Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Запределье творчества

    Раздражал звук. Тихий треск и скрежет назывался музыкой, которую слушала через наушники девочка рядом – в автобусе было людно, и возможности пересесть не было никакой. Смирившись с таким, по правде сказать, невинным соседством, отвернулась к окну. Автобус свернул на проспект Достык, и тут промелькнул знакомый силуэт в берете и развевающемся пальто. Не узнать его было невозможно – Максим Попов, музыкант, композитор, преподаватель. Тут вспомнилась, унося мысли и ощущения далеко от шума и навязчивого скрежета, совершенно другая музыка.

    Натолкнувшись на лежавшие стопкой странички со стихами и рисунками, будто нарисованными на досуге карандашом, решила утолить вполне оправданное любопытство. Редко в университетском издательстве на страницах методичек и пособий можно обнаружить иллюстрации. Невероятным показалось и само название «В пределах разумного. Графическое эссе». Ничем не закрепленные странички будущей книжицы, внезапно выскользнув из рук, рассыпались. На полу образовался калейдоскоп городской жизни. За любопытство поплатилась долгим восстановлением порядка. Быстро собрать листы удалось не сразу – ежестранично взгляд приковывали то строки из стихов, то картинки, фигурки на которых, оживая, пытались ускользнуть за пределы рисунка. Пришлось дожидаться, когда из типографии выйдет сигнальный вариант.

    Имя автора не сказало ничего. Проза и стихи, переплетенные графическими сценками из городской, преимущественно, жизни произвели впечатление того, что чего-то не хватает. В голове от хитросплетений слов, мыслей, изображений фантастических или вполне реалистичных фигур и явлений стала звучать едва уловимая мелодия. С каждой страницей все громче и настойчивее музыка звучала со страниц еще неготовой книги. Мистика? Имя автора по-прежнему не открывало тайны книги.

    Стихи и рисунки, обрамленные в прозу, непрестанно издавали музыку, будто некий неизвестный человечеству музыкальный инструмент.

    — Вы автор стихов? – спросила я. И тут же выдала, повергнув собеседника в ступор:

    — А не имеете ли вы к музыке какого-либо отношения?

    Несколько удивленный, он, молча, подвел меня к полке с готовыми произведениями и показал сборники музыкальных произведений за авторством М.М.Попова.

    — Вы еще и музыкант? – не унималась я в своем невежестве.

    — Еще и композитор, — все, что нашел сказать немногословный собеседник и обезоруживающе улыбнулся.

    Позже он, несколько театрально махнув рукой, скажет, мол, знать я и не обязана была. И чтобы сгладить смущение, спросит, каким образом я догадалась, что была идея создать к книге музыкальный ряд?

    Это была загадка, разгадка которой таилась в самом авторе.

    Максим Михайлович Попов, лауреат многих музыкальных конкурсов мирового масштаба, удостоенный почетного титула «Ту?ан ?ала ма?танышы» — «Гордость родного города» (он настоятельно просит не путать со званием «Почетный гражданин города Уральска» и непрестанно оправдывается за не им совершенную ошибку) — широко известен в музыкальных кругах Уральска. Впрочем, и рядовой житель областного центра, возможно, вполне знаком с его работами. Чего стоит концерт, данный в этом году в честь Дня города в составе Уральского муниципального ансамбля скрипачей в Западном Казахстане, который, сменяя состав, радует слушателей не один год.

    «И все же — стихи?» – вернулась я к первой встрече. Творческий потенциал не ограничивается лишь одной сферой. Для Максима Михайловича – это, прежде всего, явление глубоко духовное, которое возникает вместе с человеком и с ним же уходит.

    У мальчика, рожденного в семье музыкантов, где отец Михаил Алексеевич Попов признанный баянист-виртуоз и мама Нина Ивановна Попова, готовая пробудить любовь к скрипке самого непоседливого ученика в музыкальной школе, выбор, думается, небольшой. Однако ребенком он был свободен в выборе. Но музыкальная гармония семьи сделала свое дело – уже в семь лет он сел за фортепиано, а в 12 лет написал свою первую инвенцию – небольшую музыкальную пьесу.

    Да, признается музыкант, было такое, более того, оно казалось невероятно гениальным, как и книга, написанная в 10 лет, которую он назвал «О смелых людях».

    — Да ну какая гениальность! – смеется Максим Михайлович.

    И тут он абсолютно прав. Ну какой подросток не чувствует в себе Создателя? И лишь тот, кто сможет пронести это чувство сквозь разочарования и табу, людскую молву и материальные притязания и амбиции, сможет стать творцом.

    Беседа с интересным человеком не терпит строго регламента, поэтому предполагаемое интервью с вопросами-заготовками провалилось с треском. От темы нелепого первого знакомства беседа плавно перетекла к теме творчества в целом. На сегодня он издал музыкальный сборник «Духовные концерты для хора».

    — Это результат размышлений всего периода творчества и полутора лет колоссального труда. К этому жанру я обратился впервые. В сборник вошли семь разных произведений. В настоящее время они проходят прослушивание, кастинг на Международный конкурс хоровой музыки в Санкт-Петербурге, в жюри которого выдающиеся представители культуры, в частности, Алексей Рыбников, известный широкой публике как автор рок-оперы «Юнона» и «Авось».

