Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    О бедном учителе замолвите слово…

    Вот и наступил очередной октябрь, страна традиционно чествует учителей в первое воскресенье этого осеннего месяца. Накануне проходят торжественные собрания с награждениями и концертами, а сами педагоги наконец-то поднимут головы от бесконечных отчетов и планов, принимая поздравления от учеников. 

    Честно говоря, не хочется портить праздник людям, от которых, по большому счету, в большой степени зависит наше с вами будущее. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны», – считает ученый НАСА, член парламента Таиланда доктор Арт-Онг ДЖУМСАИ. Оно и понятно, ведь самыми долгоиграющими и опасными являются ошибки педагогов, потому что их последствия отзываются через годы. А если педагоги сами вовлечены в крупномасштабный эксперимент, оказавшись одновременно его исполнителями и жертвами? Исходя из действий министерства науки и образования РК, можно говорить о реформистском зуде чиновников, совершенно оторванных от реальности массовой школы.

    Троечники или подвижники?
    За последние десятилетия в обществе прочно укоренилось убеждение, что в школу идут работать те, кто не сумел поступить в более престижный вуз и найти «поприличнее» работу. В ходе подготовки этого материала я попыталась выяснить, что мешает нормальной работе учителей и почему наши дети воспринимают школу как наказание? В итоге я узнала, что многие учителя тоже воспринимают школу как наказание. Вернее, ее нынешнее состояние. Не в материальном плане, нет. Здесь-то как раз все благополучно – денег выделяется много, даже зарплаты учителей выглядят вполне солидно по сравнению с другими профессиями. Однако масса отчетов и всевозможных планов продолжает накрывать наших педагогов, словно девятый вал.
    – У меня совершенно не остается времени готовиться к урокам, – сетует знакомый учитель физики.
    К тому же учебная программа составлена, мягко говоря, неудобно. То, что изучалось раньше в течение года три часа в неделю, теперь нужно успеть постичь за два часа в неделю за две четверти. Астрономия была упразднена и добавлена в программу по физике. Так что, можно говорить еще и про косвенные потери времени.
    Примерно так же обстоят дела и по другим предметам. Опытные учителя «дрейфуют» по учебнику, рекомендованному МОН РК, дают дополнительные сведения лекционно, ухищряясь уложиться в отведенные часы. Например, по русскому языку (1 час в неделю в 10 классе) за один урок ученики проходят 5-6 параграфов. По истории Казахстана к действующему учебнику полезно иметь еще и сборник текстов издательства «Шын китап». По английскому языку в этом году внедряется методика Кембриджа, но соответствующие учебники есть только в седьмых и девятых классах. И это не говоря об ошибках, которых в каждом учебнике набирается предостаточно. К слову, когда вводилась нынешняя программа, учебники проходили «обкатку», по всем школам учителя дали в письменном виде свои замечания и предложения по улучшению качества учебников, и каков же результат? За прошедшие десять лет не было учтено ни одно замечание практикующих учителей!
    В городском отделе образования, правда, уверяют, что учебниками школы обеспечиваются по заявкам администраций школ, что есть выбор между несколькими издательствами «Атамура», «Жангир хан», «Мектеп» и другие. Заявки формируются в конце календарного года на следующий учебный год по фактическому числу учащихся с небольшим запасом. А ошибки вообще отдельная тема.
    Что же касается отчетности, то в школах уверяют, что после выступления Главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА в ноябре прошлого года: «В образовании можно говорить: учитель тратит третью часть времени на составление отчетов. Такая же ситуация по врачам. Как мне докладывают, только для одного департамента Министерства образования регионы заполняют 300 форм отчетности», – не изменилось ничего. Кроме вполне обоснованного статистического отчета ОШ-1, существует еще масса различных форм, количество которых мне затруднились назвать и в горОО. Заведующая школьного отдела Батика ПАЙДИНА заверила, что с этого учебного года отчетов стало меньше на треть и что при окончательном внедрении Национальной общеобразовательной базы данных (НОБД), формирование которой ведется в настоящее время, бумажных отчетов не останется, а будут только электронные.
    Такому оптимизму стоит позавидовать. Особенно в свете требований депутатов парламента о тотальной проверке МОН РК финансовой полицией, прокуратурой и Счетным комитетом. По данным народных избранников, прежнее руководство министерства не просто провалило одну из важнейших программ по развитию казахстанских школ, куда-то пропали десятки миллиардов тенге. Например, всего несколько месяцев назад в правительстве широко проанонсировали программу электронного образования «e-learning», как наиболее современную, передовую и полезную для казахстанских детей. На нее было выделено более 100 миллиардов тенге, а теперь выясняется, что более сотни сельских школ остались интернета и без компьютеров.

