Угрозе комариных атак в этом году поспособствовала ранняя жара и высокий уровень паводка. Все надежды на противогнусовые мероприятия. 15 мая – начался второй этап химической дезинфекции территорий. Однако, по данным энтомологов, полностью избавиться от комаров не получится.
Кровопийцы
Ежегодные противогнусовые мероприятия проводят в два этапа. Заказчиком этих работ с 2014 года является областной акимат в лице управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЗКО. Подрядчиком – ТОО «Магтоксин». Как сообщают специалисты ТОО, на первом этапе — с апреля по май, проводится противоличиночная обработка прибрежных территорий. На втором этапе — мая по сентябрь, дезинфекции подвергается уже их выплод. В этом году, в связи рекордно высокой температурой воздуха, установившейся в мае, развитие личинок ускорилось — они быстро отродились в полноценные особи, поэтому их армия стала такой многочисленной, а ее нашествие — настоящим бедствием для западноказахстанцев.
«На нашей даче, находящейся в районе «Самал», комары одолевают даже в дневное время, вечером это превращается в настоящее нашествие их полчищ. Если мы, взрослые, как-то успеваем на них реагировать, до детей они съедают. Не спасают от них даже специальные кремы. И это при том, что наша даче всего в трех километрах от центра города», — рассказывает жительница города Анастасия.
Еще одним природным фактором, обусловившим увеличение количества гнуса в этом году, по данным энтомологов, стал более высокий по сравнению с двумя прошлыми годами уровень паводка, в результате увеличилась площадь разливов рек. Как следствие, появилось больше территорий, где комары активно продуцируют. В связи с этим в ЗКО в 2021-м году намного раньше обычного начался второй этап дезинфекции. Работы дезинфекторам прибавилось, и пока они физически не успевают охватить обработкой все территории.
«С середины мая в области начался II этап противогнусовых мероприятий, это — противоимагинальная обработка по окрыленной стадии комаров. Химическими препаратами, которые распыляет газогенератор аэрозольной регулируемой дисперсности, а также вентиляторный опрыскиватель, будут обработаны лесные насаждения, лесопосадки, лесополосы в поймах рек Урал и Чаган, парки и скверы города, дачные общества, места отдыха населения, а также пригородная зона – поселки Серебряково, Круглоозероное, Желаево, Рыбцех, Коминтерн, населенные пункты района Байтерек — села Асан, Плодоовощной, Трекино, Володарка, Макарово, Мичурино, Зеленое, Джамбул, в Теректинском районе — поселок Подстепное. На эти цели выделены 93,3 млн. тенге», — сообщили в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЗКО.
Комариные очаги
В ТОО «Магтоксин», специалисты которого непосредственно будут проводить работы, отметили, что в качестве химических препаратов против комаров применяется циперметрин и хлорпирифос. Каждый год используются разные виды химикатов — у комаров вырабатывается привыкание. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями обрызгивающей техникой обрабатываются не населенные пункты, а только зоны локации комаров, создается «защитное кольцо», за которое гнус если и перелетает, то уже в небольшом количестве.
«Территорию города, населенную людьми, мы не можем обрабатывать сильнодействующими химическими препаратами, это опасно для здоровья. Поэтому дворы и частные подворья не подвергаются дезинфекции. Это и не нужно, главное локализовать очаги распространения комаров — влажные, прибрежные и лесные места. Так мы создадим своеобразный заслон в радиусе 3-5 км от населенных пунктов, за которые комары будут меньше залетать. Полностью уничтожить весь гнус не получиться, так как со всех сторон нас окружают реки. Дальше мы анализируем итоги этой работы, и в последующем выходим на обработку по сигналам», — рассказал «Надежде» представитель ТОО «Магтоксин» Данияр Базарбаев.
В связи с тем, что в этом году противогнусовые мероприятия проводятся раньше обычного, подчеркивает Базарбаев, дезинфекторы физически не успевают охватить обработкой все положенные 2000 га территорий. За плечами у них ранцевый опрыскиватель с 10 литрами химпрепарата, что добавляет нагрузку — добраться в труднодоступные, заросшие лесные участки порой невозможно.
Так как победили малярию
Еще несколько лет назад в проведении этих работ помогала авиация. На вопрос, почему сейчас в этом деле не применяется воздушный транспорт, специалисты отвечают, что от этих дорогостоящих работ отказались в связи с признанием Казахстана страной, свободной от малярии, теперь это заболевание у нас не регистрируется.
«Авиаобработка, практиковавшаяся в прежние годы, больше была направлена на борьбу с малярийными комарами, являющимися переносчиками опасного заболевания. Мини-авиация позволяла без труда обработать от гнуса большие территории, но в 2013 году ВОЗ признала Казахстан страной, свободной от малярии, и у нас отказались от применения этой дорогостоящей технологии», — пояснили энтомологи.
В связи с новым статусом нашей страны во многом был свернут отдел энтомологов, признаются специалисты. Сейчас не проводится анализ мест выплода комаров, их поиск, не ведется численность, лабораторное изучение. Эти теоретические изыскания, которые в прежние годы были в ведении санэпидемслужбы, в составе которой работали также биологи, оказались ненужными. В связи с «победой» над малярией этим вопросам стало меньше уделяться внимания.
«Главная цель – недопущение возникновения каких-либо заболеваний — выполнена. Предпринимать еще что-то помимо тех дезинфекционных мероприятий, которые сейчас проводятся, смысла нет. Это демонстрирует опыт других казахстанских городов. Так, в Павлодарской области, где протекает река Иртыш, ежегодно выделяется 600 млн. на борьбу с мошкарой, но проводимая работа не приносит желаемого результата: каждый год у них ситуация по гнусу в десятки раз хуже, чем у нас. В Астане миллиардный бюджет, выделяемый на финансирование данных работ, тоже не спасает ситуацию. Мы никуда не денемся от этих естественных обитателей окружающей среды, которые как биологический вид, входят естественную экологическую цепочку», — считает Данияр Базарбаев.
Газета «Надежда» №20 от 19 мая