Казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики, заявил на прошедшем в Астане заседании Совета предпринимателей при президенте РК глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ. В этом форуме принял участие председатель Совета Группы компаний «Конденсат» Валерий ДЖУНУСОВ.
– Валерий Кинжегалиевич, на встрече с главой государства 10 апреля Вы представляли бизнес-сообщество Приуралья в качестве…
– …председателя совета предпринимателей при областном филиале Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен». Неожиданно для себя оказался назначенным. Кстати, «Союз «Атамекен» будет преобразован в Национальную палату предпринимателей с передачей большого числа функций государственных органов, вплоть до регистрации предприятий, ИП и так далее. Уверен, что Палата предпринимателей станет хорошей площадкой для взаимодействия бизнеса и власти. Главное, чтобы к руководству бизнес-сообщества пришли те, кто будет решать общие проблемы, а не лоббировать свои личные интересы. Должности должны быть выборными, выборы – ежегодными, и никакого избрания или назначения надолго или навечно.
Сейчас «Союз «Атамекен» придерживается именно такой идеологии. Разумеется, будут обязательные взносы для членов этой палаты, малый бизнес и ИП получат освобождение от них на пять лет, чтобы все имели площадку для обсуждения проблем, не дающих развиваться бизнесу. Пока такой площадки нет. Взять, к примеру, историю с повышением тарифов на тепло в Уральске. Из ряда вон ситуация, вызвавшая гневную реакцию представителей малого бизнеса. Областной филиал «Союза «Атамекен» обратился к акиму области и другим госструктурам с рекомендацией отменить это решение и в будущем проводить повышения в пределах разумного инфляционного роста. Кроме того, Совет предпринимателей передал акиму области конструктивные предложения по удешевлению газа для «Жайыктеплоэнерго», используя возможности Карачаганака и Чинаревского месторождения. Надеемся, реакция будет.
– Каковы общие впечатления от поездки?
– Впечатлений много. Глава государства выразил озабоченность недостаточными темпами развития национального предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса. Формально темпы роста предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ – прим. «Н») неплохие, но за ними часто скрыты манипуляции больших компаний. То есть, за ширмой больших показателей нет реального бизнеса, так от общества укрываются коммерческие сделки в пользу третьих лиц. Но виртуальным бизнесом людей не накормишь, а МСБ лишь тогда хорош, когда приносит пользу тысячам людей. Страну можно назвать богатой, когда у населения есть достойный доход, что возможно только при хорошем развитии малого и среднего бизнеса.
На 1 января 2013 года доля МСБ в ВВП составила 17,8 %. Президент поставил задачу увеличить объем участия МСБ в экономике страны до 50%. Считаю, цель поставлена правильно и она реальная, нам надо стремиться помочь малому бизнесу в поисках сырьевых ресурсов, кредитных средств и в активном продвижении их проектов. К слову, Нурсултан Абишевич объявил, что Совет предпринимателей при Президенте РК преобразовывается в Совет национальных инвесторов. Раньше такой их статус имел Совет иностранных инвесторов.
– Президент сказал, что обозначенный им вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач. Какие из них наиболее актуальны для нашей области?
– Практически, все. Сделано немало, но большие надежды возлагаются на Концепцию государственного регулирования предпринимательской деятельности на период до 2020 года и дальнейшее реформирование законодательной базы. Как пояснил первый заместитель премьер-министра, министр регионального развития Бахытжан САГИНТАЕВ, уже упразднено много видов лицензий и порядка 23 функций госорганов. Это большое благо при любых условиях. Ведь не секрет, что за каждым разрешением для чиновника кроется соблазн для, скажем, неофициальных просьб.
Масса вопросов накопилась и по законодательству РК. Наш филиал «Союза «Атамекен» внес много предложений по устранению некоторых «нелогичных» норм, 23 поправки в закон внесены, но это только начало. К примеру, в РК все еще существуют налоговая и бухгалтерская формы отчетности, хотя уже введена МФСО (международная). По некоторым позициям эти две формы противоречат друг другу. При этом обе структуры, отвечающие за эти отчетности, подчиняются министерству финансов, нереагирующему на абсурдную ситуацию. И таких моментов очень много.
Перед страной стоит задача интенсивного продвижения инновационных технологий, то есть технического перевооружения. В передовых странах считают, что полное перевооружение всего оборудования должно проходить за 5-10 лет. Наши «бюрократические умники», к примеру, в бурении внесли в Классификатор основных фондов всего лишь одну запятую, благодаря которой буровой станок попал в разряд сооружений. Для станка норма амортизации, а значит и перевооружения – пять лет, для вышки, как для сооружения, – 50 лет. В результате подобных нормативных казусов отечественные компании легко вытесняются иностранными. Мы готовим пакет документов для внесения изменений в казахстанские нормы через НЭП «Союз «Атамекен». Добиться такого сложно и крупным предприятиям, а каково небольшим компаниям?
– Но теперь-то у предпринимателей есть возможность изменить ситуацию?
– Если занять активную позицию. Очень важно, чтобы наше бизнес-сообщество как можно быстрее изучило все документы по Совету предпринимателей Казахстана и дало свои предложения. Все в наших руках. Сроки даны президентом достаточно жесткие, времени на раскачку нет.
Анна ПАНИЩЕВА