«…Десять лет я пробыл рядом с Шолоховым. Его облик для меня незабываем. Он ни на кого не был похож. В этом его гениальность, его исключительность и как писателя, и как человека. Он был богат духовно. И дело не только в его неуёмном оптимизме, а в страстной любви к жизни. Я не видел его унывающим. Я не видел более общительного человека. Как он умел беседовать с людьми аула!.. Сын своего времени, весь свой яркий талант отдавший служению Родине, великий гуманист Михаил Александрович Шолохов любил свой народ. Он любил безгранично и казахский народ. Не сотрётся никогда светлый след Шолохова на казахской земле», — вспоминает в своей книге воспоминаний «Шолохов в Казахстане», уральский друг писателя Бисен Жумагалиев. Такие же тёплые слова о М.А. Шолохове может сказать любой приуралец, кто был лично знаком с великим русским писателем. Даже если встреча эта была мимолётной, кратковременной, она оставляла самые яркие и волнующие воспоминания в душах людей.
Известно много воспоминаний друзей писателя казахстанцев — П.П. Гавриленко, Б. Ж. Жумагалиева, Н.Ф. Корсунова, В.П. Вареева и других, но круг общения Шолохова был гораздо шире; что говорит и о широте его души, и о необыкновенном магнетизме его личности. Эта — статья ещё одна попытка рассказать о малоизвестных, либо совсем неизвестных воспоминаниях уральцев, добавляющих краски в неповторимый облик писателя, что-то новое в черты его характера.
«…К берегу большого степного озера осторожно подходит невысокий, ладно сложенный русоволосый человек с такими же светлыми усами. Он без шапки, обут в высокие сапоги, подпоясан патронташем, все гнёзда которого заполнены. Остановившись у кромки воды, охотник прислушивается к доносящемуся из-за камышей негромкому гусиному говору, к которому примешивается кряканье уток, а временами – и мелодичный переклик лебедей. Лицо охотника озаряет улыбка. Полюбовавшись отрадной картиной, охотник заходит в озеро, нагибается и, пофыркивая от удовольствия, начинает умываться студёной, чистой-пречистой водой. А на берегу снова некоторое время прислушивается к доносящимся с озера милым его сердцу звукам, а затем быстро шагает к белеющей невдалеке палатке.
Это было в конце сороковых годов. Воспоминания о давно прошедшем вспыхнули в голове, когда я, просматривая старые фотографии, задержался на одной из них: Михаил Александрович Шолохов умывается в озере Челкар», — так начинается глава вторая в книге воспоминаний Петра Петровича Гавриленко «Михаил Шолохов – наш современник».
Пётр Гавриленко – один из первых приуральцев, с кем подружился М.А. Шолохов в с. Дарьинское в годы Великой Отечественной войны. В этой главе автор рассказывает о первых после войны приездах всемирно известного писателя в наши края. А начались они с посещения озера Челкар и племенного совхоза «Анкатинский», с директором которого И.А.Голуновым Шолохов также сдружился.
Ответ на вопрос, почему именно Челкар стал местом охоты и рыбалки писателя, находим в этих же воспоминаниях П.П. Гавриленко: «Челкар – крупнейшее озеро Западного Казахстана – местные рыбаки называют его морем… В далёкие, доисторические времена огромные низменности теперешнего Прикаспия были покрыты водой. Потом, как говорит поэт, «лицо изменилось земли» — вода ушла. Но в одной из впадин степного Приуралья ещё сохранился скромный праправнук былого моря – озеро Челкар. Неплохое наследство досталось ему от древнего могучего прародителя. Прозрачные, чуть зеленоватые и в сороковых годах нашего столетия почти пресные воды Челкара богаты рыбой: здесь изобилие судаков, сазанов, щук, лещей. А в густых прибрежных зарослях тростника, рогоза гнездятся гуси, утки разных пород и прочая дичь. Всё это привлекало страстного охотника и рыболова М.А. Шолохова. Начиная с осени 1945 года, он в течение многих лет осенью приезжал на Челкар, отдыхал здесь, охотился, проводя на берегах озера и в окрестных степях по месяцу, а, бывало, и больше. Посещал хозяйства. Одной из первых была поездка в Анкатинский племенной совхоз…»
Обширность степных просторов Причелкарья и самого озера требовали проводника. Сотрудникам мемориального музея М.А. Шолохова удалось найти такового. Им оказался Сабиргали Капашев. Он родился в 1922 году в 10-м ауле Джангалинского района, закончил педагогический техникум, а затем пединститут им. А.С. Пушкина. Преподавал историю и географию в п. Челкар. В середине сороковых годов переехал в Анкатинский совхоз. Вот что он рассказал сотрудникам музея: «Директором совхоза был в то время Иван Андреевич Голунов – друг М.А.Шолохова. В первую осень после войны к нему приехали М.А. Шолохов с супругой Марией Петровной. Голунов предложил им порыбачить и поохотиться на Челкаре, но нужен был проводник. Голунов и предложил меня. Михаил Александрович обрадовался: «Нам такой человек как раз и нужен, знающий места». С. Капашев в течение нескольких лет ездил с Шолоховыми на рыбалку и охоту на Челкар.
Последние годы жизни Сабиргали-агай прожил в Уральске у дочери, так как по состоянию здоровья и ввиду преклонного возраста ему был нужен постоянный уход, но всё же он смог поделиться с нами своими впечатлениями о семье Шолоховых. Капашев отметил простоту в общении и самого Михаила Александровича, и его жены Марии Петровны, умение выслушать собеседника. О Марии Петровне Сабиргали-агай сказал, что она была более метким стрелком, чем Шолохов, отлично водила машину. Разговаривали и о политике. Так, Сабиргали-агай сказал, что «М.А. Шолохов критически относился к Н.С. Хрущёву, недолюбливал его». Капашев гордился тем, что столько времени был рядом с таким великим человеком и писателем, что их разговоры носили доверительный характер.
Михаил Александрович много ездил по краю, встречался с людьми, был знаком со многими руководителями хозяйств Западно-Казахстанской области. Однажды случай свёл его с директором совхоза «Есенсайский» Тайпакского района Газизом Усагалиевичем Хаймулдиным. На тот момент ему было чуть за 30, он горел желанием вывести своё хозяйство в число передовых.
В один из посещений музея М.А. Шолохова Г. Хаймулдин рассказал о памятном для него событии – знакомстве с М.А. Шолоховым.
«Вообще-то я увидел М.А. Шолохова в первый раз ещё в 9-м классе, — поделился он своими воспоминаниями. – Тогда строилась дача писателя на Братановском Яру. Он был в солдатской форме, сидел в машине, которая возила стройматериалы на этот объект. Потом в конце 60-х я узнал, что Шолохов приехал к своему другу Т.Х. Ишмакову — директору Чапаевского племсовхоза. Решил поехать поздороваться с великим писателем. Пожав ему руку, я робко молчал. Тогда Шолохов сам спросил, есть ли у меня к нему вопросы. Я сказал, что нет. «Как так совсем вопросов нет?», — удивился он. Тогда я осмелел и сказал, что хочу купить в совхозе Чапаевский племенных тёлок, которых тогда продавали только за валюту за границу. «Хочу, чтобы мой совхоз был не хуже Чапаевского». Шолохов тут же позвонил первому секретарю обкома Ш.К. Коспанову, но его не оказалось на месте. Тогда он позвонил Б. Жумагалиеву. Вопрос был решён тут же, и мы купили 120 элитных тёлок…»
М.А. Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР с 1937 года и до конца жизни, но и на отдыхе не забывал о своих депутатских обязанностях и помог конкретному хозяйству развернуться. Газиз Усагалиевич оправдал надежды писателя. Его совхоз стал передовым. Сам он награждён Орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Дружбы народов СССР, неоднократно удостаивался на ВДНХ серебряных и золотых медалей. В дальнейшем работал начальником райсельхозуправления, председателем райисполкома Тайпакского района, избирался депутатом Верховного Совета КазССР.
Ещё об одном интересном факте уральской биографии М.А. Шолохова мы узнали от детей егеря совхоза им. Мичурина Теректинского района Сергея Павловича Ларшина и его супруги Софьи Ефтифеевны, Тамары Сергеевны Рудер (Ларшиной) и Юрия и Николая Ларшиных. Семья Ларшиных жила в устье реки Барбастау при впадении в Урал на бухарской стороне. Отец охранял луговые угодья, работал егерем и ветеринаром. В середине лета 1951 года охотник из Уральска Борис Васильевич Апраксин попросил его приютить М.А. Шолохова, что он и сделал. В их огороде под деревом М.А. Шолохов поставил палатку. «Был он с охотничьей собакой, охотился, рыбачил и очень много писал», — вспоминают Тамара Сергеевна и Юрий Сергеевич. По их воспоминаниям он был очень просто одет, очень много разговаривал с их отцом о жизни. Потом, когда была построена дача на Братановском Яру, приглашал его туда работать егерем, но тот отказался.
В тот год действительно М.А. Шолохов долго пробыл в Казахстане, 6 сентября из Приуралья он пишет письмо в редакцию русской прозы Госполитиздата А.К. Котову и Д.И. Романенко. Михаил Александрович сообщает, что в Казахстане будет ещё месяц, просит перевести туда 2-3 тысячи рублей. «4-го, как и обещал, закончил правку «Тихого Дона, а 7-го летит в Москву сын, с ним и пересылаю тщательно просмотренный сей плод раздумья многих дней», — пишет Шолохов издателям.
Вот над чем он работал в наших степях. Уединённое место вдали от населённых пунктов, красивая природа нашего края как нельзя лучше способствовали плодотворной работе. Муж Тамары Сергеевны Пётр Давыдович Рудер вспоминает, что Шолохов в разговоре с тестем часто сетовал: «И почему люди покупают путёвки и едут на море? Вот где красота! Вот куда надо приезжать отдыхать!» Возможно, именно тогда укрепилась привязанность писателя к нашему краю, которая продолжалась более трёх десятков лет.
Ольга ЧЕКАНОВА,
директор мемориального
музея М.А. Шолохова