За минувшую неделю сразу два письма поступили в редакцию «Н» из одного и того же села Зеленовского района. Причем объединяет их не только общая территориальная принадлежность, но и, скажем так, коммунально-газовая тематика. Ну а абсолютная схожесть претензий к АО «КазТрансГаз Аймак» наталкивает на мысль, что не все ладно в уральском газовом «королевстве».
23 октября 2013 года слесарь Приурального ГУ АО «КазТрансГаз Аймак» Виктор Кораблев снял в моем доме газовый счетчик с целью его замены и поставил мост-вставку. Новый счетчик я купила, но установить его не успела, так как вынуждена была срочно выехать в Алматы по семейным обстоятельствам.
22 ноября 2013 года я в счет оплаты за газ, отдала Кораблеву 13800 тенге, однако спустя 2 дня он вернул мне эти деньги, заявив, что мне неправильно начислили сумму задолженности. Мол, она составляет не 13800, а 33440 тенге. С этими словами он вручил мне уведомление, в котором не было ни штампа, ни чьей-либо подписи. Зато присутствовало грозное предупреждение, что в случае неуплаты в 2-дневный срок мне отключат газ.
28 ноября 2013 года я поехала в Приуральный ГУ, что в селе Дарьинское, и попросила предоставить мне расчет этой суммы, однако кассир Айгуль Утешева, она же бухгалтер ничего мне толком не объясняла и никакой расшифровки суммы не предоставила.
Между тем, жилая площадь моего дома в квитанциях была указана неправильно. По техническому паспорту дома, который является юридическим документом, она составляет 34,2 кв. м, а в квитанции указано 80. Откуда они взяли эти цифры, ума не приложу. Тем более, в доме прописаны только два человека, а горелка в бане снята и опломбирована самим Кораблевым еще в начале октября. Платить явно завышенную сумму я, понятное дело, отказалась. И это в итоге привело к тому, что 29 ноября 2013 года слесарь Кораблев отключил мой дом от газоснабжения.
Не смирившись с этим, я поехала разбираться в Уральск в областной офис АО «КазТрансГаз Аймак». Там вроде бы вникли в суть проблемы, дав Приуральному ГУ указание подключить газ, сделать перерасчет и установить новый счетчик. Приехав домой, я вызвала слесаря, который установил счетчик и вновь подключил газ. Сделали и перерасчет, после которого сумма задолженности снизилась до 8143 тенге, которые я с превеликим удовольствием уплатила.
Однако радость моя была недолгой. 9 декабря 2013 года ко мне снова явился слесарь и принес новое уведомление на сумму 20475, угрожая отключить газ в случае неуплаты.
Буквально озверев от такого отношения к своим клиентам со стороны монополиста, я написала заявление в финполицию. Однако 15 декабря следователь финполиции вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможно, это дело не тянет на уголовную статью, но почему финпол не назначил хотя ревизию, которая наверняка выявила бы немало нарушений? Например, в августе 2013 года по счетчику я потребила 66 кубов, а ГУ выставил мне счет на 75. И хотя у меня была переплата на сумму 1121, 2 тенге, то должен был остаться остаток в сумме 121,2 с меня же взяли 3,731 тенге. Однако в акте сверки почему-то не указали 1002,9 тенге. Куда делись 2729 (3731-1002) тенге неизвестно? Кроме того, ни райгаз, ни финпол так и не удосужились объяснить, откуда взялись суммы 33440 и 20725 тенге.
Кстати, замдиректора областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» А.Т. Кайбалиев сообщил мне в письме, что кассир А. Утешева понижена и переведена на должность контролера. Значит, ее все-таки наказали, только вот забыли уточнить за что. Несмотря на это, А. Утешева и остальные работники, которые имеют отношение к незаконным начислениям так и продолжают преспокойно работать, являясь звеньями в цепи системы обмана абонентов и наглого беспредела, творящегося в Приуральном ГУ.
Гульнора Назирова,
село Красноармейск
В 2004 году я газифицировала свой дом в селе Красноармейск Зеленовского района. А в ноябре 2009-го ко мне явился слесарь Приурального газового участка (ГУ) Алексей Кашуба и дал предписание направить газовый счетчик на поверку в г. Уральск. Также слесарь сказал, что на поверку счетчика уйдет более 2 недель, а оплата по существующим нормативам будет почти в 3 раза больше, чем я платила обычно. Поэтому он посоветовал мне купить новый газовый счетчик. Старый счетчик, после проверки, можно будет использовать как оборотный, то есть его можно будет установить тогда, когда подойдет срок поверки нового счетчика. Я последовала его совету и купила новый счетчик. Кошуба за один день снял старый и на его место поставил новый, соответствующим образом оформив документы.
