Более 60 осужденных уральской колонии общего режима нанесли себе резаные раны.
Во вторник утром возле колонии РУ 170/2 кипели нешуточные страсти. Здесь собрались несколько десятков родственников осужденных, которые заявили: на территорию зоны введены внутренние войска и спецназ, которые избивают сидельцев. Люди столпились в комнате ожидания и периодически сотрясали дверь и металлическую сетку, требуя свидания с осужденными.
— Со вчерашнего дня нам поступают сообщения от наших родных, отбывающих здесь наказание, о том, что они подвергаются избиениям, — рассказал мужчина, не пожелавший представиться. – Никто из сотрудников колонии ничего нам не объясняет, мы даже не знаем, в каком состоянии наши родственники. На наших глазах на территорию заезжают машины скорой помощи. Мы требуем объяснений, а в ответ тишина.
В какой-то момент собравшиеся в комнате ожидания попытались штурмом взять дверь, и КУИСовцам с большим трудом удалось сдержать натиск возмущенных людей. Тем временем стало известно, что в колонии находятся начальник ДВД ЗКО Махамбет Абисатов, прокуроры города и области Айдын Рашидов и Серик Караманов, кроме того, разобраться в ситуации прибыл директор областного филиала Казахстанского бюро по правам человека Павел Кочетков. Спустя какое-то время к родственникам осужденных вышел врач и сообщил, что у 62 осужденных имеются телесные повреждения, им оказана необходимая медицинская помощь, тяжело раненных нет.
Ближе к обеду подробностями ЧП поделился Павел Кочетков.
— Я лично встречался с пострадавшими в лазарете, — сообщил правозащитник прильнувшим к сетке комнаты ожидания людям. – Могу сказать, что количество осужденных, нанесших себе травмы, преимущественно в области живота, составляет 62 человека. Нескольких из них по моей просьбе отправили для оказания помощи в областную больницу. Что касается причин, толкнувших осужденных на этот шаг, то их несколько. Да, на территории колонии находятся внутренние войска, но их периодически туда вводят для проведения плановых обысков и изъятия запрещенных предметов. Ряду осужденных это не понравилось, они стали протестовать, склонили к неповиновению других. Кроме того, у осужденных отобрали старую одежду, выдав взамен единую робу. Это также явилось причиной протеста. Разбираться в деталях будут прокуроры, которые проведут свою проверку.
Вслед за выступлением Кочеткова сотрудники колонии вывесили на всеобщее обозрение списки пострадавших. Кроме того, ряду томившихся в комнате ожидания людей разрешили свидание с родными. После встречи с осужденными их родственники выдали информацию о том, что во время беспорядков в колонии якобы погибло четверо сидельцев. Однако и в ДВД, и в прокуратуре эти сведения опровергли.
Вчера после обеда Павел Кочетков рассказал «Н» детали случившегося в колонии.
— В РУ 170/2 не так давно прибыла большая партия осужденных из Атырау, где колонию закрыли на ремонт, — сообщил правозащитник. – Они, по всей видимости, и стали диктовать условия местным осужденным и администрации учреждения. Они же, скорее всего, и «заварили» всю эту кашу с массовым членовредительством, где уговорами, а где и угрозами. Кроме того, как я уже говорил, одной из причин протеста стал обыск, в ходе которого, кстати, было изъято множество сотовых телефонов, а также колюще-режущих предметов. Обыск провели в понедельник, а при подъеме в шесть утра во вторник осужденные «вскрылись». Когда я общался с ранеными в лазарете, они утверждали, что подверглись избиению и унижению со стороны солдат и спецназа и таким образом выразили свой протест. Так это или нет, будут выяснять прокуроры. Им же предстоит вычислить главных зачинщиков и организаторов акции протеста.
Вчера осужденные вновь дали о себе знать. Около 30 человек забрались на крышу одного из бараков и развернули плакат с надписью «Помогите!». Одним из требований, которые выкрикивали протестующие, было увольнение начальника колонии Адильхана Иргалиева. Кроме того, вчера же после обеда наши читатели сообщили, что дорога в сторону «Жазиры» перекрыта, образовалась большая пробка, даже появился слух, что якобы из колонии был совершен побег нескольких осужденных. Также звонившие в редакцию настаивали на том, что инцидент в колонии не обошелся без жертв. По словам наших респондентов, несколько сужденных были забиты до смерти. Однако на момент выхода номера в печать никаких официальных комментариев «Н» добиться не смогла. Сотовый телефон начальника РУ 170/2 был отключен, а дежурный департамента УИС в течение нескольких часов неуклонно сообщал, что руководство находится на территории колонии, а когда появится на рабочем месте, неизвестно.
Лишь ближе к вечеру «Н» удалось связаться с Павлом Кочетковым, который рассказал следующее:
— Осужденные, которые залезали на крышу барака, требовали гарантий того, что их больше не будут избивать. После переговоров часть протестующих спустились и при мне написали обращения к прокурорам со своими претензиями. Также они заявили, что уже подготовили предсмертные записки, и в случае продолжения издевательств пойдут на суицид. Информацией о том, что кого-то забили до смерти, я не располагаю.
Тем временем пресс-служба Комитета уголовн
о-исполнительной системы МВД РК сообщила, что противоправные акты, подобные тем, что произошли в Уральске, обычно совершаются с целью воспрепятствования проведению плановых обысков в отношении спецконтингента. Также в пресс-службе добавили, что выявленные подстрекатели массового протеста будут привлечены к дисциплинарной ответственности.