На минувшей неделе в Уральске побывала известный отечественный ученый, доктор медицинских наук, директор фармакологического центра «Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» (г. Алматы) Раиса Кузденбаева. На авторском семинаре, организованном для трехсот уральских врачей, мы воспользовались возможностью задать главному фармакологу страны вопросы, волнующие наших читателей.
— Раиса Салмаганбетовна, весь мир сегодня страдает от теневого рынка лекарственных средств и Казахстан, как известно, — не исключение…
— Да, по официальным данным министерства здравоохранения, доля фальсифицированных лекарственных препаратов в Казахстане составляет 1% от общего количества. Главными производителями контрафакта являются Россия, Украина и Индия. Чтобы обезопасить себя от контрафактной продукции гражданам необходимо проявлять бдительность. Настораживать должны неправильная маркировка, искажение цветов упаковки (заметят те, кто используют одни и те же лекарства постоянно), низкая стоимость препарата. Всего в Казахстане зарегистрировано более 7 тысяч лекарственных средств. Каждое из них имеет сертификат соответствия международным требованиям, но помимо этого было тщательно изучено специалистами нашего центра. Мы не регистрируем в Казахстане те препараты, которые не имеют свидетельства о регистрации в собственной стране. Плюс ко всему, мы постоянно ведем мониторинг побочных действий лекарственных средств выявившихся именно у граждан нашей страны.
— Разве перечень побочных действий лекарств не указывается в инструкциях по их применению?
— Указывается. И мы добились того, чтобы инструкции были максимально расширенными, чтобы люди могли знать, какие побочные действия возникают редко, часто или очень часто. Но, к сожалению, ни одно лекарство не бывает безвредным. Врач всегда рискует, назначая препарат. Чтобы правильно оценивать масштабы рисков, обратимся к статистике: вероятность того, что случится авиакатастрофа — один к трем миллионам. Вероятность того, что человек станет заложником смертельно опасных побочных действий препарата – один к трестам.
Сегодня изучить действие препарата полностью практически невозможно. Каждый человек в виду своих индивидуальных особенностей реагирует по-разному. Поэтому важен мониторинг побочных действий на этапе, когда препарат начинает применяться широко. В мире мониторингом побочных действия лекарственных препаратов занимаются давно. Мы эту работу только налаживаем. Я приехала в ваш город как раз с целью призвать врачей сообщать в наш центр о побочных действиях препаратов. Если поступят похожие жалобы, мы проведем дополнительные клинические исследования и переведем препарат из безрецептурного в рецептурный, приостановим его реализацию или вовсе отзовем регистрационное удостоверение. Так мы изъяли из обращения спиртосодержащие сиропы, комбинированные парацетамолы и гемодез, а также много других широко применяемых препаратов, которые использовались десятилетиями.
Сегодня Казахстан признан полноправной страной – участницей программы ВОЗ по мониторингу лекарственных средств и имеет доступ к базе данных, где фиксируются все побочные реакции от лекарственных препаратов в мире. Мы можем узнать, какая побочная реакция вчера произошла в любой стране мира, а вот наши врачи пока не торопятся делиться такой информацией с миром. При выявлении побочных действий, они отменяют препарат и не сообщают в наш центр, поэтому мы не можем оперативно реагировать на угрозу здоровью людей.
— Сильны ли казахстанские врачи в фармакологии сегодня? Ведь многие из них назначают одни и те же лекарства изо дня в день всем больным, не обременяя себя подбором альтернативных препаратов для каждого конкретного пациента?
— К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что отечественные врачи предельно загружены и имеют низкую активность в плане самообучения, а медицина, как известно, не стоит на месте. И, тем не менее, знания и опыт врачей не сравняться с теми познаниями людей, которые они получили из интернета. На своих семинарах я всегда говорю врачам, что назначать пациенту единовременно больше 5 препаратов в Европе давно считается дурным тоном. Учитывая менталитет и платежеспособность наших граждан, врачи должны помнить, что пациенты из списка препаратов в первую очередь купят тот, что дешевле, поэтому просто необходимо объяснять людям, с какой целью назначен каждый препарат.
— Сегодня множество людей испытывают своего роза зависимость от каплей в нос. Это опасно?
— Чрезмерное употребление лекарственных средств всегда опасно. У каждого есть свои побочные эффекты. Капли для носа в большинстве своем повышают артериальное давление, нарушают сердечнососудистую деятельность. Не обоснованно долгое применение каплей вызывает привыкание. Капли не используют для получения чувства удовлетворения. Увеличивающаяся потребность в лекарстве обусловлена тем, что организм перестает реагировать и давать нужный эффект. В таком случае от каплей нужно отказаться на некоторое время или сменить один препарат на другой. Сегодня одного «Нафазолина» на рынке более 30 видов. Срок, за который развивается привыкание, в среднем, 3-7 дней. Поскольку капли отпускаются безрецепторно, людям необходимо тщательно изучать инструкции.
— Зима – сезон простуд. Что порекомендуете как фармаколог?
— Для полноценной профилактики я всегда рекомендую принимать фитопрепараты — «Кызыл май», «Масло солодки», «Крапивное масло». Это оригинальные отечественные препараты на растительных компонентах. В свое время я была руководителем доклинических исследований этих препаратов, поэтому знаю наверняка их возможности как иммуностимуляторов. Беременным я советую принимать лекарственные препараты только по жизненным показаниям. Модное увлечение витаминами не гарантирует положительный исход, ведь прием любого препарата связан с риском проявления побочного действия. Поэтому — берегите себя.
Юлия Никитина