Вы заметили, что с каждым годом мы все чаще обсуждаем детские и подростковые суициды, ужасаемся по поводу роста детской и подростковой преступности, жалуемся «как тяжело их стало воспитывать»? И все чаще в школах об учениках со вздохом говорят: «Трудные…» А мы, родители, сетуем: «Что же за поколение такое растет?» – подчас забывая, что это наши кровиночки и им тоже нелегко выживать в том густом агрессивно-информационном поле, в котором существует все современное общество.
В борьбе за материальное благополучие мы упустили очень важную составляющую жизни – духовную. Особенно ярко это проявляется в сложных взаимоотношениях с окружающим миром у детей и подростков. Хорошо, если помощь приходит вовремя, и она исходит от специалиста. Одним из таких островков спасения для уральских ребятишек стал Центр социальной адаптации «Жас Урпак», но теперь ему самому требуется поддержка.
Он был открыт в 2003 году по инициативе тогдашнего заместителя акима города, ныне – депутата мажилиса Елены ТАРАСЕНКО и первоначально выполнял функции более широкие, вплоть до кризисного центра для жертв бытового насилия. Соответственно, было выделено и здание, позволяющее разместить до трех семей одновременно. Других вариантов финансирования, кроме статуса дворового клуба, входящего в состав «Культпросветобъединения», тогда не было.
Сегодня центр уже с трудом справляется с потоком желающих. Сюда ездят дети со всех концов города, учащиеся половины городских школ обращаются к психологам центра «Жас Урпак». Справедливости ради, отметим, что нередко школьников в центр направляют… администрации школ, понимая, что в силу объективных причин школьному психологу дети не доверяют. И не во всех школах есть квалифицированные специалисты.
Привлекательность «Жас Урпака» для детей, видимо, заключается в том, что здесь нет ярлыков «трудный», «неадекватный», «тупой», здесь взрослые готовы слушать ребенка столько, сколько нужно, и здесь могут предложить занятие по душе без «обязаловки». Несмотря на отсутствие в штатном расписании методиста по спорту, в центре есть спортивные секции. В кружках по декоративно-прикладному искусству с удовольствием занимаются и мальчишки. Те самые «трудные», из числа «неадекватных» и «по ком тюрьма плачет». Вы не поверите, они мирно вышивают! Попутно ведутся беседы, обсуждаются разные темы, то есть воспитание идет исподволь, ненавязчиво… И это дает неплохие результаты. Особенно на фоне родительского «пофигизма», когда мама утром отпускает 8-летнего сына гулять и до позднего вечера не волнуется, где он проводит время, сыт ли и чем занят.
Но в числе подопечных центра есть и другие дети, из вполне «благополучных», то есть материально обеспеченных, полных семей, где родители заботятся о своем ребенке изо всех сил. Собственная нереализованность в жизни побуждает мам и пап из кожи вон лезть, создавая для него «все условия». А подростковая любовь? Сколько предотвращенных суицидов на счету психологов «Жас Урпака»! Понятно, никто не пойдет сообщать о своем намерении наглотаться таблеток из-за того, что «она меня не лю-ю-юбит…», но позвонить – можно («хоть кто-то узнает, как мне плохо»).
Вот почему директор Центра социальной адаптации «Жас Урпак» Светлана АДИЛОВА так настойчиво просит увеличения штата. По ее словам, речь идет даже не о круглосуточной работе «телефона доверия», что тоже можно организовать, а для обеспечения присутствия психолога ежедневно, включая выходные, хотя бы с 9.00 до 22.00. То есть три единицы психолога дополнительно, а еще нужны методист по спорту и юрист. Да и подключить Интернет не мешало бы. Сейчас в центре доступ ко «всемирной паутине» обеспечивается за счет личных модемов от операторов сотовой связи. И еще в здании очень холодно – центральное отопление идет через жилой дом, сети ветхие, труба тонкая. В общем, проблем достаточно.
Когда городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обратилась к депутатам гормаслихата с просьбой выделить средства для создания кризисного центра, С. Адилова предложила направить их в «Жас Урпак», мотивируя тем, что это проще, чем организовать новый центр с нуля. Депутаты приняли во внимание доводы обеих сторон. Вскоре появилась информация, что комиссия по социальному развитию решила выделить 18-20 миллионов тенге для организации кризисного центра, которые переданы… в горсобес. Но комиссии не выносят решений! Решения принимаются депутатами на сессиях.
