Горожане обсуждают эту тему в автобусах и маршрутках, но так до конца и не могут понять, стало ли им от этого жить лучше? Обещанные долгосрочные перспективы того, что теперь не будет дороговизны на потребительские товары, таможенных процедур по экспорту и импорту, транзитного оформления и простаивания на границах для простых обывателей так и остаются розовой дымкой.
Наши эксперты, которых «Н» попросила рассказать о значимых переменах, связанных с образованием Таможенного союза, не стали заводить рака за камень и обрисовали реальную картину.
О результатах и перспективах
Лилия Мергалиева, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и бизнеса ЗКГУ:
— Созданный недавно Таможенный союз перерастает в Единое экономическое пространство, и уже на горизонте маячит перспектива создания Евразийского союза. Большинство современников не успевают даже осознавать происходящее, ведь заданы такие высокие темпы. Но что дал он Казахстану за два неполных года? Прежде всего, вопреки логике и ожиданиям, казахстанские предприниматели не увеличили, а сократили экспорт в соседние страны. Так, по информации Агентства по статистике РК, за полгода по сравнению с периодом 2011-го на 16% снизились поставки казахстанского экспорта в Россию и на 30% — в Беларусь. И напротив, наблюдается рост импорта из этих стран. Из-за возросших тарифов казахстанские потребители вынуждены переплачивать за товар, привезенный из-за рубежа. Бытовые приборы, автомобили, предметы мебели и интерьера, одежда завозятся сейчас по более высоким тарифам, и цены на них объективно растут. Сложилась ситуация, когда из-за потока российской продукции под угрозой находятся и мелкие, и крупные национальные производители. Бизнесмены больше всего опасаются демпинга (продажа товаров на внешних рынках по ценам, более низким, чем на внутреннем или мировом рынке) со стороны крупных предприятий РФ. По данным все той же статистики, цены на российские товары в Казахстане в некоторых случаях до 40% ниже, чем в самой России. Эта ситуация фактически вышла из-под контроля госорганов, а формирование механизма регулирования демпинга запаздывает.
Более того, единая экономическая комиссия имеет статус наднационального органа управления и не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Однако на сегодняшнем этапе данная комиссия в достаточной мере не справляется с проблемами Казахстана, России и Беларуси и не отстаивает интересы отдельных стран. В высший совет данной комиссии входят министры различных отраслей со стороны трех государств, которые могут рассматривать данную работу по сути как общественную нагрузку…
Много сомнений вызывает и тот факт, что Россия вступила в ВТО без Казахстана и Беларуси. Это значит, что она торгует со странами-участницами в благоприятном для нее режиме. Российские предприниматели уже завозят по более низким ставкам товары и оборудование из стран-участниц ВТО, тогда как казахстанские и белорусские предприниматели продолжают работать по тарифам Таможенного союза с третьими странами. И еще возникает вопрос, каков будет механизм включения Казахстана в ВТО, если его таможенные службы переместились на другую границу? Наверное, это возможно уже в рамках единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси. Но пойдут ли западные коллеги на то, чтобы включить нашу страну в ВТО на таких условиях?
