предоставляет услуги, и не будет с ними судиться, если что, потому что лень. Да и потом, всё, что приобретается через госзакупки, наверняка будет самое дешёвое». Последнее утверждение, кстати, спорно: если взглянуть на некоторые лоты на портале госзакупок, то можно увидеть, как даже на самые простые районные школы более подвижные отделы образования готовы выкладывать бешеные деньги за столь необходимое сейчас видеонаблюдение. К примеру, отдел образования акимата Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области в марте 2012 года разместил на портале заявку на приобретение 27 комплектов камер (в комплекте по 8 камер) для установки в 27 крупнейших школах.  За оборудование и установку было заплачено 12 828 996 тенге (Тюлькубасский район славится бахчевыми культурами, так что можно предположить: такие деньги акимат смог выделить после уплаты предпринимателями налогов от продажи арбузов), то есть один комплект обошелся в 475 148 тенге. Для сравнения: одна IP-камера AXIS P3344-V 12mm, которая считается практически эталонной для установки в профильных магазинах стоит 224 000 тенге. Правда, представитель заказчика Айжан ИМАНАЛИЕВА в интервью «Н» утверждает, что и этими комплектами все довольны. Особенно всех устраивает, что деньги изыскивает не школа, а акимат. «У нас все централизованно, так что мы закладываем расходы на установку видеонаблюдения в школах в бюджет, — говорит ИМАНАЛИЕВА. – В 2012-м году это были крупные школы, в 2013-м – ещё несколько мелких».

    Впрочем, пример 35-го лицея доказывает, что камеры можно установить за любую стоимость, а их качество все равно не будет особо отличаться от идеала. По крайней мере, специалистов, которые охраняют лицей, работа камер устраивает полностью. Более того, ГЛАДОВ из «Легиона» утверждает, что можно видеонаблюдение приобрести и в обход госзакупок, была бы воля. «Директоры могут сами собрать ценовые предложения от фирм, предоставляющих подобные услуги, и устроить своеобразный внутренний тендер, а потом просто из всех претендентов выбрать того, кто подходит по всем параметрам. На портале это делать бесполезно», — резюмирует он.

    74 Защитное обнуление

    Ещё одна проблема – это кадровый дефицит. Камеры сами по себе бесполезны, если ситуацию не контролирует профессионально подготовленный человек, и если у него под рукой нет тревожной кнопки. В школах, за исключением типичного информатика, знающего, как работает скайп, таких людей нет. По мнению «легионера» ГЛАДОВА,  если специалист компетентен, то его одного для обеспечения безопасности целой школы будет вполне достаточно – с учётом сменного графика, разумеется. В 35-м лицее охранников всегда двое: мужчина и женщина. «Женщина-охранник нужна ещё и для того, чтобы иметь доступ в те места, куда мужчине с чисто этической точки зрения идти не стоит – те же женские туалеты», — объясняет Леонид ЧЕРЫКАЕВ.  Сами охранники говорят, что особой специфики в обеспечении безопасности на территории школы нет. «Разница только в том, что на других объектах ты охраняешь какие-то вещи, а здесь людей», — чеканит Хвайдулла МУХАМЕДЯНОВ, сотрудник службы безопасности с многолетним опытом. Но есть, конечно, и другие нюансы. Гендиректор охранного агентства «НСБ» (именно оно обеспечивает безопасность в лицее) Марат  КУЖАХМЕТОВ уточняет, каким должен быть идеальный сотрудник службы охраны в школе: «У него должно быть минимум среднее специальное образование, чтобы он умел разговаривать с детьми вежливо и убедительно, а не кричать «Эй, ты, иди сюда быстро!». У охранника должно быть крепкое телосложение, чтобы его не приняли за десятиклассника. И важно, чтобы он отслужил в армии – причём желательно в Советской армии». Как правило, уточняет КУЖАХМЕТОВ, лучшие кадры получаются из бывших сотрудников полиции – и идеальным будет, если они прошли этот общественный институт в девяностые годы двадцатого века.

    К слову, в лицее вся система выстроена так, что чужой человек не остаётся один ни на секунду – даже если рядом с ним нет охранника. «Когда вы приходите, охранник провожает вас к нужному человеку, а потом этот человек провожает вас обратно к выходу», — поясняет завуч по воспитательной работе Марина АЛЕКСЕЕВА. Дети тоже просто так никуда не денутся. АЛЕКСЕЕВА демонстрирует специальный квиток, который должен заполнить и подписать классный руководитель в случае, если ученику нужно выйти за пределы школы. Только тогда школьник может взять в гардеробе свою одежду и выйти. А если занятия по каким-то предметам проводятся в другом здании, сотрудник службы безопасности сопровождает колонну детей до места назначения.

    Другим уральским школам об этом приходится только мечтать. Корреспонденты «Надежды» зашли в школу №3, которая на неделе прославилась на всю страну тем, что в конце января подвыпивший одиннадцатиклассник попытался избить нескольких восьмиклассников. Журналистов остановила женщина-вахтёр, однако нужно учитывать тот факт, что дело было в субботу во время урока, и никто из детей не входил и не выходил. При этом планировка входа и колонн в коридоре такова, что любой желающий в утреннем потоке школьников может быстро уйти в «слепую зону», а потом просто смешаться с толпой. Что уж говорить о своих учениках. Всех неподготовленный человек не проконтролирует, а увидеть, в каком состоянии находится школьник и что у него на уме, не так уж и просто.

    «Конечно, должен быть не вахтёр, а профессиональный охранник, — соглашается директор одной из городских школ. – Да, женщина-вахтёр никого не пускает, но завтра придут два-три человека с плохими намерениями – и что она сделает?». Юрий ГЛАДОВ из «Легиона» сомневается даже в таком функционале: «Если вахтёр на секунду отвлечётся, зайти постороннему человеку не составит вообще никакого труда. Нужны хорошие специалисты – а для этого нужны хорошие деньги».

    75Справедливости ради, эти деньги можно найти. Когда директора школ говорят, что не имеют права собирать с родителей плату за что-либо, они не совсем правы. Если инициатива будет исходить от самих пап и мам, тогда особо никто протестовать не станет. Тот же Юрий ГЛАДОВ легко выделял бы пятьсот тенге в месяц на безопасность ребенка в школе, но он знает, что не у всех есть такая возможность. Хотя чаще всего дело в желании, а точнее его отсутствии у родителей думать о своих детях. Мама девятилетнего Данилы Мария ГОРОБЧЕНКО попробовала выступить в роли энтузиаста и заводилы, но потерпела сокрушительное фиаско. Первый поход её сына в школу совпал с усилением мер безопасности: накануне 1 сентября 2011 года по Западному Казахстану (не только в Уральске, но и в Аксае, Актобе, Атырау) стали поговаривать о возможном теракте. Несмотря на официальное опровержение властей, по городу ползли слухи о взорванных автобусах, предполагаемых местах установки бомб с часовым механизмом, а также о том, что какие-то радикалы намерены принести в жертву ни много, ни мало сто человек. Слухи не подтвердились, но нервы людям потрепали изрядно. Вот тогда-то Горобченко и пришла в голову мысль: а почему в их школе до сих пор нет охраны? «Сразу после линейки провели родительское собрание, где я воспользовалась моментом и подняла вопрос об охране, — говорит Мария. – У меня подруга работает в 35-м лицее, поэтому я имею кое-какое представление о школьной безопасности: своими глазами видела, как охранники встречают школьников у автобусной остановки и провожают их в школу. В общем, я предложила ввести в нашей школе нечто подобное».

    Родители первоклашек почему-то не оценили энтузиазм Марии и на вполне рациональное предложение отреагировали невнятно. «Многие соглашались: да, нужно обезопасить наших детей, но создавалось впечатление, что они вообще не понимают, для чего в школе нужен охранник, — продолжает ГОРОБЧЕНКО. – По их мнению, вполне достаточно бабушки-вахтёрши, которая только и делает, что даёт звонок на перемену. Ну, сидит условная Татьяна Васильевна за столиком. И что толку? Конечно, если возникнет опасность, она грудью встанет на защиту наших детей, но что пожилая женщина сможет сделать?».

    Впрочем, по утверждению Марии, в последнее время кривая уровня безопасности в их школе всё-таки пошла на взлёт. Правда, этот взлёт ограничился лишь тем, что теперь даже родителей первоклашек, которые традиционно помогают своим детям донести рюкзаки до классов, не будут пускать дальше вестибюля. «Удивительно, почему многие люди не могут дойти до этого своим умом? Не уверена, что кто-нибудь обеднеет, если будет платить 500 тенге в месяц, обеспечивая тем самым безопасность своему ребёнку. Я до сих пор на родительских собраниях пытаюсь убедить родителей в важности охраны в школе, и буду делать это до тех пор, пока не отстою свою точку зрения. Надеюсь, это у меня получится раньше, чем произойдёт что-нибудь страшное», — резюмирует мама Данилы.

    В соседнем Актобе, кстати, несколько школ охраняют представители общественного объединения «Беркут», которое организовал бывший полицейский Серик САГИЕВ. Раньше «беркутовцы» следили за порядком в колледжах, а теперь им доверили и школы. Правда, для этого всё равно пришлось получать лицензию. Родители платят за обеспечение спокойствия по 200 тенге в месяц (в уральском лицее №35 – 300 тенге в месяц – «Н»), причём, как заметила Роза Нургалиева из отдела образования Актобе, делают это единогласно. Абсолютных показателей эффективности подобной охраны нет, однако на территории актюбинских школ происшествий, действительно, в последнее время стало меньше. Впрочем, КУЖАХМЕТОВ из «НСБ» сомневается, что подобные кадры очень уж компетентны: «То, что охранники проходят за пятнадцать дней какие-то курсы и сразу получают на руки корочку – это никуда не годится».

    И другие официальные лица

    Непосредственное отношение к защите детей имеет и ДВД: для этого в средних учебных заведениях города существует институт школьных инспекторов полиции. Правда, как уточняет и.о. начальника управления административной полиции ДВД ЗКО, полковник Муслим ДЖАРДЕНОВ, сейчас за инспектором закреплено по две-три школы. «Но здесь вопрос не в том, чтобы человека поставить к каждому столбу, а в том, как заставить всю систему работать», — добавляет он. По мнению ДЖАРДЕНОВА, ответственность за безопасность детей в школах должна распределяться коллективно: администрация школы, родители, ДВД в лице инспекторов. Со своей стороны полицейские считают, что делают всё, чтобы работа по обеспечению защиты школьников велась интенсивно. «Мы ведем плотную работу с тем же акиматом, с отделом образования в части установления в школах видеонаблюдения и даже металлодетекторов», — говорит ДЖАРДЕНОВ. Заодно органы правопорядка подумывают и о том, чтобы школьного инспектора добавить в каждую школу, но это нужно решать на более высоком уровне, так как речь будет идти об расширении штата, — а, значит, и больших расходах. Пока же ДВД работает не над увеличением количества, а над увеличением качества. «Мы стараемся на должность школьных инспекторов брать людей с педагогическим образованием, так как тут не нужна грубая сила, а нужна логика, нужно умение найти подход к детям, нужен хороший кругозор. Поэтому у нас так много женщин на этой должности, и сидят они часто вместе со школьными психологами в одном кабинете», — подчёркивает полковник полиции.

    Школьные психологи, по идее, тоже должны обеспечивать безопасность учеников – просто на другом уровне. Но с этим, как считают специалисты, есть большие проблемы. Областное управление образования, кстати, уверено, что школьные психологи работают хорошо. А вот известный уральский психолог Райса БАЙДАЛИЕВА в этом очень сомневается. «Школьная психологическая  служба, которая существует в наших школах, — это не самый лучший, а, скорее всего, самый худший вариант того, что должно было быть школьной психологической службой, — считает она. – Критерием оценки работы школьного психолога являются папки с различного рода документацией. Где-то 13 разных папок. При возникновении ЧП проверяющие не станут разбираться с объективными и субъективными причинами случившегося, они начнут искать, есть ли документальное подтверждение деятельности психолога. И ясно, что многие школьные психологи, не желая себе проблем с проверяющими, просто превращаются в клерков от психологии». При этом на основную работу у психологов просто не остаётся времени. «Мне недавно попала в руки «Психологическая карта», составленная, вероятно, местными «светилами психологии» от образования и обязательная к заполнению школьными психологами, — рассказала собеседница «Надежды». — С моей точки зрения, за такую «карту» надо лишать диплома и не допускать близко к детям. Эта «методическая разработка» по сути фашистская, которая ранжирует детей как рабочий скот. Но это не вина психологов, а, скорее, их беда: откуда взяться подготовке, когда на профессиональное самообразование у них нет практически времени».

    Что-то будет

    Самое печальное в сложившейся ситуации даже не то, что желающих что-то изменить в системе школьной безопасности единицы, а то, что инцидент в московской школе №263 – это тревожный симптом того, что в ближайшее время нечто подобное может случиться в любом другом месте, включая Казахстан. «Можно сказать «спасибо» мальчику (Сергею ГОРДЕЕВУ – «Н»), что он взорвал этот «вулкан», — мрачно шутит Марат КУЖАХМЕТОВ из «НБС». «Где-то рано или поздно обязательно рванёт», — уверен Юрий Гладов из «Легиона». «Если кто-нибудь думает, что стрельба в школьных стенах у нас исключена, то должна разочаровать этих оптимистов: вы слишком плохо знаете механизмы возникновения агрессивного поведения и возможные реакции реагирования подростков, лимбическая система которых дала сбой», — пугает Райса БАЙДАЛИЕВА.

    Но казахстанскому обществу во главе с чиновниками всё нипочём: оно не стремится думать над безопасностью школьников самостоятельно, а от предложений энтузиастов отказывается. Марат КУЖАХМЕТОВ рассказал, как пытался бесплатно поставить в одну школу камеры и охрану, а взамен предложил родителей с перегаром не пускать даже на порог учебного заведения. 40% родителей были «за», а 60 – против. Камеры в результате не поставили. Оно и верно: лучше ведь просто ничего не делать, дождаться момента, когда произойдёт что-то страшное, а потом найти виноватого и свалить всё на него. Поиск крайних – народная забава, и отказываться от неё даже ради спокойствия своих детей, похоже, никто не собирается.

     Вячеслав ПОЛОВИНКО,
    Пётр ТРОЦЕНКО,
    фото Георгия СЕМЁНОВА


     
    Предыдущая статьяВек живи – век учись
    Следующая статьяЭто – любовь
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл