В ЗКО подведены итоги перерегистрации религиозных объединений. Между тем, распространение деструктивных учений в обществе продолжается.
С вводом закона о религиозных объединениях деятельность лидеров религиозных общин в Казахстане стала менее заметной, однако, как признают эксперты, влияние деструктивных христианских и мусульманских культов на общество в определенных кругах ощущается довольно остро.
— Пропагандисты особых религиозных идей сегодня приспособились к реалиям, в которых им запрещается вести какую-либо деятельность на территории Казахстана, — сообщил главный специалист департамента по делам религий ЗКО Гилымбек Мажиев. – Однако проводя работу среди молодежи, мы наблюдаем их неявное присутствие. И хотя сегодня адепты религиозных сект перестали раздавать литературу религиозного толка на улице, а «проповедники» больше не стучатся в двери домов, действовать они продолжают. Просто на первых встречах больше не раскрывают своих идей, не показывают неприятие традиционных религий, а пытаются стать добрыми товарищами тем, с кем завтра начнут серьезную работу по «перекраиванию» сознания.
По словам специалиста, больше всего влиянию неорелигиозных групп подвержены выпускники школ и первокурсники вузов и ссузов. «Легкой добычей» являются студенты, приехавшие в город из районов. Взрослая жизнь одурманивает их свободой, которая преподносит большое разнообразие соблазнов. Именно на таких свободных от опеки родителей молодых людей и нацелены главные усилия «агентов» вербовки.
— Чаще всего, на первом курсе каких-либо особых религиозных предпочтений студенты не имеют. Изменения в поведении и внешнем виде начинают проявляться ближе ко второму курсу, — рассказывает руководитель отдела по делам молодежи ЗКАТУ им. Жангир хана Муратбек Ержакыпов. — Отличительные признаки таких людей — платки, длинные черные одеяния, бороды и укороченные брюки в сочетании с мощной закрытой обувью. У студентов, меняющих свой облик, как правило, меняется и характер. Они становятся агрессивными к тем, кто спрашивает об изменениях в их жизни. Потихоньку перестают учиться, мотивируя это тем, что кроме религиозного учения им больше ничего не нужно. Студенты мусульманского происхождения, подавшиеся в нетрадиционные христианские течения также меняют свой образ жизни. Они начинают ходить в места для молитв, становятся замкнутыми, не проявляют эмоций.
— Основное и самое важное, что «проповедуют» лидеры деструктивных течений – отрицание действующей власти, неподчинение законам РК, как противоречащим духу мусульманского мира, — продолжает Гилымбек Мажиев. — Они убеждают, что верующим людям в Казахстане жить трудно, что необходимо вводить нормы шариатского правления. Они учат бойкотировать Духовное управление мусульман Казахстана и, соответственно, имамов. Приучают людей верить только в те идеи, которые продвигают сами, зачастую основанные на трактовании в иносказательном смысле отдельных, вырванных из контекста, изречений Корана или Библии.
— У нас были случаи, когда после вмешательства неизвестных людей в жизнь студента, он бросал учебу и уходил, по сути, в никуда, — добавил руководитель отдела по делам молодежи ЗКАТУ. — Но бывали и случаи, когда после бесед ребята переставали ставить религиозные предпочтения во главу угла и возвращались к светской университетской жизни. О том, что происходило в общинах, они стараются не распространяться. Но нам известно, что приверженцы деструктивных культов активно помогают молодым людям с жильем и деньгами, ставят их в зависимость от себя, постепенно получая контроль над их жизнью.
Собеседники «Н» сходятся во мнении, что на данном этапе действия проповедников лжеучений в ЗКО носят хаотичный характер, агрессивно настроенные религиозные группы разрозненны. Как таковых, денег адепты нетрадиционных религий не вымогают. Их волнует гораздо больший капитал — умы молодых, амбициозных и неопытных молодых людей, которыми легко манипулировать в политических целях.
Юлия НИКИТИНА
Перерегистрировались!
По информации департамента по делам религии, на начало перерегистрации в ЗКО действовало 78 религиозных объединений и филиалов РО. Прошли перерегистрацию 72 религиозных объединения и филиала, из них:
— 24 самостоятельных религиозных объединения (одно республиканское религиозное объединение православной церкви, 14 местных Приходов православной церкви, 2 древепровославные церкви, 6 Протестантских церквей, 1 религиозное объединение буддизма и религиозное объединение «Свидетели Иеговы ЗКО»).
— 47 филиалов республиканских религиозных объединений (43 мечети Духовного управления мусульман Казахстана, 1 филиал Римско-Католической церкви, 3 филиала протестантского направления).
Не перерегистрированы
Религиозное объединение Медресе «Орал», которое будет регистрироваться как Исламское средне-специальное учебное заведение при Духовном управлении мусульман Казахстана.
Церковь евангельских христиан «Иисуса Христа», «Христианская миссия Возрождение», Община Церкви Полного Евангелия «Новая жизнь», «Объединение Бахай ЗКО», которые не смогли собрать необходимое количество приверженцев для регистрации.
Мечети в селе Саралжын Бокейординского района, селе Алмаз Чингирлауского района, селе Чеботарев Зеленовского района, решение не регистрировать которые было принято по финансовым соображениям.
Филиал республиканского религиозного объединения «Ассоциация Хадж Казахстана», которое проходит регистрацию как общественное объединение, поскольку деятельности религиозного характера не ведет.
Напомним, главным условием для перерегистрации было подтверждение последователей религии для региональных объединений в количестве 500 человек, для республиканских — в количестве 5 тысяч. Некоторые объединения незаконно вносили в списки людей, не достигших 18 лет и не проживающих на территории ЗКО, что затягивало сроки регистрации.
В настоящее время департаментом юстиции в суд переданы иски о прекращении деятельности 4 религиозных объединений, не прошедших перерегистрацию.
Согласно закону о религиозных объединениях в области помимо культовых сооружений утверждены еще 9 точек распространения религиозной литературы. В городе заявку подали только магазин «Оптима» и книжный магазин в ТРК «Орал».