Тельферы, или другими словами электрические тали, являются незаменимыми помощниками при подъеме и транспортировке тяжелых грузов на самых разных объектах: от особо крупных складов и логистических центров и до масштабных строительных площадок. И поэтому выход из строя подобной техники может серьезно помешать отлаженной работе всего предприятия. Что же нужно делать, чтобы избежать возможных рисков поломок таких подъемников, как правильно их обслуживать и какой вообще ремонт тельферов бывает? Об этом всем – читайте в этом материале.
Что потребует починки чаще всего?
Наверняка любой, кто немного поработал с тельфером, подтвердит, насколько он упрощает перемещение крупной тяжелой поклажи по территории. Доставка груза от одной точки на объекте до другой проводится максимально быстро в сравнении с обычными вилочными тележками или штабелерами, управление очень простое, а сама электрическая таль не занимает столь ценной площади, будучи в прямом смысле слова в подвешенном состоянии над рабочей площадкой (при этом важно, что организовать ее монтаж можно и в помещении, и на открытом пространстве). Но, как у любой медали, здесь есть и обратная сторона.
Тельфер хотя и производит впечатление простого механизма, все же достаточно сложное устройство, состоящее из множества различных узлов и блоков. Поэтому мест, способных вызвать в процессе эксплуатации те либо иные проблемы, в нем немало. Конечно же, все зависит от конкретной модели: у серьезных и именитых производителей с качеством и надежностью проблем на порядок меньше, чем у ноунейм-продукции из Китая. Однако, это не производство ручных талей, и в целом все равно можно выделить самые важные с точки зрения будущего ремонта объекты внимания, которые чаще всего требуют замены или починки:
- естественный износ втулок, подшипников и различных валов тельфера;
- проблемы с тросоукладчиком и механические поломки барабана;
- сбои в электронных блоках управления тельфера и пульте д/у;
- перебои в работе электродвигателя и перегорание его обмотки;
- износ и неисправность тормозной системы в целом или ее частей.
Поэтому, если вы во время работы заметили отсутствие вращения электромотора или барабана (при работающем двигателе), произвольное разматывание троса либо же цепи, заклинивание редуктора или механизма тормозов, а также любые нехарактерные посторонние звуки и вибрации в грузоподъемнике, не говоря уж о задымлении или искрах, срочно обращайтесь за помощью в специализированную мастерскую, которая предлагает ремонт талей и тельферов. Но учтите: попытки самостоятельного ремонта могут привести к более серьезным поломкам – потому лучше сразу доверить это опытным квалифицированным специалистам.
Как можно избежать поломок?
Хотя, естественно, более правильный подход – организовать такую эксплуатацию тельфера, при которой ремонта можно если уж и не избежать, то сократить в нем потребность до минимума. Тем более что никаких особых сложностей и секретов в данном вопросе нет. Самое главное: это правильное и грамотное техническое обслуживание, а также бережное, аккуратное и соответствующее соображениям безопасности обращение при работе с таким устройством (а оно, напомним, несет повышенную опасность как для техники, так и для людей).
Начнем с планового сервиса. С одной стороны, частоту осмотра с диагностикой и заменой расходных материалов нужно определять исходя из конкретных условий работы тельфера на предприятии (нередко можно встретить мнение, что это надо делать через каждые 60-70 машиночасов). С другой же, специалисты говорят, что даже при средней загруженности подъемника вряд ли стоит делать это реже, чем раз в месяц. Что должно включать подобное обслуживание? Список примерных работ можно условно разделить на несколько следующих направлений:
- электропроводка: оценка состояния изоляции всей проводки и надежности заземления, работы токоподводящих шин, магнитных пускателей, конечных выключателей, токосъемника и различных систем безопасности;
- двигатель: качество пуска, стабильность работы электромотора, редуктора и управляющей электроники (в том числе и кнопочного пульта), отсутствие пробоев в обмотке двигателя и т.п.;
- таль: проверка ее чистоты, наличия необходимой смазки, оценка состояния и работоспособности канатоукладчика, зубчатой передачи, подвески крюка (в том числе его подвижности при вращении), а также тормозов;
- крепления: изучение надежности механической части тельферов в виде затяжки болтов, контактных соединений, оценки состояния пружинных шайб и шплинтов со стопорами, крепления грузового каната, крюка и другого.
При обнаружении каких-то проблем в любом из описанных узлов необходимо провести качественный и, самое главное, безотлагательный ремонт. Это позволит избежать серьезных поломок тельфера – и, соответственно, сэкономить немало времени и средств в будущем, а также отодвинуть необходимость в капитальном ремонте (как показывает опыт, он требуется спустя 3,5-4 тысячи машиночасов).
Что до упомянутой бережной эксплуатации, то и в этом вопросе все достаточно просто и доступно. Примерный перечень таких условий беспроблемной работы электрической грузовой цепи 8 класса прочности в течение всего предписанного ее производителем срока эксплуатации состоит из следующих рекомендаций:
- не превышайте максимальную паспортную грузоподъемность тельфера;
- не используйте устройство при неподходящем режиме или температуре;
- не поднимайте закрепленные, вмерзшие или присыпанные землей грузы;
- не волочите поклажу по земле (обязательно поднимать ее на высоту);
- не допускайте резких разгонов, торможений и смен направления движения;
- не пользуйтесь тельфером при повреждении цепи, троса или крюка;
- не перемещайте грузы при обнаружении проблем с тормозами и стопорами;
- не нажимайте противоположные по значению кнопки на пульте управления;
- не включайте тельфер при открытом шкафе электроаппаратуры;
- не используйте концевой выключатель как рабочий выключатель;
- не оставляйте подвешенным груз на длительное время (на ночь).
Все вышеперечисленное – основа не только долговечности самой электрической тали, но и залог безопасности на объекте. Ведь несоблюдение описанных норм эксплуатации сможет привести не просто к поломке и дальнейшему ремонту тельфера, но и, как минимум, к серьезным травмам людей. Поэтому следите за тем, чтобы операторы устройства выполняли все предписания и регулярно, раз в несколько месяцев, проходили переаттестацию их квалификации для допуска к работе с такой техникой.