    Классная дама – девочка для битья?
    Отдельная тема – классное руководство. Его учителя стали просто бояться. Почему? Потому что за любой проступок ученика в первую очередь снимают голову классному руководителю. А отчетов именно у классного руководителя – пруд пруди. Национальный состав, социальное положение, успеваемость учеников и так далее, – давать эти сведения завучам удел классных руководителей. А еще воспитательная работа, проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, посещение семей учащихся, – да много еще чего входит в обязанности «классной дамы». При этом доплата за всю эту «головную боль» установлена смешная – 5309 тенге в старших классах, 4424 тенге – в начальной школе.
    К слову, при всех надбавках за высшее образование, стаж работы более 20 лет, полторы ставки (27 часов, норма – 18 часов в неделю), проверку тетрадей (у языковедов) и классное руководство, учителю могут начислить максимум 106 тысяч тенге, на руки – 87,8 тысячи тенге. Начинающий педагог получает 30-34 тысячи тенге, что сравнимо с зарплатой начинающей медсестры. Хорошо мы ценим учителей, не правда ли? Для сравнения, средняя зарплата российских педагогов во втором квартале 2013 года составила 32,2 тысячи рублей (150 тысяч тенге), максимальная – 67,4 тысячи рублей.
    Сейчас идет интенсивное внедрение опыта Назарбаев интеллектуальных школ в школу массовую. На днях в ОСШОД № 8 даже прошел практический семинар сетевого педагогического сообщества учителей ЗКО «Учитель XXI века: новые подходы в обучении», участниками которого стали более 40 ведущих педагогов области и города, проходящих курсы повышения квалификации продвинутого уровня на базе НИШ. Такой семинар прошел впервые в Казахстане. Самое интересное, нашим педагогам теперь настоятельно рекомендуется перенимать опыт НИШ и поскорее его внедрять в свою практику. Между тем, условий для этого нет. Ибо ЕНТ пока остается в качестве итоговой аттестации качества знаний выпускников, об его отмене идут лишь разговоры, которое по сути своей противоречит методикам НИШ, направленных на личностное развитие учащихся (западная модель образования). Кроме того, в НИШ нет классных руководителей, там воспитание учеников – компетенция кураторов. Как в гимназиях царской России.
    – И это правильно! – считает заместитель начальника горОО Серик САФИУЛЛИН. – Мы продолжаем экономить не на том, на чем нужно. В штатных расписаниях школ заложено по одному-два психолога, хотя в ЗКГУ им. М. Утемисова готовят специалистов по специальности «Педагогика и психология». Предметник должен иметь возможность давать детям знания, а за дисциплину и посещаемость должен отвечать другой специалист. Ведь норма 18 часов не с потолка взята, это научно обоснованная нагрузка на человека! И зарплату, конечно, надо бы подтянуть, тогда и профессия станет престижнее…

    Что же будет с Родиной и с нами?
    Сейчас школьная программа, как уверяют в городском отделе образования, соответствует международным стандартам и при переезде в другое государство СНГ ребенок идет в тот класс, в который полагается по возрасту. Тем не менее, вызывает сомнение и «бесконечное количество внешкольных мероприятий», включая различные олимпиады, конкурсы и смотры, как мне сказали в воспитательном отделе горОО, на которые отвлекаются учителя и ученики. Разумеется, нужны отчеты, нужны олимпиады, нужны крепкие академические знания и инновации… Но почему же у нас при самых лучших намерениях каждая новая реформа превращается в карикатуру на бурную деятельность по повышению конкурентоспособности?
    Вы обратили внимание, что сейчас завучи в школах меняются чаще, чем учителя? То есть они не уходят, конечно, но от этой чести педагоги стараются отказаться. «Я хочу работать с детьми, а не с бумагами», – такой аргумент чаще всего слышат директора школ и ничего не могут возразить. Зарплата завуча, а это все-таки самый опытный и уважаемый в коллективе педагог, порядка 100 тысяч тенге, а ответственности – вдвое больше против классного руководителя. И никаких доплат. И только девять часов преподавания.
    Когда я разговаривала с учителями городских школ, многие признавались, что уже к концу первой четверти хочется написать заявление на увольнение и бежать, бежать, куда глаза глядят. От всего того, что происходит в современной школе. И от этого нередки нервные срывы, конфликты с учениками и близкими, разочарование в профессии и проблемы со здоровьем.
    Создается впечатление, что все эти реформы и эксперименты – части одной большой программы по уничтожению культурного сообщества, которым был советский народ и частью которого являемся все мы. Или, как метко выразилась Алла ПУГАЧЕВА, идет полномасштабная дебилизация общества. И этого становится очень страшно. Но завершить хочется все-таки знаменитыми пушкинскими строками:
    Наставникам,
    хранившим юность нашу,
    Не помня зла, 
    за благо воздадим…

    Анна МАРЬИНА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл