Вопрос об утверждении минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общедомового имущества вынесли на обсуждение городского Общественного Совета 14 июля. Переход на новые формы управления домом — простое товарищество (ПТ) и объединение собственников имущества (ОСИ), напомним, отложен на год. Но в коридорах власти решили не ждать целый год и утвердить единый тариф для всех — 75 тенге с одного кв. метр ежемесячно. Эта сумма разбита на каждую услугу КСК, и ее можно либо увеличить, либо сократить.
Директива сверху
По словам руководителя Отдела ЖКХ, ПТ и АД Жандоса Дуйсенгалиева, приказ об утверждении тарифа спущен с Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. За все время существования КСК, утвержденного тарифа в ЗКО не было — он обсуждался и утверждался на собрании жильцов дома. Средний тариф за обслуживание 1 кв. метра жилья КСК составлял прежде 35 тенге – максимум 50 тенге. Согласно новому тарифу, цена за услуги КСК или тех же ОСИ и ПТ взлетит в два раза. Из простых расчетов следует, что если сейчас человек, имеющий жилплощадь 48 кв. метров по тарифу в 35 тенге за квадрат платил — 1680 тенге, то по-новому будет платить 3600 тенге.
«В этом вопросе не было конкретики. Жители соглашались на определенные расценки и подписывали договора. Со следующего года КСК заменят ОСИ и ПТ. Не дожидаясь следующего года, мы хотим утвердить минимальный тариф для КСК, ПТ и ОСИ. У нас есть формат, утвержденный министерством индустрии, по схеме мы рассчитали, сколько должна составлять минимальная сумма за квадратный метр. И вычислили, что минимально она должна составлять 75 тенге. Да, есть удорожание, но и работы КСК, ПТ или ОСИ должны будут проводить качественно. Нынешние тарифы КСК были утверждены пять, а то и десять лет назад, сейчас все дорожает, и тарифы тоже растут», — объяснил руководитель ЖКХ города.
Он также отметил, что жители могут отказаться от некоторых пунктов услуг и снизить тариф до 58 тенге за один кв. метр.
«Жители дома могут отказаться от сервисного обслуживания и проверки общедомовых приборов учета, за исключением случаев, когда техническое состояние и безопасность инженерных сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергосберегающую организацию. Например, в подвалах домов имеются счетчики, которые установил «Жайыктеплоэнерго». Если жители отказываются сами платить за эти счетчики, тогда эта сумма вычитается из тарифа. Также если по проекту не предусмотрена сумма затрат на противопожарные мероприятия, включая содержание противопожарного оборудования, приобретение и зарядку огнетушителей, то есть жители тоже могут исключить из договора этот пункт, таким же пунктом является санитарная очистка подъездов, так как убирать общую территорию они могут сами, согласно дежурству», — уточнил Дуйсенгалиев.
Отвечая на вопросы членов Общественного Совета, спикер не смог обосновать увеличение тарифа на обслуживание КСК (кроме директивы сверху рассчитать и ввести тариф). Члены ОС обратили внимание чиновника на то, что новый тариф ляжет нагрузкой на семейные бюджеты, да и жалоб на бездействие КСК меньше не стало. Также появится перспектива увеличения объема долга населения перед КСК.
Но представитель отдела ЖКХ был настроен оптимистично. Он заметил, что ОСИ и ПТ создаются на один дом и у каждого будет открыт свой счет в банке — отследить средства не составит труда. Но признал, что труднее будет с КСК, где на обслуживании, в некоторых случаях, находятся по 20-30 домов. Ну, а новый тариф, по мнению сотрудника Отдела ЖКХ, даст КСК импульс начать, наконец, выполнять свою работу в полной мере и качественно.
В итоге большинством голосов члены ОС поддержали новый тариф на услуги КСК.
«И этот тариф не спасет»
Мы поинтересовались у представителей разных форм управления домов, как отразится на их работе утвержденный тариф для ПТ, ОСИ и КСК, и какой реакции ждать от собственников квартир. Председатель городской Ассоциации КСК Нурлан Чабдаров, напомнил — в среднем население платило около 47 тенге за кв. метр, но этих средств катастрофически не хватает.
«Есть методика расчета тарифа, которая утверждена Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. И сейчас эти 75 тенге, которые ЖКХ подали на утверждение, они совершенно не соответствуют этой методике расчета. Это намного меньше реально необходимых средств. Вы представляете задачи КСК? Есть строительные нормы на содержание и обслуживание жилого фонда. Есть обязательный перечень работ на текущее содержание и обслуживание, утвержденный маслихатом. И я не говорю о капитальном ремонте, а ведь с каждым годом жилой фонд города ветшает и требует своевременного обслуживания», — сказал в комментариях «Надежде» Чабдаров.
