Корреспонденты «Н» на собственном опыте испытали особенности пересечения казахстанско-российской границы.
— Вот все говорят, Таможенный Союз значительно облегчил пересечение границы. Однако проблем все равно хватает.
С таким звонком в редакцию «Н» обратился читатель, представившийся Евгением. Свою фамилию он указывать не стал, заметив, что часто пересекает казахстанско-российскую границу и не хочет проблем.
— Побывайте хотя бы на пограничных пунктах по пути в Самару и сами все увидите, — загадочно посоветовал Евгений.
Заинтересовавшись этой темой, корреспонденты «Н» в минувшую пятницу выехали на пост «Сырым».
Следует отметить, что Таможенный Союз действительно ускорил пересечение границы между Казахстаном и Россией. Упразднение таможенных постов сразу же сказалось на скорости прохождения пограничных постов. Если раньше пересекающих границу ожидали многочасовые очереди, то теперь ситуация изменилась в лучшую сторону. По крайней мере, на нашей редакционной машине мы потратили на оба пограничных поста час с небольшим. Правда, все прошло не столь гладко, как планировалось. Как ни старался наш фотокорреспондент запечатлеть порядок прохождения государственной границы, бдительные пограничники узрели «подозрительную» технику и потребовали объяснений. Пришлось признаться в том, что съемка ведется не из шпионских целей, а ради журналистского репортажа. Только после этого служивые в камуфляже несколько поостыли, но из виду нас уже не упускали. И тут, словно по мановению волшебной палочки, обслуживать людей стали не в одном окошке, а сразу в трех. Не беремся утверждать, что пограничники «проснулись» именно в связи с появлением прессы, но…
Те водители, с которыми нам удалось пообщаться, признали, что в рамках Таможенного Союза время пересечения границы значительно сократилось. Как в приватной беседе признался один из дальнобойщиков, раньше трудовые мигранты, преимущественно из числа узбеков, проходили пограничный контроль в общей очереди, а после скандального инцидента трехмесячной давности для них создали отдельную очередь.
— Получилось так, что в какой-то момент и с казахстанской, и с российской стороны создалась солидная очередь, именно из-за узбеков, — рассказал на условиях анонимности один из водителей. – Толпа подняла возмущение, которое едва удалось успокоить. С тех пор для узбеков организовали отдельную очередь.
Особого внимания заслуживают… туалеты. Что на казахстанской, что на российской границе, они являют собой весьма плачевное зрелище. Мало того, что в них практически невозможно зайти из-за скопившихся нечистот, так еще у них ко всему прочему элементарно отсутствуют двери.
— А что такого? – невозмутимо отреагировали пограничники. – Все равно никто не видит, туалет-то направлен в степь.
Как говорится, без комментариев.
Теперь непосредственно о процедуре прохождения погранконтроля. Сотрудники лишь беглым взглядом осматривают автомобиль внутри и снаружи. Правда, багажник открыть все же пришлось.
К слову, раньше необходимо было весь багаж выложить перед таможенниками, да еще и дать кучу пояснений: что, в каком количестве и для кого везешь. Кроме того, если ранее на границе сотрудники таможни были предельно внимательны к ввозимым и вывозимым продуктам питания, то сейчас такого жесткого контроля нет. Правда, если вдруг на границе будет объявлен карантин в связи с различными заболеваниями, то тут же введут временные ограничения и запрет на провоз тех или иных продуктов питания.
На российской границе пограничный контроль аналогичен нашему. Единственное отличие — казахстанцам необходимо заполнить миграционную карту, полученную при въезде, на которой ставят штамп с датой въезда в Россию. На выезде данная карточка изымается сотрудниками пограничной службы. На этой же карточке делаются отметки органов учета и регистрации по месту пребывания.
Преодолеть оба пограничных пункта нам удалось примерно за полтора часа, из которых большая часть времени пришлась именно на казахстанскую сторону. А вот въехать обратно на территорию РК мы смогли буквально за полчаса. Поскольку в наши планы входило лишь ознакомление с процедурой пограничного контроля, назад, в ЗКО, мы отправились, лишь перекурив в паре сотен метров от будок. Пограничники, несмотря на читавшееся в их глазах удивление по поводу нашего стремительного возвращения на родину, лишних вопросов не задавали и пропустили нас без особых проблем.
