Газета «Надежда»

Куда нас завезет дешевый бензин

Диспропорция на топливном рынке утопит нефтедобывающие компании в долгах и забастовках
Начало года ознаменовалось забастовками нефтяников в разных регионах Казахстана. Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области – работники нефтедобывающих и сервисных компаний требуют одного и того же – повышения заработной платы.
Олег ЧЕРВИНСКИЙ,
ratel.kz
Казахстан занимает седьмое место в мире в рейтинге стран с самым дешевым бензином. Согласно данным аналитического ресурса Global Petrol Prices, страна уступает лишь таким грандам нефтедобычи, как Венесуэла, Иран, Ангола, Алжир, Кувейт и Катар. При том, что в Кувейте, к примеру, в январе 2021 года добывалось 2,329 млн баррелей нефти в сутки, а в Казахстане – всего 1,417 млн баррелей.
По данным портала, средняя цена бензина в мире составляет 1,05 доллара за литр. У лидера рейтинга – Венесуэлы – цена держится на уровне 0,02 доллара. В Казахстане литр бензина 1 февраля в среднем стоил 0,401 доллара, в соседней России – 0,625 доллара, а в не имеющей собственной нефти Беларуси – 0,693 доллара за литр.
Казалось бы, как связаны эти две новости? Самым непосредственным образом. Дело в том, что практически все компании, добывающие нефть в Казахстане, кроме мега-проектов, работающих в режиме соглашений о разделе продукции (Кашаган, Карагачанак, Тенгиз), имеют прописанные в контракте обязательства по поставкам нефти на переработку на отечественные НПЗ.
При этом закупочные цены на нефть на внутреннем рынке в 2-2,5 раза дешевле экспортных даже в условиях падения нефтяных котировок на мировых рынках, случившихся в 2020 году. Грубо говоря, добывающей компании гораздо выгоднее продать 100 тысяч тонн нефти на экспорт, чем поставить их на НПЗ на переработку. Но сделать этого она не может – условия контракта с правительством заставляют работать зачастую в убыток.
Это приводит к ухудшению финансового положения компании, отсутствию денег на инвестиции в геологоразведку, новое бурение, увеличение добычи и повышение заработных плат сотрудникам в том числе. Топливный рынок Казахстана – жестко регулируемый, и розничные цены административными методами держатся на низком уровне. Например, с 2016 года самый ходовой бензин марки АИ-92 подорожал на заправках со 135 до 145-150 тенге, при том, что цены на большинство продуктов питания, лекарства и импортные вещи выросли за этот же период в полтора-два раза.
Фактически сегодня правительство, в целях сохранения социальной стабильности в обществе, заставляет нефтегазовую отрасль субсидировать за свой счет поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Да вот только последние забастовки рабочих показывают, что такими методами социальную стабильность не сохранить. А вот похоронить нефтедобывающую отрасль, заставляя ее годами работать себе в убыток, очень даже можно.
Планом мероприятий по реализации послания президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева от 1 сентября 2020 года расширен перечень нефтяных продуктов для биржевой торговли. В него включены бензин и дизельное топливо. Отраслевые игроки надеются, что биржевая торговля нефтепродуктами начнется в самое ближайшее время.
В Комитете нефтегазовой промышленности президиума НПП «Атамекен» убеждены, что от директивного регулирования цен на ГСМ надо срочно переходить к рыночному. По мнению специалистов, необходим нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты: на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее реализацию в розницу.
Диспропорции на рынке ГСМ наглядно показал переход на биржевую торговлю сжиженным нефтяным газом (СНГ), начавшийся в феврале 2019 года. В декабре 2020 года директор департамента газа и нефтегазохимии министерства энергетики Казахстана Зияш Киякбаев, выступая на онлайн-конференции агентства Argus, привел такие цифры: средневзвешенная цена на СНГ в ходе биржевых торгов сложилась в диапазоне от 160 до 187 долларов за тонну. При том, что предельная оптовая цена, ежеквартально регулируемая минэнергетики, составляет, в пересчете с тенге, около 90 долларов за тонну. Примерно такие же диспропорции сложились и на рынке бензина и дизтоплива.
Устранять их все равно придется, как бы этого правительству не хотелось. Ведь уже через четыре года во всех странах-участницах Евразийского экономического сообщества будет действовать единый рынок нефти, газа и нефтепродуктов. А значит, на заправках и Екатеринбурга, и Шымкента цена бензина станет примерно одинаковой.
Вот только не загнать бы до этого отечественные нефтедобывающие компании в долговую яму. Тогда ни о какой конкурентоспособности с российскими нефтяными операторами не будет и речи.

 

Фото: altyn-orda.kz, кадр из видео.

Exit mobile version