Сегодня, 8 ноября, отмечается Международный день КВН. В этот день 51 год назад состоялась первая телеигра клуба веселых и находчивых.
Такая передача могла родиться только в 60-е годы, которые называют временем оттепели. В наш город КВН пришел в 1963 году. Первые команды с подачи преподавателя Валерия МАНДЕЛЬШТАМА, главного вдохновителя игры, появились в Уральском пединституте им. Пушкина. В 1969 году при помощи горкома комсомола состоялась выездная игра сборной Уральска со сборной Актюбинска, через год актюбинцы потребовали реванша, игра шла на сцене драмтеатра им. Островского, и снова победил Уральск.
Фото и киноматериалы тех игр составили, как теперь говорят, портфолио команды, которое В. Мандельштам, будучи проездом в Москве, оставил в молодежной редакции ЦТ. На «смотрины» в ноябре 1970 года приехал редактор «молодежки» Марат ГЮЛЬБЕКЯН и уже в мае 1971-го уральская команда, благодаря первому секретарю обкома КПСС Шапету КОСПАНОВУ, выделившего 5,5 тысячи рублей (цена «Жигулей»), поехала в Москву. Три недели их тренировал Альберт АКСЕЛЬРОД. Запись игры прошла 22 мая, трансляция – 29-го. Вскоре передачу закрыли.
Игроки второй волны уральского КВН (80-90-е годы) стали достойными преемниками. Кто-то ушел в бизнес, кто-то вернулся к обычным профессиям, некоторые стали легионерами в командах КВН высшей лиги, участвовали в Сочинских фестивалях. Как бы то ни было, КВН вошел в нашу жизнь и стал ее неотъемлемой частью.
Валерий ГОРБАТОВ, учитель географии СОШ №17, патриарх Уральского КВН, капитан команды-победителя сборной учителей в городском первенстве сезона 1987-1988 годов:
– КВН распространился в 60-е годы невероятно быстро. Апофеозом первой волны КВН в Уральске стало выступление нашей сборной на центральном телевидении. В то время для новичков турниры проходили в рамках программы «Стадион КВН» (прародитель Премьер-лиги) и счет, как правило, был ничейный. На большие соревнования допускалась команда, набравшая больше хороших откликов от телезрителей. А мы сумели «отхватить» у соперников из подмосковного города Лыткарино два очка!
Тема игры была спортивная, в жюри под председательством композитора Яна ФРЕНКЕЛЯ сидели многократная олимпийская чемпионка Людмила СКОБЛИКОВА, спортивный комментатор Сергей КОНОНЫХИН, ведущий рубрики «12 стульев» в «Литературной газете» Аркадий ВЕСЕЛОВСКИЙ и народная артистка СССР Татьяна ЛАВРОВА. Для нас-пятикурсников даже госэкзамены в институте отложили. К слову, на следующий год число желающих поступить в УПИ выросло в три раза.
А вот современная развлекательная трактовка этой игры мне неинтересна даже в качестве тренера. Обратите внимание, сегодня в КВН самые провальные конкурсы те, где должен быть экспромт, импровизация. Но что можно ждать от молодежи, если со школьной скамьи от них требуется лишь правильный выбор из предложенных ответов на вопрос?
Еркен ГУБАШЕВ, легенда Уральского КВН, капитан команды «Дикий Запад», ныне сопродюсер нового кабельного юмористического канала TV Казахстана:
– Сегодня при трудоустройстве в крупные, в том числе иностранные, компании участие в игре КВН, особенно в 90-е, повышает рейтинг соискателя в разы. Это касается не только шоу-бизнеса, хоть в депутаты иди, – игра учит работать на полную катушку, вырабатывает устойчивость к стрессам. Ну, а в трудную минуту на помощь приходит КВНовское братство.
Лично для меня это образ жизни. Пять лет играл в команде Вологодского политеха, в годы учебы на режиссерском факультете в СГАКИ – в сборной «Виртуозы Самары» и уже имел опыт, когда предложили возглавить сборную Уральска «Дикий Запад», на становление которой повлияла и тесная дружба с КВНщиками первой волны.
После удачных выступлений на республиканской игре сезонов 1995-1997 годов до финала дошли М. Канашкин, Л. Григорьева, Е. Давлетов, Е. Есендосов, Б. Шайманов. Четверо бывших игроков «Дикого Запада» – Игорь КОЛЕСНИКОВ, Андрей ХОДИН, Азамат ИСЕНБЕРЛИЕВ и я – стали профессиональными КВНщиками, организовали команду «стариков» «Небольшая разница». Кстати, 13 ноября играем в полуфинале Астанинской лиги. Главным цензором придуманных шуток у нас Ершов – редактор известной российской команды «Уральские пельмени».
