Вчера в Уральске вынесли приговор в отношении четырех человек, обвинявшихся в покушении на убийство журналиста Лукпана Ахмедьярова. Подсудимые получили от 11 до 15 лет лишения свободы.
Напомним, нападение на журналиста произошло 19 апреля прошлого года возле его дома. В Лукпана несколько раз выстрелили из травматического пистолета, а также нанесли шесть ножевых ранений. Ахмедьяров чудом остался жив.
На скамье подсудимых после следствия, длившегося в течение года, оказались четверо обвиняемых: Асхат Тахамбетов, которого следствие считает организатором преступления, Алмаз Батырхаиров, стрелявший в Лукпана, Манарбек Акбулатов, наносивший удары ножом, а также Мурсалим Султангереев, выступивший в роли шофера для вышеуказанной троицы.
В ходе дачи показаний ни один из подсудимых не признал свою вину. Так, например, Тахамбетов объяснил, что приезжал к дому Лукпана, чтобы найти проживавшего там человека, который якобы задолжал ему крупную сумму денег. Он не стал отрицать, что дал травматический пистолет одному из подельников в качестве устрашения в случае, если должник поведет себя неадекватно. Однако, по словам подсудимого, по ошибке было совершено покушение на журналиста, которого нападавшие перепутали с должником.
Однако Алмаз Батырхаиров и Манарбек Акбулатов опровергли слова Тахамбетова. По их версии, Асхат прямо сказал им, что «нужно припугнуть одного журналиста, который слишком много болтает» и на месте преступления указал именно на Лукпана. Кроме того, Батырхаиров и Акбулатов сообщили, что каждому из них Тахамбетов обещал заплатить по три тысячи долларов. Всего же, по их показаниям, Тахамбетов должен был получить от неизвестного им лица за нападение на журналиста 10 тысяч долларов.
Наконец, Мурсалим Султангереев заявил, что ни сном, ни духом не ведал о том, куда он подвозил своих знакомых в тот злополучный вечер.
Помимо покушения на убийство, всем подсудимым инкриминировалось участие в организованной преступной группе. Во время судебных прений прокурор Тамара Сарсенова попросила назначить им наказание в виде лишения свободы сроком от 11 до 16 лет. Гособвинитель заявила, что вина всех четверых полностью доказана. Сами подсудимые, когда им дали последнее слово, попросили у Ахмедьярова прощения и выразили надежду на справедливое решение суда.
В итоге судья Акгуль Карасаева приговорила Тахамбетова к 15-ти, Султангереева – к 12, а Батырхаирова и Акбулатова – к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Все четверо были признаны виновными в покушении на убийство, а вот обвинения по их участию в ОПГ суд счел недоказанными.
— Приговор меня устраивает, но ответа на главный вопрос «Кто является заказчиком покушения?» я так и не получил, — отметил Лукпан.
У подсудимых есть 15 дней на обжалование приговора.
Ни работы, ни денег
Полтора десятка уральцев стали жертвами ловкого мошенника, который выманивал у них деньги, обещая устроить на высокооплачиваемую работу.
— Злоумышленник действовал по следующей схеме: представлялся случайным мужчинам на улице инженером солидной компании, к примеру, «КазТрансГаз», и мимоходом жаловался, что вот, дескать, срочно нужен водитель «ГАЗели» на постоянную работу, а найти такого никак не удается, — сообщил на брифинге в ДВД и.о. начальника отделения криминальной полиции УВД Уральска Нурлан ЗАКИН. – Тем, кто клевал на удочку мошенника, тот дополнительно сообщал, что помимо водительских прав, кандидату на должность шофера требуется допуск к работе с газовым оборудованием. Естественно, такого допуска у его жертв не было. Тогда наш «герой» предлагал за определенную плату оформить требуемый документ, причем буквально в течение часа. Для этого он вместе с доверчивым уральцем шел к офису той компании, сотрудником которой представлялся, просил подождать у входа и скрывался внутри здания. В то время, как человек думал, что его «благодетель» выбивает для него заветный допуск, сам мошенник просто несколько минут стоял возле охраны фирмы, оттягивая время. После чего он с радостным видом выходил с сообщением, что, мол, все в порядке, и просил финансово отблагодарить его за эту услугу. Суммы, которые жертвы отдавали злоумышленнику, составляли 15-20 тысяч тенге. В общей сложности он успел таким образом прикарманить около 200 тысяч.
Мошеннические действия заканчивались тем, что «работодатель» просил свою жертву сфотографироваться и принести снимок ему в офис. Когда окрыленный предвкушением скорого трудоустройства человек возвращался к месту, где его должен был ждать новый знакомый, того, разумеется, уже и след простывал.
