Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    «Театр будет жить во все времена»

    Жюри республиканского фестиваля драмтеатров Казахстана возглавила заведующая кафедрой «Истории и теории театра» Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, профессор и театральный критик Сания Кабдиева. Перед отъездом она поделилась своими впечатлениями, а также рассказала о проблемах в развитии казахстанского театрального искусства.

    — На сегодняшний день режиссура продолжает оставаться слабым звеном казахстанских театров?
    — Да, и проблем всегда много, включая ту же преемственность. Что скрывать, с молодежью в наших театрах всегда существовала проблема. Хотя на нынешнем фестивале было представлено немало молодых актерских коллективов, которые попытались дать свое видение классических произведений. Мы увидели, что работают интересные труппы, к примеру, Молодежный театр Астаны, драмтеатры из Актау, Караганды. И это уже хорошо. Современная режиссура предполагает отличный от прежнего подход к сценическому мастерству. Когда режиссер берется за классику, он должен вносить в постановку свое новое современное видение. В этом плане мы и возлагаем большие надежды на молодежь.
    — Но дипломированных режиссеров у нас немало…
    — Однако профессионалы с масштабным видением, о ком говорят во всеуслышание, уже все в возрасте. Многим уже за шестьдесят. И проблема в том, что долгое время мы вообще не могли найти, кто же будет стоять за ними.
    — А с чем это связано, в Казахстане трудно получить хорошее режиссерское образование?
    — Прежде всего, это зависит от самого студента, а во-вторых, конечно, от мастеров-преподавателей. Есть люди, которые хорошо обучаются и у нас. Многие заканчивают Казахскую национальную академию им. Жургенова, а потом получают возможность стажироваться. Но я всегда говорю, что нужно, конечно, выезжать в Москву и учиться театральному искусству там. Не секрет, что театры с огромными многовековыми традициями из Америки, Франции и других стран дальнего зарубежья едут в столицу России. Филиалы Московского художественного театра, к примеру, давным-давно открылись в Гарварде. Мне самой посчастливилось закончить с отличием театроведческий факультет ГИТИСа, а потом и аспирантуру, где я защитила диссертацию по искусствоведению.
    — Чем хороша российская театральная школа?
    — Там очень много самых разнообразных театров. У нас же они все похожи друг на друга, и в этой одинаковости кроется наша проблема. Настоящий театр должен быть разнообразным — развлекательным, социальным, он призван поднимать проблемы и заставлять думать. Причем, разнообразие должно начинаться с репертуара и заканчиваться режиссурой. Но на этом фестивале мы наконец-то увидели, что стали появляться разные театры, и это происходит во многом благодаря молодым режиссерам и актерам.
    — Вы говорите о том, что сценическому искусству необходимо развиваться. Но как это возможно, когда театры, особенно провинциальные, являются заложниками низкого финансового положения…
    — Это довольно сложно, и все действительно упирается в финансы. Понятно, что у академических театров статус гораздо выше, потому что эти театры находятся под ведомством министерства культуры и информации. А вот положение областных учреждений культуры во многом зависит от поддержки местных акиматов. Если для них важна культура, как составляющая часть современного общества, все злободневные вопросы вполне решаемы. Причем, основной проблемой в театрах является текучесть кадров. Раньше, так сказать, шла новая волна, потому что выпускники академий и университетов приезжали на работу в провинциальные театры по распределению. Сейчас этого делать никто не спешит, и поэтому театры вынуждены набирать кадры из того, что у них есть. Так, при местных вузах открываются театральные отделения, где как умеют, так и преподают. Но выход, думаю, все-таки существует…
    — Какой?
    — Можно приглашать специалистов из академии им. Жургенова или лучших российских учебных заведений. Пусть даже на неделю приедут профессионалы и проведут курсы по актерскому мастерству или по сценической речи. Театрам из Северо-Казахстанской области мы, к примеру, советуем приглашать мастеров из Омска, где только за один год проходит по пять-семь фестивалей, в которых участвуют самые лучшие театральные коллективы из Москвы. Кстати, недалеко от Уральска находится Саратов – город с мощной театральной школой. Через саратовцев можно было бы выйти и на театр Олега Табакова, который родился в этом городе. Да и до Москвы из Уральска всего час лету. На худой конец есть интернет, где тоже можно посмотреть отличные постановки разных режиссеров или почитать материалы театральных конференций.
    — Насколько сейчас востребовано сценическое искусство, ведь разговоры о закате театральной эпохи ведутся давно?
    — Во все века говорили, мол, театр умирает, но вопреки всему он жив. Это место, куда человек приходит за живыми эмоциями. Ведь эмоционально мы настолько зажаты и закрыты, нам всегда бывает некогда, мы работаем. И только театр дает возможность сочувствовать и сопереживать. Конечно, я имею в виду хорошие спектакли. Если постановка скучная, вялая и неинтересная, она не затронет душу и, самое главное, в такой театр не пойдет молодежь. Понимаете, развлекательная часть останется в репертуаре, потому что это коммерческая составляющая и театрам надо зарабатывать. Но есть и много зрителей, которые хотят пойти на умный спектакль, чтобы научиться мыслить. Еще Аристотель говорил об очищении души через сопереживание. Мне посчастливилось, я видела такие спектакли в своей жизни, когда училась в Москве. А вот поколение моих родителей воспитывалось на спектаклях Мамбетова, которому и был посвящен нынешний театральный фестиваль, потому что его работы были потрясающими. В 70-80-е годы на его спектакли в театр им. Ауэзова ходили далекие от театра люди, и для них это было нормой, потому что именно там они и получали образование. Даже многие актеры, вспоминая то время, говорят, что для них тот театр был настоящим университетом жизни…
    — Хорошо, если театр будет жить в любое время, другое дело – это должен быть высокопрофессиональный уровень?
    — Я всегда говорю, что проблема не в наших традициях, а в традиционализме. Зачастую режиссеры просто закостеневают. А традиции, наоборот, могут получить новую жизнь, которую в них вдохнет новое поколение. Я все время жду, когда же появится новое видение наших фольклорных произведений, того же, к примеру, Ауэзова, Мусрепова? Это же очень любопытно. Никто еще не ставил спектакли по их произведениям с точки зрения современного 21 века. Ведь дело не в том, что актеров можно облачить в современные одежды или переименовать. Это формальный ход, главное же – по-другому взглянуть и показать, в чем сегодня может быть конфликтным то или иное произведение. Современное режиссерское мышление не каждому дано…

