Газета «Надежда»

В сфере защиты прав потребителей готовится ряд изменений

В настоящее время Мажилисом Парламента республики рассматривается законопроект, согласно которому будут внесены большие изменения в действующий Закон РК «О защите прав потребителей». О нововведениях, которые ожидаются уже в этом году, рассказала руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова.

Роман ДРОЗДОВ

Так, законопроектом предусматривается упрощение процедуры взыскания потребителем с продавца возврата денег за некачественный товар, расширение сферы прав потребителей и ответственности субъектов предпринимательства, в том числе электронных платформ, а также введение института омбудсменов.

— Сейчас, если потребитель приобрел некачественный товар, он должен совершить определенный алгоритм действий. Сначала он обращается к самому субъекту предпринимательства. Если тот не удовлетворяет его требование, он обращается к медиаторам. Если проблема по-прежнему не решена, тогда потребитель обращается к уполномоченному госоргану. Однако у нас не всегда есть рычаги воздействия, имеются факты нарушений – можно привлечь субъект бизнеса к административной ответственности, если полномочий нет, потребитель идет в суд. То есть для того, чтобы реально отстоять свои права, потребитель должен пройти многоступенчатую систему и потерять огромное количество времени. Теперь же согласно вносимым изменениям у потребителя будет право идти сразу в госорган, либо обратиться в суд, минуя даже самого субъекта предпринимательства. Это экономия сил, времени и материальных расходов, — отметила Эльмира Киматова.

Кроме того предлагается ввести базовые принципы защиты прав потребителей во всех сферах потребления, в том числе в сфере услуг – это пассажироперевозки, медицина, образование, туризм, спорт, транспорт, культура и т.д. Данные нормы, по словам спикера, позволят усилить межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей со всеми госорганами.

Следующая норма, против которой активно выступало сообщество предпринимателей – это введение института гражданско-правового штрафа.

— Если потребитель обратился к субъекту бизнеса с досудебной претензией, чтобы урегулировать какой-то вопрос, а он отказался, то потребитель обращается в суд. Там, если будет вынесено решение в его пользу, то с предпринимателя судом взыскивается штраф в размере от 10 до 50% от суммы иска. Это приведет к дисциплинированности и к тому, что субъекты бизнеса будут стараться разрешить все спорные моменты с потребителями в досудебном порядке, — сказала руководитель департамента.

Также в Мажилисе предлагают ввести институт омбудсменов по вопросам защиты прав потребителей. Это уполномоченное должностное лицо будет рассматривать глобальные проблемы, стоящие перед всеми потребителями РК. Стоит отметить, что в 2022 году проводился социологический опрос, который показал, что около 60% респондентов поддерживают создание института омбудсменов.

Еще одной немаловажной поправкой станет усиление ответственности владельцев электронных торговых платформ. Согласно нововведениям, их обяжут тщательно отбирать продавцов, прежде чем допустить их на свой маркетплейс.

— Иногда продавцы берут деньги, а товар не приходит или приходит не того качества, что был заявлен. Потребители начинают искать этого продавца, а его уже нет. Например, на «Каспи» он зарегистрировался, продал товар и ушел. Теперь же предлагается владельцам электронных платформ, прежде чем принять продавца, заключить с ним договор о том, что он будет соблюдать нормы и требования Закона РК «О защите прав потребителей». Руководство должно проводить тщательный отбор на предмет, действительно ли это работающий субъект, с какого года он работает, его место регистрации, перечень реализуемых товаров, есть ли отзывы в соцсетях и т.д. Этого же сейчас практически не делается. Поэтому очень много жалоб, — говорит Эльмира Киматова.

По ее словам, законопроект должен быть принят в этом году. Кроме того предлагается внести поправки не только в Закон «О защите прав потребителей», но также в гражданский кодекс и ряд других законов, которые регулируют торговую деятельность, сферу услуг и деятельность предприятий-монополистов.

Иллюстративное фото

Exit mobile version