Он считает, что, по сути, тариф не поднимается.
«С 1996 года тарифы на другие коммунальный услуги выросли в среднем в сто двадцать раз. А теперь посчитайте, насколько повысились взносы КСК. В 1996 году тариф был 6,92 тенге, сейчас – около 50. Это же копейки, учитывая, насколько все подорожало.
Кроме того, на сегодняшний день около 400 млн тенге должно население своим КСК.
Но дело не столько в том, что не платят, а в катастрофически низком тарифе. По методике расчета тариф за услуги КСК должен быть в пределах 200-300 тенге за квадратный метр. Сегодняшняя картина такова, что в КСК сейчас работают люди предпенсионного и пенсионного возраста, молодежь туда не пойдет работать из-за очень низкой зарплаты. И с такой перспективой в ближайшем будущем вообще никого не останется. Через 2-3 года пенсионеры уйдут, а это половина всех, кто работает сегодня в КСК. Поэтому главная проблема сейчас — это отсутствие новых кадров», — говорит председатель городской Ассоциации КСК.
По его мнению, много жалоб на работу КСК поступает потому, что на низкую зарплату приходят не квалифицированные специалисты, поэтому год за годом при полном бездействии самих жильцов, состояние городского жилого фонда только ухудшается.
«Хотят провести реформу – реформа не получается из-за того, что жильцы слишком пассивны. А для того, чтобы работать, нужны деньги, а на те взносы, что платят сегодня ничего невозможно сделать. Новый тариф 75 тенге тоже ничем не поможет, на ОСИ тем более не будет хватать», — убежден Чабдаров.
КСК тариф не повышать!
Доверенное лицо Простого Товарищества дома 20 по ул. Акотау Сабырбек Мурзагалиев, считает, что время КСК прошло.
«Когда я обратился в ЖКХ, то выяснилось — наш дом числится как бесхозный и с согласия жильцов я начал организовывать ПТ. По городу у нас самый дешевый тариф — 30 тенге за кв. метр, хотелось увеличить, но я не имею права менять расценки два раза в год. Было тяжело, люди даже эти деньги не платили, но коллектив, кассир провели работу очень хорошую, и почти 95% оплаты сейчас идет. Единственная проблема — бюрократия. Сейчас оформить кондоминиумом не могу, для этого необходимо собрать с людей ксерокопии купли/продажи квартир, это трудоемкий момент, люди бояться давать копии таких документов, но уже 50% собрал. Я считаю, что уход в ПТ и ОСИ — правильное решение, потому что у нас в ПТ, мы отвечаем за свой дом. А с КСК не понятно все было, они собирали деньги, а люди не видели результата их работы. Вот у нас новый дом вроде бы, а половина труб пластиковые, половина железные и они уже гниют. У нас в ПТ есть и дворник, и техника, но сразу скажу: 30 тенге — это мало. Мы покрываем только минимальный перечень своих потребностей. Это, несмотря на то, что у нас дом новый, и проблем не так много. 75 тенге – такой тариф крепко поможет нам. А для жильцов главное результат. Тем более вот эти 75 тенге за метр квадратный, лишние средства будут образовываться, и лежать в накопительном фонде на непредвиденные расходы», — говорит он.
Ошибкой, называет руководитель ПТ, утверждение такого же тарифа для КСК:
«Их необходимо было исключить из этого списка. Тариф нужно было утверждать только для ПТ и ОСИ. КСК за этот год будут высасывать последние деньги из жильцов. Есть примеры, где дома уходили с многомиллионными долгами из КСК и образовывали ПТ и сейчас у них все, получается — меняют трубы, приводят в порядок дома. А КСК эту работу делать не будут».
Сначала зарплата — потом услуги
Председатель ОСИ Данил Макатуха, комментируя повышение тарифа, сразу уточнил: утверждается не тариф, а минимальные взносы на содержание дома. По его мнению, с учетом минимальных требований по содержанию дома — это вполне оправданный тариф, потому что есть определенный министерством перечень минимальных услуг, которые обязательно должны быть оказаны для содержания дома в надлежащем состоянии.
«С учетом расценок в Уральске на оказание различных услуг по содержанию многоквартирного дома, ниже этого взноса дом обслужить нельзя. Кроме того, (ЖКХ это не озвучивает), есть еще поправочный коэффициент, который применяется в зависимость от того, сколько лет дому. То есть, помимо минимального взноса, который утвержден маслихатом, может еще применяться коэффициент с учетом степени износа дома и срока его эксплуатации. Чем больше лет дому, тем больше будет коэффициент в корректировке взноса. То есть 75 тенге рассчитаны на текущее обслуживание дома, которое не предусматривает замену труб и прочих коммуникаций», — объяснил Макатуха.
