Согласно «Стратегии «Казахстан – 2050», казахстанцам принципиально важно переосмыслить свое отношение к природным богатствам.
То есть мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост. Этот курс страны в вопросах природоохранной деятельности определил президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
О дефиците воды
Следуя стратегии перехода страны к «зеленой» экономике, в водном хозяйстве определена задача перехода на эффективное и бережное использование водных ресурсов, где целевым ориентиром служит полное закрытие дефицита водных ресурсов на уровне каждого бассейна к 2030 году, как для обеспечения потребностей экономики населения, так и для природоохранных целей. К этому времени в базовом сценарии прогноз дефицита водных ресурсов на национальном уровне может составить до 14 млрд кубометров воды при сохранении тенденции роста экономики страны и наших ближайших соседей, с кем мы делим общие водные источники.
Так что для решения проблем водной безопасности необходимы радикальные меры через внедрение водосберегающих технологий орошения, перехода на имеющие большую добавленную стоимость и менее водоинтенсивные сельскохозяйственные культуры, снижение потерь в системах орошения и транспортировки, повышение водосбережения в промышленности, а также устранение протечек и потерь в домах и магистралях и уменьшение загрязнения и очистку водных объектов.
О проблемах Урала
Вопросам перехода к «зеленой» экономике, а также проблемам и перспективам трансграничного бассейна реки Урал был посвящен круглый стол, который не так давно был проведен в нашем городе в рамках форума приграничных территорий «Инициативы женщин Таможенного Союза». Его модератором стала депутат мажилиса парламента РК, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при президенте РК Елена ТАРАСЕНКО, которая активно занимается проблемами Урала с 2005 года. По ее словам, подобные мероприятия очень важны для населения ЗКО. Ведь именно таким образом появляется возможность донести свои проблемы по Уралу до самого высокого уровня. Однако вначале необходимо доказать, что данная проблема действительно достигла критического предела, и касается она не только нашей страны, но и отрицательно влияет на экологию России.
О решениях и перспективах
По мнению директора департамента министерства охраны окружающей среды РК Гульмиры СЕРГАЗИНОЙ, выработаны пути решения проблемы Урала. А кроется эта проблема в кризисе водоснабжения.
— Напомню, что в концепции перехода Казахстана к «зеленой» экономике в решение проблемы водоснабжения озвучена цель по ликвидации дефицита водных ресурсов до уровня каждого бассейна к 2030 году, — сообщила она. – В ней также обозначена необходимость в достижении соглашения о трансграничном ведении рек в том, чтобы они в полной мере удовлетворяли стратегические цели нашего государства.
Как отметила Г. Сергазина, река Урал является одной из европейских водных артерий, играющих важную роль в развитии экономических регионов РФ и Казахстана. Особенно трудно оценить значение этой реки в сохранении экосистемы и биоресурсов в северной части Каспийского моря, в частности уникальных осетровых рыб. 78% водных ресурсов Урала формируется на территории РФ, и поэтому состояние экосистемы данной реки в Казахстане полностью зависит от объемов воды, поступающей к нам из России. Анализ Урала показывает, что с каждым годом усиливается тенденция к его сокращению с соответствующими негативными последствиями, как для экономики западного региона Казахстана, так и для экологии внешнего течения реки и северной части Каспия.
— Последние годы сток Урала снизился до 5-7 куб/км в год, — сообщила Г. Сергазина. – По сути дела, это уже предел, ниже которого в регионе могут пойти необратимые экологические изменения с соответствующими катастрофическими последствиями. Вместе с тем протоколом о совместном использовании и охране трансграничных объектов, а также координации водохозяйственной деятельности бассейна реки Урал регламентирован объем передаваемого стока в годы различной обеспеченности. Несмотря на то, что протокол подписан в 1996 году, он действует и поныне. Однако, начиная с 2006 года, объем стоков Урала уменьшается, хотя в целом эти годы характеризуются как средние по водности. Таким образом, поступление объемов вод на территорию Казахстана, оговоренных в протоколе, не обеспечивается.