Кстати, хитроумный мошенник успел наследить еще и в Актобе, где его в итоге и задержали. Выяснилось, что 29-летний уроженец поселка Достык Зеленовского района ранее привлекался к уголовной ответственности за аналогичные преступления, однако тогда дело закончилось примирением с потерпевшими и до суда не дошло.
Охотник за украшениями
Семь с половиной лет лишения свободы получил житель Уральска, ограбивший ломбард.
Преступление произошло в марте 2012 года. Когда, как обычно, утром оценщица пришла на работу и открыла дверь, за ней в ломбард вломился мужчина. Угрожая ножом, непрошенный гость потребовал деньги и драгоценности. Перепуганная женщина открыла сейф, в котором оказались 170 тысяч тенге и ювелирные украшения на общую сумму в пять с лишним миллионов тенге. Когда злоумышленника поймали, он признался, что сразу после ограбления спрятал похищенное на улице возле гаражей. Однако по возвращении через некоторое время за «добычей» часть драгоценностей пропала. Остальное награбленное добро полицейские обнаружили в квартире задержанного. Тот не стал отпираться и полностью сознался в содеянном.
Коррупция от доктора наук
Руководитель Западно-Казахстанской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Серик Канатбаев подозревается в хищении 470 тысяч тенге.
По данным департамента финансовой полиции ЗКО, сельскохозяйственный чиновник, имеющий ученую степень доктора биологических наук, с ноября 2012 года по май нынешнего издавал приказы о командировании своих подчиненных и себя лично в различные районы области. Для этой цели Канатбаев утверждал липовые авансовые отчеты по командировочным расходам. На самом деле, как выяснили финполовцы, никаких командировок вовсе не было, а без малого полмиллиона тенге пошли на совсем иные цели, узнать которые предстоит следствию.
Кстати, схема хищения бюджетных денег, фигурирующая в деле Канатбаева, один в один схожа с той, которая привела в камеры следственного изолятора Муслима Ундаганова и ряд спортивных бастыков области. Правда, в финансовой полиции не связывают эти уголовные дела друг с другом.
ВОПРОС-ОТВЕТ
На вопросы читателей отвечает директор Юридического Сервиса «ВЕРА» Елена АКАТОВА:
«Муж осужден за тяжкое преступление на семь лет. У нас с ним общий ребенок. Могу ли я получить развод без участия мужа?»
– Развод вы можете получить, но при этом нужно соблюдать стандартную письменную форму расторжения брака (супружества). Согласно п. 1 ст. 238 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» основанием для государственной регистрации расторжения брака (супружества) является заявление одного из супругов. Согласно п. 4 той же статьи независимо от наличия у супругов несовершеннолетних детей брак расторгается в регистрирующих органах по заявлению одного из супругов на основании приговора суда об осуждении супруга за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет. В случае государственной регистрации расторжения брака с лицом, признанным безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет, регистрирующий орган обязан в недельный срок со дня поступления заявления известить о нем супруга, находящегося в заключении, с установлением 45-дневного срока со дня получения извещения, в течение которого он вправе письменно сообщить о наличии у них спора по заявлению о расторжении брака (ст. 242 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»).
«С бывшим мужем мы разошлись три года назад и помощи от него я не получала никакой. Сейчас нашей дочери шесть лет, а ее отец второй год отбывает срок в колонии строгого режима. Можно ли его лишить родительских прав и что для этого нужно?»
– Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или других законных представителей, органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. Таким образом, для лишения родительских прав, Вам нужно обратиться, с правильно и грамотно составленным заявлением, непосредственно в суд по делам несовершеннолетних либо через отдел опеки и попечительства г. Уральска.
«Сыну скоро 16, и при получении удостоверения личности он хочет взять мою фамилию. Сейчас он носит фамилию матери. В данное время она вышла замуж и уехала в Россию, но против того, чтобы сын взял мою фамилию. Обязательно ли ее согласие в этом случае? Ведь в свидетельстве о рождении мы указаны оба, сын живет со мной, алиментов я с нее не требовал и она никакого участия в его воспитании и содержании не принимала».
– Для перемены фамилии нет надобности в согласии супруги, так в соответствии со ст. 257 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», государственная регистрация перемены имени, отчества, фамилии производится регистрирующими органами по личному заявлению лица, достигшего 16-летнего возраста и желающего поменять имя и (или) отчество, фамилию. Также, не дожидаясь достижения 16 лет, вы можете воспользоваться нормой п. 4 ст. 64 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», в которой говорится, что если родители проживают раздельно, оформив в регистрирующем органе расторжение брака (супружества), и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, регистрирующий орган разрешает этот вопрос в интересах ребенка без учета мнения другого родителя.