     

    Итоги театральной недели

    Лучший спектакль — Молодежный театр, Астана — «Ревизор» Н. Гоголь.
    Лучшее режиссерское решение — республиканский немецкий драмтеатр, Алматы — «Исключение и правило» Б. Брехт и Мангистауский музыкально-драматический театр им. Н. Жантурина, Актау, «Цунами» М. Ауэзов.
    Лучшая мужская роль — Тлектес Мейрамов (Науан, «Акан сери — Актокты»), государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Астана.
    Лучшая женская роль второго плана — Бибигуль Исалиева (Камка, «Кыз Жибек»), казахский драмтеатр, Уральск.
    Лучшая мужская роль второго плана — Олжас Бегайдаров (Горацио, «Гамлет»), казахский драмтеатр им. И. Омарова, Костанай и Артур Кизилов, Восточно-Казахстанский драмтеатр им. Ф. Достоевского.
    «Сценическое долголетие» — Людмила Ванюкова, народная артистка РК, Северо-Казахстанский театр им. Н. Погодина.
    Премия в номинации «Дебют» — Карагандинский драмтеатр им.
    К. Станиславского.
    Специальный приз акимата ЗКО — государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, драмтеатр им. А. Островского и Каздрамтеатр, Уральск.

    Галина КАРЕНСКИХ, фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Когда в наш город приезжают театры, для меня это настоящий праздник, а когда есть возможность послушать таких театральных критиков, как Сания, праздник вдвойне.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Более тысячи закладчиков в Казахстане смогут выйти на свободу по УДО

    Они получат право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении после вступления...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл