Уральцы гордятся исторической частью города, особенно зданиями, выходящими на проспект Достык-Дружбы, с табличками: «Памятник истории и культуры XIX века. Охраняется государством». Что скрывается за красотой и ухоженностью фасадной части, выяснял корреспондент «Н».
Поводом послужил визит двух дам, проживающих в одном из таких памятников – ул. Гумара КАРАША, 33 (бывшая Коммунистическая). На первом этаже здания расположены студия танцев, ресторан «Слобода», магазины «NAHODKA», «Изюминка» и «Парад». Квартиры – на втором этаже.
Рассказ об ужасах существования и борьбе за нормализацию жизни в этом доме вызывал сочувствие. Разделив одну большую жалобу на четыре составляющих, получили следующее:
1) предприниматели провели электричество со стороны двора с нарушениями правил безопасности и очень близко от газовой трубы, по словам жильцов, в дождливую погоду неизолированные концы проводов искрят и вероятность пожара или взрыва очень высока;
2) хозяйка магазина «Парад» поставила для обогрева новый котел и вывела трубу под окна их квартир, из-за этого в них и в подъезде скапливается угарный газ, людей мучают головные боли, дышать нечем;
3) жильцы своими силами оборудовали и огородили детскую площадку, но все портят мусорные ящики в конце двора – спецавтобаза вывозит мусор нерегулярно, а мусор сюда несут со всей округи, но больше всего из ресторана «Слобода», вследствие чего летом здесь полчища мух и вонь, а зимой мусор смерзается;
4) КСК «Нур» работает плохо, косметический ремонт в подъездах сделали через шесть лет, отказались заделывать дыру в стене во втором подъезде, зимой не сбивают сосульки, которые представляют угрозу жизни, а председатель КСК – грубиян. К тому же оставшаяся половина арки у входа во двор того гляди завалится.
– В какие только инстанции мы не звонили. Откликнулись только в аварийной службе электросетей, но замерив напряжение на оголенных концах, сказали, что ничего страшного, а накрученные «сопли» проводов, мол, пусть убирают те, кто их накрутил, – жаловались мои собеседницы. На всякий случай фамилии просили не указывать.
Безрадостная картина получается, да? Посоветовали им обратиться за консультацией к руководителю общественной юридической приемной «Н» Шакиру СУХАНБЕРДИНУ, который бесплатно подскажет, каким образом лучше действовать и поможет составить письма в соответствующие инстанции. Но они не пришли.
Корреспонденты «Н» побывали во дворе этого дома, который оказался не таким уж и запущенным, а также побеседовали практически со всеми «фигурантами дела».
«Грубый» председатель КСК «Нур» Борис ИОТОВ сразу назвал наших информаторов и пояснил: «Дом 1900 года постройки и щель, про которую они говорят, здесь с незапамятных времен, опасности она не представляет. Заделать можно камнями и пенкой, но это не входит в перечень наших услуг. В доме 13 квартир, долгов по квартплате почти нет, да и самая большая задолженность – шесть тысяч. Правда, и сборы небольшие. Что можно сделать за 8-10 тысяч в месяц? Претензий по уборке территории не поступало, паспорт готовности к отопительному сезону уже получен. Кроме косметического ремонта, мы зимой ремонтировали и систему водоснабжения, когда был порыв, заменили гнилые трубы на полипропиленовые в счет квартплаты. А сосульки мы сбиваем. Кто ж еще будет, если в доме, в основном, бабушки живут. Не устраивает наша работа – могут выйти из КСК».
А главный инженер Александр ЛУКЬЯНОВ объяснил, почему на крыше этого старинного дома вырастают столь опасные сосульки: разводка труб отопления идет поверху, поэтому в доме тепло, но крыша из металлочерепицы, что способствует образованию конденсата и, соответственно, сосулек.
Кстати, по поводу ремонта дома мы обращались даже в инспекцию по историко-культурному наследию ЗКО, где нам пояснили, что согласно законодательству РК из госбюджета финансируется ремонт только фасадов исторических зданий, если его владельцами являются негосударственные структуры и физические лица. Так что все инженерные сети и нефасадная часть здания со стороны двора – забота его совладельцев.
Правда, что делать с аркой, непонятно. В качестве хозяина никто на нее не претендует и куда обращаться, чтобы ее укрепили или снесли, выяснить не удалось. Исторической, культурной и практической ценности она не представляет.
Свои пояснения нам дала и владелица магазина «Парад» Наталья ПРОНИНА, заверившая, что все разрешительные документы у нее в порядке: «Без этого не откроешься. Знаете, сколько с 2005 года у меня проверок было? Ни одна не выявила нарушений». Помещение под магазин, ранее принадлежавшее тресту столовых и ресторанов, она приобретала в комплекте с пристройкой, которая была полуразрушена и служила прибежищем для бомжей. Здесь же располагалась газовая печка, в эксплуатации небезопасная, поэтому поставили более надежный прибор отопления по совету газовиков, – южнокорейский со 100-процентным сжиганием газа. «Провода мне развешивать невыгодно, – говорит бизнес-леди. Уже был прецедент, когда огромный массив снега и льда свалился на крышу пристройки, повредил козырек и пополам разрубил электростолб. После этого мы все провода завели под крышу». Между тем оказалось, что и Пронинский дворник борется с сосульками и убирает территорию дома!
В горэлектросетях по поводу «электросоплей» попросили письменный запрос, поскольку сходу ответить не могут. А спецавтобаза отреагировала на телефонный звонок редакции молниеносно – мусор вывезли сразу. Уважают, значит.
– Случай банальный, – прокомментировал ситуацию Ш. Суханбердин. – Для начала письменные запросы в горэлектросеть, спецавтобазу, горархитектуру и ЦОН соответственно. По поводу угарного газа – обратиться в горСЭС о проведении замеров и экспертизы. Если наносится вред здоровью выхлопными газами из этой трубы, то вопрос решается в суде. Людям надо понять, что добиться чего-то можно только через правовой механизм, который работает, если действовать грамотно. Есть исполнительная и судебная власть, через них и следует отстаивать свои права, когда они нарушены.
Да… Понять жильцов дома можно – ни сил, ни средств для самостоятельного содержания дома в силу объективных причин у них нет, но и претензии, как выясняется, не все обоснованы. Что же делать? Может, все-таки разработать какую-то программу по сохранению культурного наследия города и более пристально следить за содержанием памятников архитектуры, истории и культуры не только с фасада? Ведь немало исторических зданий находится далеко не в таких заботливых руках и время их не щадит.
Марьяна ПЕРВУШИНА,
фото Георгия СЕМЕНОВА