Хорошая шутка должна быть острой, объемной, с подтекстом, чтобы ее можно было додумать, скабрезность, двусмысленность и скатывание в «бытовуху» не приветствуются. К нам, «старичкам», особых претензий нет. А молодым советую: читайте книги.
Сергей ПАЦАЛЬ, актер областного театра им. Островского, непревзойденный мастер СТЭМа:
– Для меня КВН начался в годы учебы на филфаке УПИ им. Пушкина, затем – в качестве режиссера студенческого театра эстрадных миниатюр. Потом я поступил в СГАКИ на режиссерский факультет, где на первых курсах из меня упорно выбивали «квнщину». В КВН больше гротеска и клоунады, в театре – другие актерские задачи. Хотя навыки выступления на сцене и взаимодействия с залом, полученные в КВН, бесценны. Эта игра включает в себя элементы соревновательности и психологических тренингов, раскрепощает, шлифует способность к импровизации. Хорошая школа – мозговые штурмы. Мы рассаживались в круг, каждый получал листок с темой, где следовало написать десять шуток, передать лист соседу, получив от другого такой же лист, продолжив его список своими шутками, и так далее. В течение часа рождалось неимоверное количество шуток. Они проходили через коллективное рецензирование. Лучшими текстовиками команды 90-х можно назвать Еркена ГУБАШЕВА, Вадима МОСТОВОГО, Сергея ИЛЬИНА, хотя тот костяк уральской сборной КВН вообще был очень яркий, сильный. Почти всегда выигрывали у команд из Астаны, Оренбурга, Актюбинска и других городов. Сейчас наши пути разошлись, но КВНовская дружба остается навсегда.
Сергей ИЛЬИН, генеральный директор типографии «Полиграфсервис»:
– КВН стал неотъемлемой частью моей жизни в 1987 году. Я вернулся из армии, поступил на физмат УПИ им. Пушкина. Здесь были традиционно сильные команды, а сама игра стала невероятно эффективным творческим котлом, максимально приближенным к ее первоначальным принципам. У нас развивались коммуникативные способности, выдержка, умение быстро принимать нестандартные решения. Это была превосходная школа успеха.
Тексты и домашние заготовки писали сами, что невольно способствовало расширению кругозора, мы получали и «переваривали» информацию в большом количестве, в основном, из книг и средств массовой информации, – Интернета не было, готовых шуток и текстов не было. Зато наставники – КВНщики первой волны заставляли ДУМАТЬ, причем думать быстро. Между прочим, в 90-е годы сборная Уральска «ободрала» нынешнего фаворита зрителей – команду «Астана.kz». Могу с уверенностью сказать, что своему личному успеху процентов на 70-80 я обязан этой игре.
Огорчает, что сегодняшний КВН стал более рафинированным, из него уходит экспромт, сатира, интеллектуальность, игра все больше скатывается к юмористическому шоу, зрелищности. Но если бы мои сыновья попросили помощи в подготовке к школьному, скажем, КВН, я бы помог им с удовольствием, отложив все самые неотложные дела. Почему-то не просят…
Лариса ГРИГОРЬЕВА, заведующая детским дворовым клубом «Арай», участница сборной Уральска 90-х «Дикий Запад»:
– Помню, 1993 год, я – студентка второго курса института культуры ЗКГУ им. М.Утемисова, за плечами – музучилище и несколько лет работы в городском ДК, что располагался в здании староверческой церкви в районе кинотеатра им. Гагарина. После удачно проведенного Дня студента меня вызывают в деканат: «Готовь команду КВН, игра в ноябре». Сначала – шок. Побежали за помощью к С. Пацалю, он вел театральную студию в ДК «Зенит». Там познакомилась с нашими супер-КВНщиками В. Мостовым, С. Ильиным, Е. Губашевым, этого мы вообще боготворили.
В составе сборной Уральска «Дикий Запад» в 1995-1996 годах участвовала в международных играх с Оренбургскими командами сельхозакадемии, мединститута, пединститута, юристов и зенитного училища. В республиканских соревнованиях практически каждый город представлял свою команду. Нас выручали театральные навыки и музыкальность.
Лет десять назад, когда Феликс ПЕТРАКОВСКИЙ (вечный ведущий уральского КВН) перешел в другой вид искусства, мы с Андреем ПАКСЕЛЕВЫМ попытались возродить движение КВН. Думаю, в Уральске еще есть потенциал.
Анна ПАНИЩЕВА