И причин тому существует несколько. Это климатические факторы, влияющие на учащение периодов маловодья рек, жестокое урегулирование стока и ухудшение состояния водосборной системы реки в связи с интенсивностью ведения хозяйственной деятельности за счет распашки земель и вырубки лесов. Все эти причины требуют принятия неотложных мер. Для кардинального решения предлагается рассмотреть водохозяйственное строительство на реке Урал. В качестве компенсации планировалась межбассейновая перегрузка части стока Волги в Урал. Сейчас предлагается вернуться к рассмотрению этого проекта.
— Мы — независимое государство, но трансграничные проблемы требуют совместного решения, — подчеркнула Гульмира Халеловна. – Что касается сугубо казахстанских решений, то, на наш взгляд, они должны быть сосредоточены на нескольких моментах. Во-первых, мы должны увеличить объемы финансирования всех природоохранных мероприятий. Такой подход позволит ежедневно проводить углубительные работы на всех участках, очистить нерестилища рыб, и в первую очередь, осетровых. Во-вторых, нужно будет восстановить водосборную зону реки посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение лесистых территорий и создание там особо охраняемых природных территорий. Параллельно надо принять меры по ликвидации источника загрязнения реки, тем самым, обеспечив улучшение качества воды. Помимо этого, следует принять необходимые меры по берегоукрепительным работам.
Наши чаяния
Как сообщила Елена Тарасенко, водные отношения РК регламентированы соглашением между Казахстаном и Россией с 2010 года о совместном использовании трансграничных водных объектов. В рамках него действует казахстанско-российский Комитет по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов. Недавно вице-министр охраны окружающей среды РК Ерлан НЫСАНБАЕВ был назначен сопредседателем казахстанской части совместной комиссии.
— Все озвученные предложения мы постараемся обсудить на очередном заседании комиссии и делегировать чаяния всех граждан, которые проживают на площади бассейна реки на приграничных территориях. Недавно в Астане состоялся переговорный процесс, в котором участвовало Агентство водных ресурсов и министерство природных ресурсов РФ. Мы очень жестко поставили свои позиции. Ведь уже много лет мы добиваемся подписания специального межправительственного соглашения по работе и по сохранению экосистемы бассейна реки Урал и создания отдельной комиссии, которая будет специально заниматься этим бассейном. Очень надеемся, что решение многих проблем по реке Урал начнется. А данное выступление Г. Сергазиной принимаем как программу действий, выстроенную на ближайшее время и перспективу.
Новый подход
Новую модель корпоративного бассейнового управления предложил директор по науке и инновациям ОЮЛ «Коалиции за «зеленую» экономику и развитие G-Global» Сергей ИВЛЕВ:
— Нами давно предлагается новый подход к сохранению водных бассейнов. И речь идет о том, чтобы подсчитать экономический потенциал развития бассейнов с учетом всех инноваций. Так, можно было бы объявить тендер для компаний, которые за свой счет смогли бы провести восстановительные работы по реке Урал и стали бы в будущем получать процент с налогов продаж осетровых рыб. Экономически выгодно углублять реку, если сходятся технологии по очистке ила. Донные отложения очень важны и для удобрений, и для получения биогаза. Аналоги успешной реализации этих проектов уже есть. Так, можно было бы разделить бассейны на несколько частей, и каждая инициативная территория могла бы получать свой процент с прибыли в данной отрасли. Это и есть корпоративное управление. Кроме того, очень важная технология – это подводная ГЭС. Они тоже были изобретены в России в 2003 году. Позволяют на дне реки получать электроэнергию очень низкой себестоимостью без нарушения судоходства и без плотины.
По мнению С. Ивлева, комплексное применение всех этих новых технологий позволит поднять экономический потенциал российских и казахстанских регионов. Однако для этого необходим стимул, который позволил бы привлекать новые технологии и участвовать в росте всей экономики.
— Говоря о теме экологии, должна быть выработана четкая социальная программа действий, где бы конкретно была расписана работа научно-исследовательских институтов и способы их финансирования, — заключила Е. Тарасенко. – Над всем этим и будет работать министерство охраны окружающей среды РК в содружестве, конечно, с министерством природных ресурсов РФ. Эти контакты установлены и, самое главное, переговорный процесс начат.
Мария ПЕТРОВСКАЯ