«Что такое настоящая любовь?» — спросили мы наших читателей. Как ни удивительно, оказалось: независимо от возраста это чувство понимают одинаково. Хотя проявления его могут быть самыми разными – от танца в разгар рабочего дня на площади Абая до банального мытья посуды вдвоем.
Артур и Анна Рзалиевы
Рассказывает Анна:
— Наше знакомство началось забавно – с разницей больше, чем в десять лет. Дело в том, что мы с Артуром учились в одной школе. Но если он сразу меня запомнил, я – нет. Общаться со своим будущим мужем я начала только осенью 2011 года, уже окончив университет и устроившись на работу – и то лишь потому, что он написал мне в соцсетях. Потом, рассматривая старые фотографии, я вспомнила Артура, однако соединить в голове два образа – того мальчика и мужчину, которого я знаю сейчас, — мне не удается до сих пор.
Минус виртуальных романов заключается в том, что часто люди могут годами флиртовать в режиме «онлайн» и так и не встретиться. К счастью, мы этого избежали – Артур сразу предложил увидеться, поболтать. Я согласилась: роль сыграло еще и то, что когда-то мы учились вместе, все-таки знаю человека… вроде. А когда пришла на встречу, не пожалела о принятом решении – у нас обоих было чувство, что мы знаем друг друга давно. Я начинаю фразу – он завершает, и наоборот. Знаю, звучит банально, но с другой стороны, все истории любви одинаковые, просто всем людям нравится думать, что их чувства самые яркие, уникальные и не похожи на чувства других.
Так мы начали встречаться. Правда, только по выходным – я тогда работала в Аксае. Но мне понравилось, что Артур может не выдержать и, несмотря на усталость, после работы приехать из Уральска ко мне ради часа встречи. Для меня это о многом говорит.
При этом до меня до последнего момента не доходило, что Артур зовет меня замуж. Почти через год после нашей первой встречи мне позвонила подруга – звала погулять. Договорились пересечься у каздрамтеатра. И вообразите: значит, подхожу я к театру, а тут выбегают мои знакомые девушки, начинают плясать под «Marry me» и во время танца разворачивают транспарант «Выходи за меня замуж!» А я взираю на эту композицию и думаю: а для кого все это? Поняла, только когда из толпы вышел Артур с букетом и кольцом.
В общем, к чему это я: отношение проявляется во внимании. Как бы человек не был занят, если он реально любит – всегда найдет на вас время. И лишний раз приедет, и как бы мужской натуре это не претило, придумает романтические мелочи – причем не шаблонные, а учитывающие именно ваш характер. А еще ничего не сможет повлиять на любящих людей. Например, мы – представители разных национальностей, но для нас это никогда не было проблемой. Поженились, теперь растим сына – все спокойно, легко. Но так и должно быть, когда любовь — настоящее. А если пара живет по всем законам драмы, стоит задуматься: недостаток глубины чувств компенсируют излишней экспрессией, выдавая ее якобы за страсть.
Евгений и Антонина Сабадаш
Рассказывает Антонина Александровна:
— Мы уже 51 год вместе. Хотя, когда женились, некоторые люди, наверное, скептично к нашему решению отнеслись. За плечами у Евгения Ивановича уже был один брак, я к тому времени успела развестись, и у меня, и у него были дети. Но для нас это ровным счетом ничего не значило – толку ревновать к прошлому? Муж сразу принял мою дочь как родную, я спокойно воспринимала, что он исправно платит алименты за двух сыновей. Напротив, если бы он стал уклоняться от отцовских обязанностей, не думаю, что смогла бы уважать такого человека. А уважение – неотъемлемая часть любви.
Мне кажется, в нашем случае нет смысла доказывать, что чувства – настоящие. Больше полувека вместе, тем более, когда оба партнера знают, что такое неудачный опыт – это о многом говорит. Даже не представляю, какой бы была моя жизнь без Евгения Ивановича. На первый взгляд, нас связывают простые вещи: походы на дачу, прогулки, встречи с друзьями, уборка дома, забота о детях (его внуков и правнуков я считаю своими тоже). Но в действительности это — самые прочные нити. Счастье состоит из маленьких радостей, и именно мелочи о людях все говорят. К примеру, можно понять все о моем супруге, глядя на то, как он относится к работе по дому. В жизни не слышала от него фразы: «Это не мужское дело!» Сабадаш уверен: долг мужчины – облегчить жизнь своей женщине. Видит, что я квартиру убираю – так он пока кухней займется, чтобы мы потом сразу пообедали. Кажется, пустяк, а без него жить было бы куда сложнее.