    По словам композитора Попова, для создания полноценного произведения необходима внутренняя, сердечная и душевная подготовленность, нужен определенный период, опыт сердца. Попытки обратиться к духовной музыке были и раньше, но они выливались в создание совсем иных произведений. Но в какой-то момент, это последние полтора года, вдруг ощутил – готов. И тут нахлынул поток, который нужно было успевать фиксировать.

    — Произведения сборника «Духовные концерты для хора» отчасти на канонические тексты, для некоторых из них слова написаны мной. Это очень субъективное видение, при котором было необходимо очень бережное отношение к традиции, не ломая ее, преподнести слушателю духовную музыку по-новому, — тщательно подбирая слова, рассказывает о своем новом творении автор.

    Всегда в претензии к себе, он не может без критики слушать свои произведения. Процесс совершенствования может длиться до бесконечности и не достичь желаемого совершенства. В процессе работы сбылась давняя мечта — прикоснуться к величайшим православным святыням, тем самым ощутить историю, обратив взгляд внутрь себя. Паломничество не просто оправдало самые невероятные ожидания, а позволило заново увидеть всю условность всей надуманной серьезности, зыбкость навязываемых ценностей. По мнению Максима Михайловича, предназначение подобных мест, признаваемых народом святыми, — это возвращение человека к себе.

    — Духовность, и в немалой степени музыка, как составляющая творчества, культуры, создает в человеке стержень, который не дает ему погибнуть при крушении «золотых тельцов». Посетив Дивеево, где хранятся нетленные мощи чудотворца Серафима Саровского, прикоснувшись к мощам Феврони и Петра в Муроме, Блаженной матроны Московской, после Троице-Сергиевской Лавры и Оптиной Пустыни, поначалу было нелегко вернуться в реальность.

    Создавая музыку, есть соблазн отрыва от реальности, вызывая непонимание слушателя, для которого, собственно, произведение и создается. Жизнь в материальном мире, в некоторой степени – компромисс, считает Максим Михайлович.

    — Чтобы создать музыку, которую будут слушать, нужно быть самому адекватным, адаптированным в современном мире. Этим определяется жизнеспособность произведения. Нельзя допускать депрессивных моментов. Хотя процесс включения земных законов – момент болезненный, но это непременные законы социума, — признается композитор.

    Максим Михайлович не без удовольствия отметил современную тенденцию. Как к преподавателю, а он уже много лет работает на факультете культуры и искусства Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, ведет концертмейстерский класс, камерный ансамбль и компьютерную аранжировку, к нему стали обращаться уже немолодые и вполне состоявшиеся люди с желанием заняться музыкой, прежде всего для себя. Люди интуитивно чувствуют необходимость прекрасного в жизни. Материальное в людях уступает творческому началу, пробуждая глубоко внутри мальчишек и девчонок, в свое время забросивших музыку. И некоторые из них, поступают на учебу и показывают хорошие результаты.

    На непременный вопрос для музыканта, какие музыкальные произведения предпочитаете слушать, он ответил уклончиво, дабы не обидеть или не задеть невниманием.

    — Могу похвалиться колоссальной фонотекой. Просто протягиваю руку к полке и беру первое попавшееся. Единственно не могу слушать свои произведения. Тут включается профессиональное — критика. Но могу выделить предпочитаемое направление – лаундж-музыку. Объяснить словами не представляю как, лучше послушайте.

    На этом пришлось прервать беседу и расстаться с ощущением недоговоренности. Впрочем, остальное можно наверстать на концерте. Ведь о музыканте и музыке можно судить лишь, послушав его. Так послушаем?

    Марта Джумагалиева

    Из книги «В пределах разумного»

    Эмоциональные контуры сквозь иронию чисел

    Начать вторую жизнь за четвёртым кофе.

    Третий глаз вместо семи пядей во лбу.

    Не в духе при IQ=120!

    Тройная уха за два дня до девятого вала.

    Уйти на все четыре стороны, остановив процесс раздвоения личности.

    Моргая на каждый 25-ый кадр, избегаем зомбирования.

    На 99% использовать свои возможности, предавшись одной Божьей воле.

    Ограничиться невещим сном на пятые сутки акклиматизации.

    До третьих петухов не стать жертвой биологических часов.

    Семь незабудок на одну девичью память.

    Тридцать секунд сосредоточенности в условиях непригодных для жизни.

    Теребя тигра за ус досчитать до сорока, успев построить планы на

    будущее.

    Если Вы без пяти минут нобелевский лауреат – можете позволить себе,

    выходя из поликлиники, идти по улице в бахилах.

    Узнать о втором пришествии Христа из первых рук.

    Один в поле не воин  при численном превосходстве собственных фобий.

    Детектор лжи не учитывает двойного дна в ментальности «синей бороды».

    Рождённым ползать — переплыть через семь морей своих предрассудков.


     
    Предыдущая статьяГолос партий
    Следующая статьяБез суеты
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл