В последнее время современный учитель превращается в какого-то клерка, который только и знает, что занимается заполнением всякого рода отчетностей и обработкой бумажных материалов.
Корреспондент «Н» провел анонимный опрос среди учителей городских школ и пришел к выводу, что количество цифровых и словесных отчетов педагогов давно превышает границы разумного.
Работники горОО и облОО разводят руками, мол, мы-то тут причем, такова система образовательного процесса в школах, чтобы о каждом шаге знали в министерстве образования. Однако над тем, что у педагогов почти не остается времени на сам процесс обучения, мало кто задумывается, разве что президент страны, который недавно призвал общественность дать возможность учителям заниматься своим делом, то есть учить.
Действительно, у педагогов задокументирована каждая секунда, каждое движение учителя-предметника и классного руководителя.
— Начало учебного года у нас ознаменовано всеобучем, когда учителя обязаны делать поквартирный обход и вести учет детей, начиная с рождения и заканчивая данными об окончании вуза или колледжа, — рассказали учителя, завучи и директора школ, по вполне понятным причинам пожелавшие остаться неизвестными. — Работа начинается еще в августе. Составляются списки по годам рождения детей и подростков, проживающих в том микрорайоне, где находится школа. Работа усложняется еще тем, что на каждого выбывшего со школы требуется подтверждение из другого учебного заведения. Такие отчеты готовят два раза в год. Причем второй раз эту работу педагоги проделывают на зимних каникулах. Помимо этого, в начале сентября школа готовит так называемый «ОШ-1», то есть отчет школы со списками детей, которые посещают школу, а также с данными о выбывших и прибывших за лето и обязательно о национальном составе. Он сдается в электронном и письменном виде. Причем, если учащийся выехал за пределы Казахстана, прилагается подтверждение, для получения которого необходимо запрашивать данные из другого государства. В сентябре завучи школ готовят бумагу о кадровом составе коллектива школы, учитывая образование, стаж, категорию и прочие данные коллег. Ну и это еще не все. Кроме этого, существуют срочные и ежедневные отчеты по различным направлениям. Это может быть информация по каждому пробному ЕНТ, а оно проходит более десяти раз в год в 9 и 11 классах, по пробным ВОУД (внешняя оценка учебных достижений), куда входят данные о среднем балле тестирования по каждому классу, количестве ошибок, проценте подтверждения знаний и так далее. Эти списки готовят еще и для методических объединений. Также каждое полугодие в горОО, а потом и в облОО со школ поступают данные о срезах знаний, начиная с четвертого класса. Аналитические отчеты по ним сдаются на русском и государственном языках. А еще в конце каждой четверти учителя сдают отчеты по качеству знаний, считая сколько отличников, ударников, троечников и двоечников по каждому предмету и всего в классе. Кстати, за каждую выведенную «двойку» тоже необходимо отчитаться, объяснив причины такого низкого результата. Помимо этого, необходимо посчитать пропуски каждого ученика, а потом перевести их в уроки и дни.
Добавьте к этому длинному списку квартальные отчеты по правовой статистике, по документированию, по гражданству школьников, отчеты об охвате горячим питанием, а также составление портфолию для подтверждения учительской категории, поурочные и календарные планы и конспекты уроков, и у вас голова пойдет кругом. Ну а если на носу предвыборная компания, так это вообще бумажный завал. Дело в том, что именно учителя загружаются работой по уточнению списков избирателей, проводят поквартирный обход, проверяют наличие прописки, уточняют возрастной состав жильцов, которые пойдут на выборы. Эти горы информации не только отнимают время и силы у педагогов, но и отрывают их от их основной работы – обучать и воспитывать подрастающее поколение.
— Сейчас не важно владеешь ли ты информационными технологиями, любят ли тебя дети, уважают ли коллеги! – возмущаются учителя. — Главное, чтобы все бумажки были в порядке. И пусть ты никудышный учитель, но если твои папки и отчеты в порядке, значит в порядке у тебя и надбавки со стороны администрации и соответственно отношение к тебе.
Учительские будни
Один из заслуженных педагогов предоставил «Н» свои дневниковые записи, где довольно правдоподобно отразил состояние современной системы образования.
«Первая неделя сентября состоит из ежедневных педсоветов и совещаний, на которых нам рассказывают о планах на год, о результатах поступления выпускников, о том, как изменится школьная жизнь под влиянием нововведений, принятых за лето, о том, что учителя должны воплотить за предстоящий год и что необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. После всего этого на душе становится так тоскливо, что хочется взвыть.
Со второй недели уже меньше совещаний, но гораздо больше дел. Предстоит написать планирование для каждого класса, в котором по часам расписано, что делаешь на каждом уроке, что задаешь на дом и, когда будут контрольные и самостоятельные работы. Если дома нет принтера и компьютера, предстоят долгие вечера, проведенные в школе или у друзей. А распечатать это нужно будет за свой счет.
Третья-четвертая неделя сентября ничуть не лучше и не спокойнее. В эти дни учебы проводятся родительские собрания, которые обычно начинаются в 19.00. Следом идут стартовые «срезовые» работы, которые нужно найти и подобрать из расчета уровня знаний учеников, потом сделать где-то нужное количество копий, провести эту работу, проверить, выставить оценки и, что самое удивительное, заполнить бланк с результатами. А тем временем ученики никак не поймут, что каникулы кончились и пора старательно работать и учиться, поэтому после тяжелого рабочего дня учитель приходит домой и начинает обзванивать родителей, дабы прибегнуть к их помощи в борьбе против «двоек», которые сулят учителю огромные проблемы.
И так круглый год».
Мария ПЕТРОВСКАЯ