Летом Казань следовало посетить исключительно из-за Универсиады. А вот осенью отправиться в столицу Татарстана стоит, если вы хотите поверить в сказки наяву. Именно в это время года там оживают царские коты и крылатые барсы, драконы предлагают вместе искать сокровища, а дружелюбные привидения исполняют любые мечты.
Мой ангел, здравствуй, я в Казани!
Почти все туристы начинают прогулку по столице Татарии с Казанского Кремля. Но добраться до белокаменного городища удается не сразу. Ведь велик риск уже при выходе из метро столкнуться со знаменитыми историческими личностями, несмотря на то, что они давно скончались. Так, к примеру, у стен Кремля можно встретить казанских цариц, одетых в роскошные наряды из шелка и парчи, художника Баки Урманче и даже поэтов Габдуллу Тукая и Александра Пушкина!
Виной всему – большое скопление музеев в центре города. В двух шагах от Кремля расположился Национальный музей Республики Татарстан, где за неделю открывается до 20-ти новых экспозиций – от выставки редких пауков мира до костюмированных фестивалей татарского платья. А в самом Кремле, в здании бывшего юнкерского училища находятся филиал Санкт-Петербургского Эрмитажа и Национальная картинная галерея «Хазинэ». Чтобы привлечь больше посетителей, сотрудники всех музеев часто устраивают костюмированные экскурсии и разыгрывают сценки. Самая популярная – это автобусный экскурс по пушкинским местам «Мой ангел, здравствуй, я в Казани!»
Но если пушкинские прогулки рассказывают о Казани времен XIX века, то выставки в филиале Эрмитажа таят легкий флер Парижа – до декабря там выставлены картины французских импрессионистов. А вот галерея «Хазинэ» вообще несет колорит Казахстана: целый зал здесь посвящен творчеству Баки Урманче, который часто писал знаменитостей Казахской ССР. Особое внимание привлекает портрет балерины Шары Жандарбековой в казахском национальном костюме. А когда во время театрализованного вернисажа в глубине зала появляется девушка, одетая в точно такое же желтое платье, как у Шары, с затканным камзолом и струящейся юбкой, чудится, что танцовщица ожила и сошла с полотна.
Подобные мероприятия длятся недолго, но если захочется продлить ощущение путешествия во времени, за отдельную плату можно заказать индивидуальный экскурс. А в некоторых музеях даже предлагают справить костюмированный День Рождения или сыграть свадьбу в манере венчания русской императрицы.
Все смешалось
Попадая в Кремль, многие туристы интересуются – почему он выложен белым кирпичом? Ответы получают самые разные. Коренные жители в лучших традициях татарского юмора отшучиваются, что в отличие от Московского Кремля, Казанскому краснеть не за что. А искусствоведы уверены: белизна Кремля связана с легендой о крылатом барсе, который случайно нашел татарского мальчика-сироту и заменил ему родителей. С тех пор барс стал символом Татарстана, а цвет его шерсти – снежно-белый, — считается цветом чистоты и успеха.
Правда это или нет, уже не разберет никто. Казань была основана в Х веке, примерно тогда появился и Кремль, и, начиная с тех времен до сегодняшнего дня, его капитально перестраивали как минимум 7 раз. Неудивительно, что сегодня городище представляет собой целый комплекс археологических и исторических памятников.
Начинается он со Спасской башни на главной улице Кремля. Продолжают ее круглые оборонительные сооружения в псковском стиле и тайные постройки, из которых можно было брать воду во время осады города. А за высокими стенами виднеются Благовещенский собор с куполами а-ля украинское барокко и мечеть Кул-Шариф. Последнюю заново отстроили в 2005 году – в 1552-м ее разрушили воины Ивана Грозного, но рисунки храма сохранились, и это позволило татарским архитекторам заново возвести мечеть.
Далее следуют Президентский дворец с типично византийскими арками и ризалитом и русский пушечный двор, обеспечивший оружием все войска России в 1812 году. А довершают картину аллеи, где все арки и лавочки увиты виноградом и плющом. С архитектурными стилями – явный перебор, но все они так гармонично сочетаются между собой благодаря нежной, бело-коричнево-голубой цветовой гамме, что создают единую композицию, полной изящества, легкости и уюта.