О Таможенном Кодексе
Айнагуль Акашаева, директор областного филиала НЭПК «Союз Атамекен»:
— С введением Таможенного союза предприниматели столкнулись со многими вопросами и проблемами. Бизнес-сообщество Казахстана признает Таможенный Кодекс сырым, в котором предусмотрено очень много оценочных норм, ориентируясь на которые, невозможно быть уверенным в том, что это единый документ. К примеру, неточны понятия нетарифного регулирования, не определен конечный срок исковой давности по проверкам и многое другое. Более того, у западноказахстанских предпринимателей неоднократно возникали вопросы по поводу компетенции наших пограничных служб в связи с тем, что таможенных служб на границе у нас нет. Мы предлагаем ввести единую пограничную службу, чтобы товар не проверялся и на нашей территории, и на территории России. Это позволит сэкономить время. Более того, наша идея фикс – принцип одного окна. Неплохо также, если на границах будут работать компетентные граждане с высшим образованием. И коль уж мы ведем речь о прозрачности, то почему бы на общих границах не установить камеры наблюдения? Также в рамках Таможенного союза мы предлагаем ввести электронный документооборот, как между таможенными службами, так и налоговыми. К примеру, для того чтобы экспортировать товар в РФ, наш предприниматель должен сначала отчитаться перед нашими налоговыми службами в том, что тот, кому он продает его, заплатил косвенные налоги. Однако заявитель зачастую не всегда предоставляет вовремя эту отчетность. А вот при существовании единого информационного поля все эти моменты можно было бы отследить заранее. Кстати, удалось договориться с представителями министерства экономического развития РК, что все поправки будут внесены в Таможенный Кодекс. Помимо этого, подготовлено около 34 поправок в закон «О таможенном деле РК». Мы добиваемся, чтобы при приграничных регионах работала единая комиссия по внесению изменений в Таможенный Кодекс. Это позволит гораздо легче решать потом какие-то проблемы. Кроме того, главным вопросом, который сейчас волнует предпринимателей, является их конкурентоспособность в связи с ожидающимся вступлением Казахстана в ВТО. Не буду открывать Америку, если скажу, что представители нашего среднего бизнеса во многом уступают, и некоторые в плане конкурентоспособности даже готовы сдать свои позиции. Конечно, помимо действующих программ необходимы какие-то дополнительные нормы, которые будут в дальнейшем поддерживать отечественного производителя.
О плюсах и минусах
Галина Жигалина, начальник отдела подтверждения соответствия продукции и услуг областного филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации:
— Стоит отметить, что с образованием Таможенного союза началась гармонизация. Во-первых, перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, стал единым. Во-вторых, появились единые нормативные документы, действуют единые требования и профессиональная база. А это во многом облегчает работу. Выходят новые технические регламенты Таможенного союза, которые объединяют опыт Казахстана, России и Беларуси. Так, сертификат соответствия сейчас выдается по единой форме и имеет «право хождения» по всем трем республикам. Кроме того, если раньше каждый бился сам по себе, то теперь создана специальная комиссия Таможенного союза, которой и отданы бразды управления. Она принимает решение и определяет, какие опасности существуют в какой-либо продукции. Соглашусь, что требования для предпринимателей стали гораздо жестче. Понятно, что им пока еще сложно конкурировать. Однако время не стоит на месте и надо подстраиваться, чтобы идти в ногу. Ведь мы привыкли жить по принципу, мол, для нас и так сойдет. Но в новых условиях такого предпринимателя просто выкинут из рынка. Важно отметить, что новые технические регламенты повернулись в сторону потребителя. К примеру, сейчас строго требуется, чтобы маркировка продукции была обязательно выполнена на двух языках – русском и той страны, куда импортируется товар. Кроме того, в регламентах четко прописаны требования, определяющие, для чего предназначена продукция. Строже стали требования и к оценке соответствия, и производственному контролю. Теперь предприятия могут сами себя оценивать, но для этого должна быть специальная лаборатория. Безусловно, все это требует определенных материальных вложений, но зато предприниматель будет гораздо увереннее себя чувствовать в том плане, что он выпускает качественную продукцию. Обратите внимание, изменился закон «О защите прав потребителей» и теперь, приходя в магазины, уже не услышишь общепринятую ранее фразу «Товар обмену и возврату не подлежит», потому что сейчас его можно вернуть в течение двух недель.
Но есть, конечно, и минусы. К примеру, требования, которые сейчас внесены в единые технические регламенты, как раз столкнулись с отсутствием испытательной базы в стране. В результате предприниматели, занимающиеся легкой промышленностью, не могут сертифицировать свою продукцию. Пока идет так называемая пробуксовка, потому что мы просто оказались не готовы к такому переходу. Но, думаю, все новое всегда проходит обкатку…
Подготовила Галина КАРЕНСКИХ