И дает свой расклад: к примеру, в КСК по штату 12 человек, он делит зарплату на количество квадратных метров, которые обслуживает, набирает деньги на зарплату, налоги, отчисления и какой-то процент остается на устранение экстренных аварийных ситуаций. На все другие работы КСК собирают деньги дополнительно.
«Они исходят из того, что им нужно получать зарплату, арендовать офис, платить налоги. Я с 2020 года занимаюсь этим вопросом и могу сказать, что, например, с двухподъездного 9-этажного дома в месяц собирается 128 тысяч тенге. И эти деньги нужно распределить на все услуги, которые дом должен получить: обработка подвалов от мышей, тараканов, уборка придомовой территории, уборка в подъездах, подготовка к отопительноу сезону, текущий ремонт водоснабжения, электричества в местах общего пользования, еще нужно заплатить зарплату сотрудникам. Но люди не хотят платить больше. Они привыкли, что платили КСК как бы дань, а те ничего не делали за эти деньги, просто давали возможность жильцам раз в год на отчетных собраниях поворчать и поругаться на председателя», — говорит он.
КСК — это и заказчик, и подрядчик, и исполнитель, объясняет спикер. Он сам ищет себе объемы, назначает взносы за свою работу, сам выполняет работу и сам ее у себя принимает.
«Естественно с такой политикой им даже этих денег не хватит. Сейчас у нас на арену выходят сервисные компании. Каждому ОСИ содержать сантехника, электрика, дворника накладно будет, поэтому они заключают договор с сервисной компанией. И здесь возникает конкуренция: один дворник может убирать территорию не одного дома, а нескольких. По минимальному тарифу уборка придомовой территории производится один раз в месяц. То есть фактически один дворник может в месяц обслуживать 24 дома. И поэтому здесь уже траты на уборку придомовой территории у ОСИ и ПТ будут меньше. Уборка подъездов по минимальному тарифу предусматривается один раз в неделю. Дворнику дается 6 объектов, которые он будет убирать в течение месяца и соответственно его зарплата будет исходить из этого объема, а денежная сумма на их содержание от жильцов будет уменьшаться. А не так, как у нас КСК считает, что есть один двор многоэтажного дома и дворник должен там убираться за 60 тысяч тенге», — рассуждает Данил Макатуха.
ОСИ и ПТ – это выход
Он предлагает провести сравнение, утверждая: в тех домах, где создали ОСИ или ПТ ситуация меняется кардинально. Потому что люди чувствуют, что они ответственны за свой дом, и направляют деньги туда, куда это в первую очередь необходимо, а не туда, куда решил председатель или бухгалтер КСК.
Есть национальные стандарты по содержанию многоквартирных жилых домов, которые регламентируют услуги по содержанию канализации и расписаны все услуги, которые должна оказать сервисная компания, чтобы канализация работала исправно. Здесь уже конкретно оговорено, как взаимодействовать с водоканалом, какие технические осмотры должны быть проведены в рамках оказания этой услуги, какая техническая документация должна вестись. То есть регулирование происходит не так, как при КСК: вот случилась аварийная ситуация, забилась система водоотведения, пришли сантехники, прочистили, устранили проблему и все на этом. Но на самом деле, если канализация забилась – это уже чрезвычайное происшествие, потому что не выполняется тот перечень работ, который необходим, чтобы она нормально функционировала.
«У нас сложилась такая практика, что КСК принимает какие-то меры только тогда, когда уже что-то произошло. Я, например, ни у одного КСК не видел календарного плана текущего ремонта. Никто со времен ЖЭКа не ведет такую документацию. На сегодняшний день КСК работают от аварийной до аварийной ситуации. Появилась проблема – они ее решают, дополнительно собирают деньги с жильцов, потому что взносов не хватает. Ведь не просто так у нас столько проблемных домов по городу. Председатели КСК, пользуясь безграмотностью собственников имущества, убеждают жителей: зачем вам ОСИ или ПТ, вы там будете платить больше. Но они не говорят, что те взносы, которые они собирают, идут лишь на текущее обслуживание», — говорит он.
Жительница города Людмила Переверталова не понимает, за что платила КСК, даже по прежнему тарифу:
«КСК у нас ничего не делает. Их давно пора всех распустить. Нужно, чтобы каждый дом общим собранием жильцов решал, сколько и за что платить. Эти КСК вроде бы хотели расформировать, но дали им еще год поработать — зачем? Я понимаю, если бы подняли на 10-20%, но не 100 же. А как быть многодетным семьям, малоимущим, это ведь очень существенно скажется на их бюджете. С таким тарифом, я думаю, люди опять перестанут платить и с ОСИ и ПТ повторится та же история, что и с КСК».
Материал подготовили Оксана НАУМОВА, Роман ДРОЗДОВ