Осенью 2006 года группа жителей с. Красноармейск Зеленовского района написала коллективную жалобу в райпрокуратуру по поводу нарушения районным и сельским акиматами ст. 26 Земельного кодекса РК. Дело в том, что лучшие сенокосные угодья нашего округа находятся в частных руках, что, в свою очередь, приводит к тому, что сельчане пускают свою скотину под нож.
Отвезти документ в прокуратуру поручили автору этих строк. В светлый октябрьский солнечный денек ваш покорный слуга зашел в кабинет и. о. прокурора района Руслана Жакупова. Тот пребывал в хорошем расположении духа, был одет в светло-коричневый тонкий пуловер с короткими рукавами. Ознакомившись с нашей жалобой он ответил, что прокуратура осуществляет постоянный контроль за решениями, принимаемыми райакиматом и что пока никаких нарушений не выявлено. Господин Р. Жакупов отметил, что райакимат выделяет земли в аренду ТОО и КХ из госфонда, т.е. бросовые, не используемые, на что я возразил. Это никакие не бросовые, а сенокосы местных жителей.
Нашу неторопливую беседу часто прерывали телефонные звонки, на которые он отвечал словами «Ораза-айт кабыл болсын!», поэтому я хорошо запомнил этот день — первый день мусульманского праздника Ораза-айт, т.е. 24 октября 2006 года. В заключении нашей беседы и.о. прокурора района пообещал дать ответ в течение месяца. В связи с тем, что в течение месяца мы не получили ответа, в начале декабря 2006 года, т.е. через полтора месяца я позвонил ему по телефону. Р. Жакупов ответил, что недавно вышел из отпуска, мол, немножко не в курсе дел, возьмет исполнение нашей жалобы под контроль. Разговаривал со мной он весьма вежливо.
Не дождавшись ответа и на этот раз, позвонил ему по телефону 4 января 2007 года. Его ответ меня буквально ошарашил. Он заявил, что не знает меня, никакой жалобы от меня не получал и просил больше его не беспокоить. Через день, 6 января, ксерокопию коллективной жалобы я направил прокурору области З.С. Лакпаеву. В сопроводительной записке было написано, что подлинник в октябре 2006 года мною был лично вручен Р. Жакупову, но он отказался от факта получения жалобы. Примерно через месяц, в феврале 2007-го за подписью зампрокурора области Ж. Оспанова я получил ответ. В нем говорилось, что в канцелярии райпрокуратуры за ноябрь 2006 года никаких заявлений от жителей с. Красноармейское не зарегистрировано, служебная проверка установила, что Жакупов никакой жалобы не получал, а меня, оказывается, неоднократно приглашали в облпрокуратуру, но я почему-то не приехал. Такой ответ меня очень возмутил, и я отправил Ж. Оспанову еще одно письмо. Написал, что его подчиненные нагло врут, меня в облпрокуратуру никто не вызывал и если в облпрокуратуре так проводят служебные проверки, то что можно требовать с райпрокуратур. Жалобу Жакупову я вручил не в ноябре, а в октябре 2006 года и она не зарегистрирована потому, что, собираясь в отпуск, Р. Жакупов забыл это сделать, а когда вышел с отпуска, выкинул ее в урну.
В апреле 2007 года Р. Жакупов подал на меня в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации. В качестве возмещения морального ущерба просил взыскать с меня 100 тысяч тенге. На суде Жакупов заявил, что меня видит впервые, соответственно никакого документа от меня не получал. Здесь он опять солгал. В первый раз мы с ним встретились на одном судебном процессе в 2005 году.
В итоге судья Ш. Зайнуллина поставила мне в вину, что 24 октября 2006 года я не взял с Жакупова расписку о получении жалобы. Это действительно так, но тогда почему в облпрокуратуре люди свои заявления бросают в урну на входе и эти документы не теряются. И если не доверять прокурору района, хоть и с приставкой и.о., в звании младшего советника юстиции, что равноценно званию майора, то кому тогда верить? 23 мая 2007 года суд № 2 Зеленовского района удовлетворил иск Жакупова. Судья Ш. Зайнуллина не учла, что если у меня нет доказательств того, что я вручил Жакупову жалобу, то и у него нет доказательств того, что он у меня не взял этот документ. На суде все сомнения трактуются в пользу ответчика или обвиняемого.
На заседание апелляционной коллегии я не попал, потому что мне не вручили повестку, то есть меня попросту не уведомили. Апелляционная коллегия облсуда оставила мою жалобу без удовлетворения. Написал жалобу в Генпрокуратуру, но не получил ответа. Как законопослушный гражданин я исполню решение суда, но это не отобьет у меня желания бороться с наглостью и подлостью государственных служащих.
Что касается нашей коллективной жалобы, на третье наше обращение пришел ответ из райпрокуратуры. Прокурор района Ж. Халелов сообщил, что проверка актов акимата Зеленовского района о представлении земельных участков в аренду в период 2004-2006 годов нарушений законности не выявила. Между тем лучшие сенокосные угодья и пастбища в Красноармейском сельском округе находятся в руках людей, живущих в Уральске и Дарьинске. Эти люди не смогли поднять животноводство, у некоторых даже нет скота, другие стали латифундистами, т.е. отдали свои земли в субаренду. Словом, сами не косят сено на этих землях и другим не дают.
Исходя из вышеизложенного, сейчас можно констатировать один неоспоримый факт. Из-за недостатка кормовой базы и пастбищ, поголовье индивидуального скота у населения Красноармейского сельского округа за последние 7 лет сократилось в 1,5 раза и оно будет дальше сокращаться. Поэтому на рынках Уральска около 80% говядины и свинины – импортного производства, причем эта продукция не самого лучшего качества.
Нужно срочно предпринимать меры. Однако, пока в креслах восседают такие, как Р. Жакупов, об улучшении ситуации можно только мечтать.
Болат Бисенгалиев