25 января 2013 года знаменитому поэту, певцу, актеру театра и кино Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет.
Он был широко известен, хотя восторженных статей о нем не писали, стихов не издавали, дисков не выпускали. Известность пришла от спектаклей, в которых играл яростно, от экранов – образами героев, место встречи с которыми изменить нельзя, и песнями, что расходились в многочисленных записях, вызывая порою неоднозначные оценки. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (мягкие пластинки по 4 песни), семь сборников песен из кинофильмов, в которые вошло по одной-две песни Высоцкого, а в 1978 году – один экспортный диск-гигант, который в СССР не продавался.
Чиновники упрекали его за критичность и злорадность песен, обвиняли, что чернит советскую действительность, боялись его нравственной высоты и бескомпромиссности, стараясь «затереть», задвинуть, отказать. А народ Высоцкого любил. Даже дети. Хотя до многих его песен еще не успели дорасти, но чувствовали в них «настоящесть». Мы, школьники 80-х, переписывали в тетрадки песни, а в конце 60-х за распространение «Высоцкого» выгоняли из вузов! Даже кончину поэта попытались скрыть – шла Олимпиада-80, и было только два сообщения в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская культура». Да над окошком кассы Театра на Таганке объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». И все же скорбная весть быстро разнеслась по стране.
Его фантастическая популярность объяснима – он вошел в гущу народа, был понятен многим, почти всем. И как никто другой, сумел выразить менталитет русского народа, коснувшись при этом глубин, уходящих очень далеко. И все это – картина жизни современной ему России. Не случайно кассету с песнями Высоцкого космический экипаж Георгия ГРЕЧКО и Юрия РОМАНЕНКО взял с собой на орбиту – им предстоял рекордный для 1978 года полет в три месяца. По возвращении космонавты вручили Высоцкому обложку от той кассеты со словами благодарности. Кассету же оставили на орбите, чтобы не лишать своих товарищей поддержки, которую дают его песни.
Даже после смерти поэта многие его произведения еще долго оставались под запретом. Например, в 1978-м им уже была написана «Поэма о космонавте», которую удалось обнародовать лишь в 1987 году! «Хорошо, что она увидела свет, но тогда, в 70-е, тот мощный гуманистический заряд, который она несла, был значительно нужнее», – вспоминал Георгий Гречко. И Государственную премию СССР Высоцкому присудили посмертно в 1987 году – признание пришло, только талант очень нуждается в поддержке при жизни.
Несколько раз В. Высоцкий подавал заявление в Союз писателей СССР, но ему, написавшему более 700 поэтических произведений, в том числе около 600 песен, а еще были проза и драматургия, отказывали. Тем не менее, творчество Высоцкого стало особым, очень ярким явлением в русской культуре. «Суть поэта не соответствует тому времени, в которое умещается его жизнь… Высоцкий – наша радость, наше неотъемлемое достояние, и не будем предаваться отчаянью, а напротив, будем радоваться за отечественную словесность…», – писала Белла АХМАДУЛИНА.
Справка «Н»
Владимир Высоцкий снялся в 28 художественных фильмах, участвовал в озвучке мультфильма «Волшебник Изумрудного города». С 1964 года служил в Театре на Таганке, сыграл в 15 спектаклях, 11 радиоспектаклях, в десяти постановках исполнялись его песни.
Помимо песен, баллад и сказок, написал повести «Дельфины и психи» (1968), изданный в 1980 году в парижском журнале «Эхо» под названием «Жизнь без сна», «Как-то так все вышло» (1969-1970), сценарий «Где центр?» (1975), киноповесть «Венские каникулы» (совместно с Эдуардом Володарским, 1979), неоконченный «Роман о девочках» (1977), первая часть романа «Черная свеча» (совместно с Леонидом МОНЧИНСКИМ)… До окончания последней работы Высоцкий не дожил.
Галина ГУРЬЕВА, кандидат искусствоведения, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова:
– Первое знакомство с песнями Высоцкого у меня состоялось примерно в 1967 году, когда я была студенткой. В те годы они вызывали у меня двойственное чувство. С одной стороны, «Если друг оказался вдруг…», «На братских могилах не ставят крестов…», а с другой – блатная лирика, песня про Нинку. Тогда я не могла сказать, что сильно люблю творчество Высоцкого, но его сказки любила. В 1969 году мы с драмкружком ездили на гастроли по области, с нами был магнитофон, Высоцкого слушали почти постоянно. А когда познакомилась с философскими песнями «Охота на волков», «Кони привередливые», «Банька», «Микрофон», я поняла, насколько глубок и удивителен этот поэт. Это ведь надо так сказать: «А купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Удивительные слова, удивительный образ. Сейчас у меня есть почти все записи Высоцкого, которые я с удовольствием слушаю время от времени.
К сожалению, мне не удалось увидеть Владимира Семеновича на сцене. Я поступила во ВГИК за год до его смерти и просто не успела попасть на Таганку. Осенью 80-го моя однокурсница Лариса МАРЧЕНКО рассказала мне, как плакала вся Москва, и как она потащила своего мужа ночью на Ваганьково, чтобы Высоцкий не остался там один. Таких было очень много. Возле могилы поэта долгое время и днем и ночью находились люди.
У меня на стене висит фотопортрет В. Высоцкого, сделанный с негатива известного фотохудожника Валерия ПЛОТНИКОВА. Это один из снимков фотосессии 21 мая 1976 года. Когда-то мне подарили его во ВГИКе знакомые из «Союзинформкино».
Максим ПОПОВ, доцент института культуры и искусства ЗКГУ им. М. Утемисова:
– Во время Олимпиады я был совсем небольшим, но хорошо помню и олимпийского Мишку, и как мы с мамой ходили на спектакль в Театр на Таганке, правда, без Высоцкого. Тогда я, конечно, не понимал значения этого человека для всех нас, но его образ отпечатался в душе, как образ Данко, осветившего своим пылающим сердцем путь другим. Я стал собирать все, что было связано с Высоцким, в 80-е годы это еще было непросто. Однажды в Куйбышеве (ныне Самара), когда я покупал у фарцовщиков кассеты с записями песен Высоцкого, меня арестовали и препроводили в отделение милиции вместе с продавцом. Мне было 16, больше всего я переживал, что отобрали все приобретенное – не денег жалко, а с чем приеду в Уральск? Тогда еще в уголовном кодексе была статья о спекуляции и продавцу «светил» конкретный срок. Впрочем, меня отпустили, вернув все «вещдоки». Сейчас у меня большая фильмотека с участием Высоцкого, аудиозаписи и пластинки, все изданные его и о нем книги.
Александр КОМАРОВ, доцент Уральского пединститута им. А.С. Пушкина, ныне пенсионер:
– Свои лучшие годы я прожил под песни Высоцкого. В 1979 году я был на курсах повышения квалификации в МГУ. Каждый приезд в Москву старался побывать на концертах, в театрах. Декабрь выдался суровым, но это не останавливало желающих купить билеты. Возле Театра на Таганке люди толпились круглые сутки, даже с раскладушками приходили. Мне дважды удалось заполучить «контрамарку» – так называемую «Аврору» (там был изображен крейсер). Случай вынес меня на одного из администраторов. Я ему долго толковал, что приехал из Казахстана, из Уральска и мне очень нужно попасть на спектакль. Может, я был достаточно убедителен, может, помогла двухкилограммовая связка вяленой уральной рыбки, но «Аврору» на спектакль по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» он мне дал. Уже на станции метро «Таганская» в толпе пассажиров сновали краснофлотцы в клешах, с маузерами. Сначала опешил: опять революция?! Потом понял – режиссерский ход. У входа в театр тоже стояли краснофлотцы, билеты и контрамарки насаживали на штыки. В фойе ко мне подлетела девчушка и вставила в петлицу красную гвоздику. Смотрю, толпа, знакомый голос с хрипотцой, звуки гитары: в центре поет морячок небольшого роста. Ба, Высоцкий! Потом как-то незаметно все переместилось в зал, но сам спектакль мне не понравился.
Билеты на «Пугачева» мне помог достать тот же администратор. Ко мне дочка приехала, хотелось ей новогодний подарок сделать. Говорю, мол, Пугачевщина зародилась именно в Уральске, я обязан побывать на этом спектакле! Он меня узнал: «Уральск? Казахстан? Стоять будешь?» Да хоть лежать! В общем, дал он мне контрамарку на два лица. Стоя смотреть неудобно – накал страстей, без перерыва, но эта постановка оставила неизгладимые впечатления. Знаменитый монолог Хлопуши… Да, Владимир Семенович непревзойденный актер. После спектакля я рванул за автографом, в гримерке устало курил Хмельницкий, а Высоцкий, оказывается, уже ушел черным ходом – домой… Жить ему оставалось полгода.
Подробнее о Высоцком А. Комаров пишет в своей книге «О тех, кто рядом и навсегда в памяти», которая скоро поступит в продажу.
Анна ПАНИЩЕВА
ЦИТАТЫ:
«Врубите Высоцкого в полную силу без всякого цоколя в небо России!» Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
«Но сколько песен все бы мы ни пели, Его нам одного – не заменить». Александр ГОРОДНИЦКИЙ
«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним». Владимир ВЫСОЦКИЙ, 22 июля 1980 года.
КСТАТИ:
Накануне 75-летия в Москве прошли церемония вручения премии «Своя колея» и гала-концерт, в котором звезды российского театра и эстрады исполнили песни Высоцкого. Он будет показан 25 января на Первом канале.
21 января в Тель-Авиве открыта литературно-художественная экспозиция, где представлены мемуары известных людей, особый интерес представляет роман Василия АКСЕНОВА «Таинственная страсть», одним из героев которого стал Владимир Высоцкий.
23 января на канале «Россия 1» показан документальный фильм «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти», в который вошли уникальные кадры 1979 года, ранее недоступные широкой публике. Запись можно посмотреть на сайте Russia.tv.
25 января на Первом канале будут транслироваться фильмы «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Высоцкий. Последний год», 26 января – фильмы «Вертикаль», «Последний поцелуй», «Стряпуха», «Служили два товарища» и премьера «Владимир Высоцкий. «Я не верю судьбе…»