Все шло нормально, за газ я всегда платила вовремя. Но однажды из Приурального ГУ пришло предписание, чтобы я сдала старый счетчик на поверку. В нашей семье все недоумевали, зачем это им нужно? Когда я обратилась в Приуральный ГУ, бухгалтер Ирина Якубенко объяснила это так. Мол, старый счетчик нужно везти на поверку, чтобы внести его данные в компьютер. Она также заявила, что в случае неисполнения предписания они будут считать, что у меня не установлен счетчик и оплата будет взиматься по максимальной расценке.
Пришлось подчиниться и отвезти старый счетчик в Уральск на поверку, заплатив за это соответствующую сумму. Ничто не предвещало грозы, как вдруг в марте 2010 года из Приурального ГУ я получила счет, в котором было указано, что за период с 15.10.2009 г. по 30.11.2009 г., то есть за полтора месяца мне дополнительно начислили 1980 кубометров газа на сумму 18748 тенге.
Такие же «подарки» в нашем селе получили еще Марина Бошенятова и Владимир Кузнецов, которые также меняли счетчики. В. Кузнецову, к примеру, за период с 01.12.2009 г. по 31.01.2010 г. приписали 2740 кубометров на сумму 25805,5 тенге. После получения таких счетов я вместе с В. Кузнецовым поехала в с. Дарьинское в Приуральный ГУ. В свою очередь, бухгалтер И. Якубенко, ничего не объясняя, направила нас в областной филиал АО «КазТрансГаз Аймак».
В облгазе заявили, что учет и оплата за пользованием газа входит в компетенцию Приурального ГУ, а не областного филиала. Приехав вновь в Дарьинское, Якубенко на рабочем месте мы не застали. Когда снова приехали через 2 дня, Якубенко пояснила, что дополнительная оплата за газ нам начислена из-за неисправности газового счетчика, однако акта поверки счетчика у нее его под рукой не оказалось. Между тем, все прекрасно знают о том, что любой газовый счетчик перед установкой проверяется в лаборатории, то есть непроверенный счетчик попросту не установят.
Пришлось идти на прием к начальнику ГУ А.Е. Габдрахимову, который, очевидно, сообразив, что жилой дом не завод и за такой период теоретически столько газа израсходовать не может, велел сделать перерасчет. Сумма оплаты с 18748 тенге уменьшилась до 11126 тенге. Однако Габдрахимов не смог ответить на вопрос, почему в ГУ размер отапливаемой площади моего дома значится 85 кв. м, тогда как то техпаспорту составляет 42.
В общем, платить за дополнительно начисленный газ я не стала. Но 25 июня 2010 года ко мне домой приехала Якубенко, которую сопровождали еще двое неизвестных мужчин. Она начала откровенно вымогать деньги, угрожая отрезать газ. Я была вынуждена подчиниться, отдав ей 11126 тенге. При этом квитанцию Якубенко мне не дала. Отдали ей деньги и В. Кузнецов, и М. Бошенятова.
Судиться с АО «КазТрансГаз Аймак» я не стала, потому посчитала бесполезным «бодаться» с такой богатой и всесильной компанией, которая наглым образом обсчитывает своих абонентов.
Напоследок хочу добавить, что в том же 2010 году я ездила в РФ к родственникам в гости. Там я обратила внимание на то, что у них стоит такой же газовый счетчик, как и у меня. Но у них почему-то газовые счетчики эксплуатируются по 10 и более лет, а у нас в с. Красноармейск — 5 лет. К тому же у нас счетчики почему-то меняют не летом, а в отопительный период. Видимо, зимой больше простора для всякого рода махинаций с начислением взятых с потолка кубометров. Например, В. Кузнецову газовый счетчик сняли 12.02.2010 г., а новый установили 15.02.2010 г. За три дня по нормативам было начислено 1382,4 тенге, якобы, за израсходованные 147 кубометров газа. А ведь это месячная норма потребления. Вот так идет обсчет, обман людей.
Елена Журавлева
Сам проживаю в селе Красноармейск и наслышан о действиях работников Приурального ГУ АО «КазТрансГаз Аймак», которые можно квалифицировать, как мошенничество и вымогательство. Мало того, что в нашей области самый дорогой в республике газ, так еще и на местах поставщики газа стараются разными способами дополнительно ободрать своих абонентов. Эти способы постоянно совершенствуются, при этом им наплевать, что в селе у людей зарплаты и пенсии самые низкие.
Областной филиал АО не может не знать об этих нарушениях, но никаких мер не принимает. Когда люди сообщают в акиматы об этих нарушениях, им отвечают, что АО «КазТрансГаз Аймак» — это частная компания и они не могут вмешиваться в ее дела. Финполиция по заявлениям граждан обычно выносит постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ее, вероятно, интересуют лишь расследование многомиллионных хищений, а не всякая мелочевка.
Словом, налицо бесконтрольность и безнаказанность, которые рождают беспредел.
Болат Бисенгалиев