Теплый прием
К туристам работники Кремлевского комплекса относятся каждый по-своему. В Кул-Шарифе и церквях гостям Казани предлагают прочесть молитву и предоставляют полную свободу действий. Сотрудники храмов разрешают фотографировать убранство соборов и мечетей, устраивать на территории выставки татарского орнамента и чеканенных икон и не скажут ни слова против, если женщина придет в короткой юбке, брюках или без платка. На этот случай припасены длинные отрезы тканей на завязках и шарфы в тон.
Кардинально отличаются от священников и имамов экскурсоводы. Иногда они портят впечатление от культурных мероприятий своей чрезмерной бдительностью. Снимать картины без официального разрешения запрещено, и не дай Бог, если у вас во время экскурсии зазвонит телефон! Администрация тут же решит, что вы включили музыку, а сами фотографируете полотна. Лишняя минута, проведенная у холста, вообще рассматривается как план кражи.
А вот в кафе общение с персоналом – редкость. Почти во всех точках общепита практикуется самообслуживание, как и в торговых центрах. Зато с вами с удовольствием побеседуют местные попрошайки, сидящие у входов в кафе. Одетые в бархатные пиджаки и читающие наизусть поэму Тукая «Шурале», они часто устраивают мини-спектакли для туристов прямо посреди извилистых улочек Казани.
Кто сказал «мяу»?
Выйдя из Кремля, можно за пару минут добраться до центральной улицы Казани – пешеходного проспекта Баумана. Тут на каждом углу натыкаешься на статуэтки котов – большие и маленькие, гипсовые, деревянные и мраморные, пугающе похожие на настоящих и колоритно-игрушечные, одетые в национальные костюмы и с гармошками в лапках. Но главный в этом семействе кошачьих – кот Алабарыс, или Кот Казанский, приветствующий прохожих у входа на Бауманку.
Кошачий культ в татарской столице связан с историческим фактом. В 1745 году Казань посетила императрица Елизавета Петровна и очень удивилась, что в городе нет мышей – из ее-то покоев грызунов не могли вытравить несколько лет! И тогда она издала указ: «Немедленно сыскать в Казани самых лучших котов и прислать в Санкт-Петербург ко двору Императорского Величества»
Власти Казани сразу же отобрали 30 самых крупных и ловких котов и отвезли их к императрице. А буквально через несколько месяцев после их появления в Зимнем дворце мыши исчезли. В знак благодарности Елизавета Петровна наградила котов званием воинов лейб-гвардии и назначила особое довольствие, которое сохранилось за ними и сегодня. 500 казанских котов сейчас находятся на службе в подвалах Государственного Эрмитажа, а каждую весну для них устраивают фестиваль «День мартовского кота».
А в самой Казани усатых спасителей царского двора увековечивают в сувенирах, скульптурах и памятниках. А о Алабарысе ходит легенда. Говорят, что если придти на Бауманку ночью, пожаловаться ему на проблемы и почесать за ухом так, чтобы никто не заметил, он обязательно их решит. Причем так же быстро, как когда-то разобрался с грызунами в Зимнем дворце.
Гулять – так гулять
К слову, в разное время суток улица Баумана выглядит по-разному. Например, если вы случайно окажетесь на Бауманке среди ночи перед памятником Кота Казанского, а проблем, на которые хотелось бы пожаловаться, нет, не волнуйтесь – они скоро появятся. По крайней мере, так утверждают старожилы Казани. Они призывают остерегаться закрытых подземных переходов, которые ремонтируют уже несколько лет.
Доподлинно известно: центр города изрезан подземными ходами. По легенде, они ведут к сказочному царству, скрывающемуся под руслом реки Казанки. Когда-то подземным царством правило страшное чудовище – дракон Зилант. Он выбирался на землю и сжигал своим пламенем целые татарские поселения. Правда, один батыр устал постоянно ремонтировать слободу после нашествий Зиланта, а потому вызвал его на бой и убил огнедышащего еще тысячу лет назад. Но поговаривают: дух Зиланта до сих пор летает по катакомбам. Его рык можно услышать из-под земли глубокой ночью, когда последние рестораны закрываются, и жизнь в центре Казани замирает до рассвета.
А согласно другому преданию, подкоп сделали не слуги дракона, а войско Ивана Грозного. Во время осады Казани они катили по переходу бочки с порохом. Некоторые взорвались, и сотни воинов так и остались в подземном царстве навсегда. Теперь их души пытаются вырваться на свободу и кричат по ночам, надеясь, что их кто-нибудь услышит.