Рассказывает Евгений Иванович:
— На днях мне исполнилось 80. И может быть, в связи с этим жизнь сейчас кажется мне чередой юбилеев – вот мы с женой 10 лет совместной жизни отмечаем, вот 20, теперь все 50… Мир вокруг нас за это время изменился, и отследить эти перемены можно тоже по праздникам. Раньше музыки не было, и я, чтобы создать настроение гостям, весь вечер играл на аккордеоне. А сейчас появилась всякая умная техника, жаль только, новое поколение в плане отношений не становится умнее, соответственно.
В последнее время стал слышать бредни – мол, редкий мужчина женится на женщине с ребенком. Это абсурд: когда любишь женщину, ее дети, ее кровь, ее часть, мешать не могут по определению. Тонину Лидочку я люблю как родную дочь. Когда-то мы с ней вместе уроки делали, а теперь она – мой самый лучший друг, постоянно о нас заботится.
Или вот еще тенденция пошла: мужчины стали избегать домашних обязанностей. Видите ли, дело это женское. А я вам вот что скажу: мытье посуды или вынос мусора на мужские гормоны пагубно не влияют. Жену надо жалеть. Антонина Александровна 42 года проработала на Ворошиловском заводе – начала бухгалтером, а на пенсию ушла в должности начальника бюро производственного отдела. Работа трудная. Я в свое время был главным специалистом Института «Горсельпроект», затем — заместителем главного энергетика в Облгазе и тоже уставал. Но я же мужчина! В этом и заключается мужская сущность – не ныть, не сваливать весь негатив на человека слабее тебя, а просто делать то, что нужно.
Александр и Галина Темчурины
Рассказывает Галина Евгеньевна:
— Ради любви я однажды согласилась переехать из родного Иванова в Гурьев, на родину мужа. Когда любишь, вообще с радостью принимаешь все, что окружает твою вторую половину. И самого человека принимаешь безоговорочно. Мы с Александром Александровичем были разные. Он – татарин, всю жизнь в Казахстане прожил, я же, русская, с восточной культурой прежде ни разу не сталкивалась. Но муж это понимал: например, не настаивал, чтобы я освоила казахскую и татарскую кухню. Как истинный восточный мужчина, прекрасно готовил сам бешбармак, татарские блюда, иногда меня к плите просто не подпускал!
Хотя у меня и помимо кухни забот было достаточно. За годы брака у нас родилось семеро детей – одна дочь и шесть сыновей. Сейчас я – мать-героиня. Хотя, по-моему, героизм матери зависит не только от того, сколько детей она родила. Ребенка недостаточно просто родить, с ним надо говорить, и мы с мужем стремились детей воспитать порядочными людьми. Плюс работа – занимались мы бахчеводством, уставали сильно. Но и дочка, и сыновья это понимали, старались сами следить за домом, даже график дежурств себе составили. Может, потому, что мы их всегда воспринимали как равных. Временами муж был с детьми чересчур строг, словно они – взрослые, зато выросли все самостоятельными, думающими людьми. Дочери сейчас 48, младшему сыну на двадцать лет меньше, недавно женился.
К сожалению, недавно Саша умер. Но несмотря это, любовь не исчезла. Настоящие чувства продолжают жить в детях, внуках, а их у нас целых четырнадцать. Семья у нас интернациональная: зять – украинец, одна невестка – казашка, другая – татарка, у третьей белорусские корни. И это отчасти благодаря нашему браку. Жизнь с Сашей научила меня понимать: национальность в отношениях ничего не значит. Плохой человек или хороший, зависит не от спиралей ДНК. Любовь нельзя запрограммировать: возьми и влюбись в человека своей нации и ни в кого другого! Так не бывает. Тебе либо комфортно с кем-то, либо нет. Когда мы говорим «свой человек»? Когда с ним общаться легко, изображать из себя никого не надо, когда можно быть откровенным. Согласитесь, национальность здесь совершенно не причем!
Записала Данара Курманова