Памятники паровозу и тепловозу в Уральске спасали через руководство НК КТЖ
Светлана ПОСТНОВА
Эти постаменты, расположенные на территории бывшего локомотивного депо, символизируют славную историю железнодорожников Приуралья. 13 февраля их пытались распилить и сдать … на металлом. На одном постаменте даже начали срезать крышу.
«Сварочные работы вели несколько человек, которых случайно заметил наш машинист, — рассказал на месте происшествия и.о. главного инженера филиала ТОО КТЖ «Грузовые перевозки Актюбинского отделения ГП «Уральское эксплуатационное локомотивное ДЭПО» Сергей Майсюк. – Когда мы подошли и попытались выяснить, что они делают, нам ответили: они просто рабочие. Пришлось обратиться в правоохранительные органы. Полиция доставила этих «сварщиков» в отделение ». С чего это стали распиливать памятные локомотивы, которые, к слову, находятся на балансе ДЭПО, никто сразу не понял и, честно говоря, глазам своим очевидцы не поверили. Территория, на которой стоят два исторических состава, давно продали частному предприятию. О его владельце ничего пока неизвестно. В офисе компании нас встретил только охранник, которому при нас по рации дали команду на все вопросы отвечать: «ничего не знаю».
Машинист ДЭПО Сергей Оргазянский первым увидел как около паровоза работают сварщики. Он рассказал, что еще в 1998 году составы спустили на эту «последнюю остановку», чтобы они были видны с моста для проезжающих горожан и гостей города. «Это была инициатива городского акимата. Для этого мы специально срубили на этой территории деревья и кустарники, мешающие обзору этих двух достопримечательностей. Наше предприятие следит за состоянием паровоза и тепловоза — подкрашиваем, содержим в порядке. Эта территория была продана частникам. Теперь выходит — постаменты – на нашем балансе, а земля, на которой они стоят не наша», — объяснил ситуацию машинист Уральского эксплуатационного локомотивного ДЭПО.
Локомотивщики и общественность города, возмущенные происшествием потребовали у руководства филиала ТОО КТЖ «Грузоперевозки Актюбинского отделения ГП «Уральское эксплуатационно-локомотивное ДЭПО» все правоустанавливающие документы на эти объекты. «Я уже предоставил все документы в ГОВД, там сейчас все это изучается, мы ждем результатов», — сообщил Сергей Майсюк.
Но остановить дикий поступок удалось все же только после звонка руководству АО НК «ТОО «Казахстан Темир Жолы», которое заверило: все правовые аспекты с определением хозяина постаментов будут решены и дальнейшего их вредительства не допустят. Об этом в комментариях «Н» рассказал председатель правления ОО «Союз яицких уральских казаков» Вячеслав Солодилов. «В настоящее время рассматривается вопрос — оставить ли исторические локомотивы на прежнем месте, или переместить на новое, так как на этой территории планируют возвести жилой комплекс», — сказал Вячеслав Солодилов.
Заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана ЗКО Данильбек Саратов, также возмущен действиями владельцев территории. «Как поднялась рука что-то резать и рушить на этих постаментах, которые, как очевидно всем, являются символом эпохи – они стали памятником труда железнодорожников. Разве эти люди, которые это решили сделать – не жители города, разве они не гордятся его историей?», — говорит Данильбек Саратов.
Являются ли владельцы территории жителями области, пока неизвестно, но что им придется восстановить разрезанные фрагменты тепловоза и паровоза, ни у кого сомнений не вызывает. Заместитель председателя малой Ассамблеи народа Казахстана предложил работникам локомотивного ДЭПО взять ситуацию под контроль и даже решить в свою пользу вопрос с землей, на которой стоят эти постаменты. «Решение, может быть, кроется в выкупе или передаче земли, на которой стоит тепловоз и паровоз. Нужно решить этот вопрос на уровне руководства города. Если вы выйдете с этой инициативой, мы поддержим вас в этом. Было бы логичным, чтобы не только сами эти постаменты были на балансе вашего предприятия, но и земля, на которой они стоят. Все вопросы тогда были бы сняты», — предложил Саратов.