Происходил ли подобный случай с воинами русского царя, неизвестно. Но ночью на улице Баумана из переходов правда доносятся странные звуки. Скептики объясняют это свистом ветра в трубах, но многие туристы после трех часов ночи боятся гулять по Бауманке. Зато днем здесь приходится буквально пробиваться сквозь толпы людей. Как в настоящей сказке, атмосфера улицы кардинально меняется! Из пестрых особняков то и дело выглядывают торговцы сувенирами или распорядители ресторанов, приглашающие прохожих попробовать свежие татарские пироги. А посреди улицы устраивают импровизированные концерты уличные музыканты и бомжи, чей репертуар включает в себя и тяжелый рок, и отрывки из оперетты.
Остров сокровищ
Рядом с улицей Баумана находится самое таинственное озеро Татарстана – Кабан. Назвали его так потому, что во времена Казанского ханства водоем зарос дубравами, где поселились дикие кабаны. Каждый день они выходили к озеру напиться и наводили страх на подданных, черпавших воду. Тогда хан велел вырубить леса, кабанов прогнать за город, а на дне озера спрятать сокровища Ханской казны.
Поступить так правитель Татарии решил, когда войска Ивана Грозного подошли к городу вплотную. Ночью ханская семья собралась на северном берегу Кабана и спустила туда все содержимое казны, чтобы не отдавать их русским – хан надеялся, что его дети смогут вернуться в Казань и достанут клад из озера. Но все, кто присутствовал на погрузке сокровищ в воду, погибли на сражении, и клад так и остался на дне Кабана.
Как утверждают потомки приближенных к хану, клад все еще хранится в озере. Чтобы найти его, надо встать у истока Булака, измерить расстояние в два выстрела из лука – и вы найдете точку, из которой можно отправляться на поиски сокровищ! Одно но – пряча клад, ханский визирь заговорил озеро, и оно вернет казну, только если вы раскроете его тайну (какую – никто не знает, ведь никого из участников этого события не осталось в живых). Однако если вы поймете, в чем секрет Кабана, водяные задарят вас золотыми слитками, серебряными монетами и ларцом с украшениями в несколько тонн весом.
О таком подарке мечтает каждый, поэтому экспедиции на дно Кабана совершают каждый год. Иногда кладоискатели реально находят обломки антикварной утвари, но драгоценностей никто не обнаруживал. Историки заверяют – это лишь потому, что тайна озера еще не разгадана, но их обязательно найдут! А пока казанцы посвящают этой истории книги и фильмы, тем самым создавая новые сокровища татарского искусства.
Охотники за привидениями
Если центр Казани заселен мифическими животными, то на прилегающих к нему улицах обитают призраки, говорят коренные казанцы. Познакомиться с ними легко – достаточно отправиться в бывшую гостиницу Дворянского собрания, где останавливались Лев Толстой, Федор Шаляпин и Александр Пушкин. Здание медленно разрушается, но власти Татарстана обещают отреставрировать его в ближайшие несколько лет. Так что, если хотите познакомиться с привидением, пользуйтесь возможностью – ведь по легенде здесь их больше, чем палочек чак-чака на татарском празднике!
Поверить в этот миф более чем легко: хотя часть дома является жилой, люди тут почти не появляются. Сад давно превратился в свалку, сорняки выросли настолько, что в них затеряется даже взрослый человек. Не лучше и ситуация с самим особняком – стены заросли диким виноградом, а потолки грозят обрушиться. Верхние этажи и чердак забиты старинными безделушками, но антиквары их не принимают – боятся проклятия призраков. И, видимо, не зря – иногда кажется, что в пустующем крыле отеля кто-то бегает и поет. Тем не менее, на глаза привидения еще никому не попадались.
Призрак пообщительней проживает в доме фисташкового цвета у Александровского пассажа, что всего в квартале от гостиницы. Это дух хозяйки фисташкового особняка – она так любила свой дом, что наотрез отказалась переезжать куда-либо, хотя архитектор пассажа предлагал ей любые деньги, чтобы завершить постройку. «Хочу жить здесь вечно!» — заупрямилась пожилая дама. По преданию, строители так и не смогли достроить пассаж до конца и, разозлившись, прокляли ее. Поэтому, когда она умерла, то не смогла улететь в мир иной, а навеки осталась узницей в собственном доме. Жители Казани рассказывают, что сами видели, как ночью по крыше дома бегает призрак женщины в красном платье и пытается забрать на купол пассажа. Разумеется, далеко не все верят в эту историю, но в темное время суток под пассажем стараются не ходить – так, на всякий случай.
