Зима постепенно вступает в свои права. На днях в городе выпал первый снег, который вскоре растаял, оставив после себя на дорогах непролазную грязь. Перепады температур от -7 ночью до +2 днем создают дополнительные трудности передвижения. Помимо того, что из-за гололеда на дорогах возрастает число аварийных ситуаций, так еще и десятилетиями не ремонтируемые дороги с утра покрываются тонким слоем льда, на котором автомобили скользят как на катке. Днем же, когда температура воздуха поднимается, дороги превращаются в грязевую жижу. Радуются такому особому положению межсезонья только работники автомоек и -сервисов. Ремонт ходовой части автотранспорта – самая распространенная услуга в этот период.
“Качество” отечественных дорог непрестанно совершенствует грани устного народного творчества. Шутки и поговорки о двух извечно постоянных и, видимо, взаимосвязанных проблемах, о дураках и дорогах, — способ хоть как-то сохранять душевное равновесие, глядя на это убожество. Однако, когда одну из этих проблем, то бишь так называемые дороги, ощущаешь собственной пятой точкой за рулем низенькой иномарки, самоирония перетекает в более неформальный вид творчества. И тут полет фантазии ограничивает лишь собственная выдержка и культура речи. Сколько матерей было некстати помянуто на уральских дорогах, никто не считал, а вот сколько ежегодно выделяется средств на ремонт и покрытие, вполне возможно подсчитать и осмыслить.
В прошлом году на дороги области из республиканского бюджета было выделено 1 млрд 342 млн тенге. В этом году на эти цели осваивается рекордная сумма в 2 млрд 254 млн тенге как из республиканского, так и из местного бюджета. В следующем году республика планирует выделить в два раза больше.
В приоритете в этом году дороги «Жымпиты-Каратобе», «Чапаево-Жангала-Сайхин», «Аксай-Чингирлау», работы по капитальному ремонту которых начаты еще в 2008 году. В текущем году планируется сдача участка дороги «Аксай-Чингирлау» протяженностью 18 км, дорога «Жымпиты-Каратобе» – 16 км, 2 км дороги «Чапаево-Жангала-Сайхин» уже отремонтировано.
Наша область в плане дорог действительно нуждается в огромных средствах. Из более чем 5 тыс. км дорог областного и районного значения, асфальтовое покрытие имеет только 19% их протяженности, да и покрытие это уже не в лучшем состоянии. Как обычно бывает, пока делаем одно, другое приходит в негодность. Ответственные ведомства значительную долю вины перебрасывают на природу, мол, резко континентальный климат, жара, ветер. Этот вполне разумный аргумент должен встречать вполне разумное решение – значит нужно делать качественнее. Почему, к примеру, в Канаде таких проблем нет? Однако данное разумное решение сталкивается с непробиваемой стеной системного совкового конформизма, бюрократии и хронического недофинансирования. Наша область в числе трех имеет самые скудные дотации из республиканского бюджета на ремонт и строительство дорог. Как видим, ситуация с финансами начинает меняться в лучшую сторону, однако, решит ли это проблему с качеством, зависит прежде всего от подрядчиков, которые, как признаются власти, не всегда добросовестно выполняют свои обязанности.
Подрядчики в свою очередь жалуются, что тендер проводится только летом, когда и есть самое благоприятное время для укладки асфальтового покрытия дорог. Вот и приходится начинать работу лишь осенью с началом дождей и холодов. И если в этом плане ничего не изменится, о хороших качественных дорогах можно будет только мечтать.
Наиболее остро проблему качества дорог ощущают в областном центре. Автомобильный поток постоянно увеличивается, что, естественно, приводит к более быстрому износу асфальтового покрытия, там где оно имеется… а имеется оно только на половине из 582 улиц города. Хотя на некоторых участках лучше бы его вовсе не было. Такие улицы как Алматинская, Казталовская, Гагарина (в районе Мясокомбината) особенно в осеннюю и весеннюю пору, похожи на минные поля замаскированные грязью и лужами, где то и дело приходится вилять и изворачиваться, чаще полагаясь на интуицию и везение. Виной тому и почти повсеместное отсутствие в городе систем арыков и ливневой канализации, которые вообще не предусмотрены бюджетом.
В этом году власти решили вплотную заняться уральскими дорогами. Отделом жилищно-коммунального хозяйства составлено 37 проектов по капитальному и ямочному ремонту улиц. Планы грандиозные и деньги, наконец-то, начинают выделяться существенные. Однако, как было упомянуто выше, решение проблемы качества дорог зависит в первую очередь от качественного выполнения работ подрядчиками.
— Наши дороги – это просто позор, — говорит автовладелец М. – К примеру, из года в год ремонтируется дорога, ведущая в пос. Деркул, однако к следующей весне она приходит в негодность и «ямочноремонтную» историю приходится повторять заново.
То, что горожане наблюдают сегодня, когда ямы просто засыпаются щебнем, или асфальт ложится иной раз прямо на снег, иначе как халтурой не назовешь. Даже те устаревшие советские технологии, по которым работают дорожники, полностью не соблюдаются. Вот и летят деньги на ветер. Складывается впечатление, что такое положение дел вполне устраивает и заказчиков, и подрядчиков. Деньги осваиваются, работа проводится, а как она проводится, никого не интересует.
Роман Дроздов