Ситуацию прояснила начальник городского отдела занятости и социальных программ Айгуль ТУКЕШЕВА. Действительно, в городском маслихате было решено просить в областном маслихате выделить средства на организацию кризисного центра для женщин, пострадавших от бытового насилия. Между тем, наш город – единственный в Казахстане областной центр, где нет такого учреждения, о его создании говорится уже лет десять. Так что даже в случае положительного решения этого вопроса кризисный центр откроется не раньше 2013 года.
А что же «Жас Урпак»? Директор «Культпросветобъединения» отдела культуры и развития языков акимата г. Уральска Алпамыс КУШКЕНБАЕВ заверил, что «письмо с расчетами направил в вышестоящий орган в августе этого года» и всячески поддерживает С. Адилову. Однако в этом письме, которое начальник отдела культуры и развития языков Сайран ДУЙСЕНТЕГИ показал мне в начале сентября, четкого изложения нужд центра «Жас Урпак» нет. Иными словами, изложенных аргументов для депутатов может оказаться недостаточно.
Итак, в следующем году центр «Жас Урпак» отметит свое 10-летие. Он мог бы стать еще и методическим центром для подготовки кадров. Чем закончится просительный марафон его директора? К слову, потребность в услугах психологов, «телефонов доверия» для детей и подростков растет год от года. И центры социальной адаптации подобные «Жас Урпаку» должны быть в разных концах города. Понятно, что нужны средства и немалые, но ведь это забота о благополучии страны в не таком уж и далеком будущем. Может, стоит присмотреться к проблемам более насущным, чем широкомасштабные перекладывания плиток на улицах города? Ошибок и так уже наделано немало, время их исправлять. Не опоздать бы.
Дина ГАЛИМЕТДЕНОВА, руководитель аппарата Совета директоров АО «Конденсат», депутат городского маслихата:
— С центром «Жас Урпак» наша компания сотрудничает весьма плодотворно. Это прекрасные организаторы мероприятий для детей со знанием детской и подростковой психологии. Очень важно, что, помимо кружковой и секционной работы, здесь оказывается и психологическая помощь детям, попавшим в сложные ситуации. По большому счету, ни одна семья не застрахована от проблем, поэтому таких центров в городе должно быть как можно больше. Надеюсь, депутаты городского маслихата поддержат «Жас Урпак» в плане расширения его штата и укрепления материально-технической базы.
Алия РАЙМКУЛОВА, председатель общественного объединения «Союз женщин Приуралья-Умит»:
– «Жас Урпак» – единственный в городе специализированный центр по работе с подростками с девиантным поведением. Здесь накоплен колоссальный опыт успешной работы. Главный минус – низкие зарплаты при огромнейшем объеме работы, отсюда и текучесть кадров. Специалисты центра активно сотрудничают с НПО: проводили психологические тренинги с воспитанниками детских домов в рамках проекта «Молодежь – жизнь в социуме», по профилактике детского дорожного травматизма и так далее.
Динара ЖУМАГАЛИЕВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии ЗКГУ им. М. Утемисова, магистр психологии:
– Профессия психолога – одна из самых востребованных на сегодняшний день. Именно психолог может понять внутренний мир детей и взрослых, квалифицированно помочь им разрешить их душевные проблемы. На протяжении нескольких лет наши студенты-психологи проходят профессиональную практику в Центре «Жас Урпак», где им приходится работать с разновозрастной группой детей, с различными интересами, потребностями и проблемами. В последующем многие наши выпускники трудоустраиваются в этот центр.
Эльвира МЕНДЫГЕРЕЕВА, психолог ЗКФ «Ассоциации молодежи Казахстана», магистр психологии:
– Изначально идея была хорошая, но из-за статуса центра, приравненного к дворовым клубам, развития не получилось. Специалисты вынуждены быть еще и массовиками-затейниками. Светлана Адилова, как Дон Кихот, идеалистка и подвижница. Центр будет работать, пока его возглавляет она. Сейчас внимание госструктур эпизодическое: возникла проблема – вспомнили о «трудных» подростках. У власти должен быть политический интерес для развития центров с полным штатом психологов-консультантов, юристов и социологов, с нормальным техническим оснащением и систематическим финансированием.
Анна ПАНИЩЕВА