Следует отметить, что дорога на российском пограничном посту «Маштаково» не выдерживает никакой критики. Приходится проявлять настоящие чудеса управления автомобилем, чтобы не перевернуться либо не повредить днище машины.
Что еще запомнилось, так это узбеки, которых пограничники «заняли» на уборке мусора. Со злыми лицами трудовые мигранты собирали пластиковые бутылки и заполняли ими мусорные контейнеры. Как пошутил один из водителей фуры, направлявшейся из России в ЗКО, «нечего было денег жалеть». Как позже поведали многоопытные дальнобойщики, с каждого мигранта для успешного пересечения границы под шумок взимается 500 рублей. Правда, официально эту информацию нам, естественно, никто не подтвердил.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО, фото Георгия СЕМЕНОВА
Блиц-опрос
Как вы оцениваете работу пограничников на казахстанско-российской границе?
Владимир, дальнобойщик:
— Работаю на частного предпринимателя, вожу из России товары на продажу в Уральске. Если честно, в связи с вхождением в Таможенный Союз из одной страны в другую стало въезжать гораздо быстрее. Раньше, бывало, сутками стояли, а сейчас максимум полтора-два часа эта процедура занимает. Однако проблемы остались, причем они возникают именно на казахстанской границе. К примеру, у россиян работают сразу несколько окон, а у нас, как правило, одно, редко два. Вообще, к россиянам только одна претензия – разбитые дороги на пограничном посту – проехать очень сложно. В остальном все нормально. Время прохождения границы на российском посту – 15-20 минут, у нас – не меньше часа. Было бы неплохо, если в процедуре проверки документов одновременно участвовали пограничники обеих стран, что и вовсе сделает пересечение границы таким, как, к примеру, в ЕС. Коли на высоких трибунах кричат о крепнущих братских связях между РК и РФ, пусть это выльется во что-то более реальное, ощутимое для простого народа.
Альфия, пассажир автобуса:
— Недавно я ездила с дочкой в Самару на междугороднем автобусе. На нашей границе все прошло без помех – проверили документы, ручной багаж, те вещи, которые были в багажном отсеке, проверять не стали. А вот на российском посту заставили вытащить весь багаж. Нам с дочкой помочь было некому, поэтому пришлось тащить тяжеленные сумки вдвоем. Каково же было удивление, когда наши вещи так и остались без досмотра. Спрашивается, зачем мы их вытаскивали из багажного отделения? Более того, поскольку мы стояли в конце очереди, при обратной загрузке багажа места для нас уже не оказалось. Хорошо, один из пассажиров вошел в наше положение и помог пристроить вещи. Мне кажется, водителям междугородних автобусов следует обращать внимание на такие недоразумения и отстаивать права пассажиров.
Дмитрий, водитель:
— Пересекаю границу в среднем 3-4 раза в месяц. Да, без таможни дело пошло быстрее. Однако очереди сохраняются, особенно на паспортном контроле. На казахстанском посту работают одно-два окошка, тогда как могут четыре-пять. А вот у россиян с этим получше. Другая проблема заключается в том, что на российской границе автобусы досматривают отдельно, а на нашей вместе с легковушками. Бывали случаи, когда автобус пропускали вперед водителей-частников, и они вынуждены были ждать, когда десятки пассажиров пройдут досмотр. Еще одна проблема – низкая скорость работы пограничников на компьютере. Пока они одним пальцем наберут паспортные данные на клавиатуре, уснуть можно. В этом плане девушки работают куда быстрее.
Вы бы прошлый век вспомнили, а сейчас очередь на погран. постах 13 часов, узбеки в одной очереди, но наглеют, хамеют. Скупили машины и чуть ли на голову не лезут. Окошки днем два , а ночью один все это при наших морозах, люди сначала стесняются,а потом пусть лучше лопнет совесть,чем мочевой пузырь и их понять можно.Свои — мои (узбеки тоже) лезут в наглую. На Российской границе в перед влезла российская машина, даже успела уехать внутрь, так таможенник по рации ее вернул, ее пришлось встать в конец очереди!!!А наши…