В гостях у сказки
Экскурсии по мистическим местам Казани проводятся каждый день и длятся несколько часов. Пуститься в погоню за полтергейстами можно и самому, но времени все равно уйдет много, и вы непременно проголодаетесь. Если не хотите, чтобы атмосфера волшебства закончилась вместе с походом, следует свернуть на улицу Щапова. Там находится кафе «Циферблат». То есть это не совсем кафе – еда тут бесплатная, платить надо только за время, проведенное в стенах заведения – 2 рубля в минуту.
«Циферблат» похож на волшебную страну Нарнию, в которую попадают через платяной шкаф. Прихожая кафе оформлена как один большой шифоньер, чтобы было где повесить пальто и головные уборы. А с другой стороны шкафа открывается другой мир, полный мягких диванов, перьевых подушек и разномастных кресел. При этом создается впечатление, что вы находитесь в лесу. Стены выкрашены в мягкий зеленый цвет, мебель украшают узоры кленовых листьев, а стулья обшиты салатовой пряжей, словно покрылись травой.
В этой умиротворяющей обстановке можно делать что угодно. Можно спать на софе. Можно читать книги и журналы, вес которых едва выдерживают крошечные журнальные столики. Можно играть в настольные игры. А можно пить коричный латте и дегустировать печенье. И все это – абсолютно бесплатно, ведь вы платите только за время.
Ну а если у вас нет времени листать прессу, играть в слова или драться подушками, есть другие варианты – это сеть ресторанов татарской и русской кухни «Добрая столовая», где пышный пирожок размером с мужское портмоне обойдется вам в 5 рублей. Или кондитерская «Б?хетле», название которой в переводе на русский язык значит «счастливая». Имя пекарни полностью соответствует действительности. После рассыпчатых кексов с лимонной прослойкой, разливающегося медом чак-чака и сладкого пирога с рисом и изюмом – губадии, — и правда веришь в утверждение «Счастье – есть». Ведь в самом деле, подружиться с мифическими персонажами и устроить себе чаепитие, как в «Алисе в стране чудес» за один день – это и есть счастье.
Поверь в мечту
Уезжая из Казани, стоит напоследок вернуться в Кремль и найти там падающую башню имени царицы Сююмбике. Как и у многих зданий в столице Татарстана, цель ее строительства окутана загадками. Одни историки говорят, что это обычная дозорная башня, ставшая популярной лишь благодаря наклону, как у Пизанской. Другие думают, что в шпиле башни когда-то находился золотой шар с секретными документами Казанского ханства.
А третьи настаивают, что здание построили по приказу Ивана Грозного. Якобы, ступив на казанскую землю, первым делом царь обратил внимание на портрет ханши Сююмбике. Красота царицы потрясла его до такой степени, что он решил немедленно жениться на ней. Сююмбике была вынуждена покориться, но, как истинная татарская женщина, проявила находчивость. Попросили Грозного о свадебном подарке – построить за неделю башню, такую же высокую и стройную, как она.
Лучшие мастера со всей Руси по велению государя приехали в Казань и не покладая рук строили башню. Когда объект был готов, неприступная Сююмбике поднялась на самый верхний этаж, попрощалась с подданными и прыгнула вниз, на острые камни, лишь бы не становиться женой врага.
Звучит романтично, но в действительности с Сююмбике не могло произойти такого. Во-первых, она была счастлива в браке ханом Шах-Али и воспитывала сына. Во-вторых, царица никогда не жила в Казани. А в-третьих, она умерла в городе Касимов еще до взятия Иваном Грозным столицы Татарии, подтверждают летописи.
Но туристы документам не верят. Считается, что если приложить к стене башни обе руки, загадать желание и посмотреть в небо, дух самоотверженной Сююмбике воплотит его в жизнь. Поэтому люди к башенной стене выстраиваются в очередь, а кирпичи уже облезли от постоянных прикосновений. Но гостей Казани можно понять. Когда появляется возможность исполнения чудес, совсем не хочется обращать внимание на сухие факты. Тем более, если происходят они в Казани, где волшебство ненавязчиво вплетается в реальность.
Данара Курманова
Автора в студию!
Ах, я кусочек сердца обронила в этом городе
Автор в студии)) Невозможно остаться к Казани равнодушным))