Газета «Надежда»

Паровоз — победитель

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне музей Уральского отделения железной дороги пополнился уникальным экспонатом – макетом паровоза серии СО (Серго Орджоникидзе), использование которого в военное лихолетье позволило разгромить фашистских захватчиков.  

В военное и послевоенное время этот вид магистральных товарных паровозов (также известных под названиями СОк или СО19) ходил по Уральскому отделению дороги, поэтому старшее поколение железнодорожников знает не понаслышке о достоинствах этих машин. «Подарок» музею сделали работники Илецкого эксплуатационного локомотивного депо, машинисты которого также работают на Уральском участке железной дороги. Проведя много часов за кропотливой работой, в поисках идей и решений, работники депо сумели добиться максимального сходства копии, выполненной в миниатюре метровой длины и полуметровой высоты, с оригиналом.

— Этот экспонат сегодня имеет особую историческую значимость, поскольку увековечивает память о колоссальных достижениях советских разработчиков и железнодорожников в деле борьбы с гитлеровскими оккупантами, — отметил директор музея Уральского отделения дороги Михаил НАДТОЧИЙ. – Кроме того, нельзя забывать, что разработка машины в 1930-е годы стала мировым достижением, поскольку до этого момента ни один другой паровоз не мог преодолевать тысячу километров пути без дозаправки водой.

Уникальность машин серии СОк заключалась в том, что они больше не требовали пополнения запасов воды каждые 20-30 километров, как их предшественники. Для безводных местностей Казахстана и Средней Азии, а также территорий, где проходили боевые действия, и инфраструктура находилась в полуразрушенном состоянии, использование «сверхвыносливого» паровоза стало настоящим спасением, поскольку такая машина спокойно преодолевала расстояние от Илецка до Ташкента. Сокращение остановок привело к росту скорости доставки грузов. Во время Великой Отечественной войны эти паровозы активно использовались в колоннах особого резерва НКПС, обслуживали прифронтовые железные дороги, а также водили поезда до Берлина. Скорость доставки грузов на фронт достигала тысячи километров в сутки.

— Большой расход воды на паровозах предыдущего поколения допускался из-за выброса пара из системы при каждом обороте колеса, — пояснил Михаил Надточий. — В паровозах серии СОк разработчики предусмотрели систему доставки отработанного пара к холодильному устройству, где он снова превращался в воду, получался замкнутый цикл.

Благодаря многократному использованию одной и той же воды, паровозы серии СО с конденсацией пара сократили ее расход в среднем в 20-25 раз. Кроме того, использование одной и тоже воды позволило избавиться от такой проблемы как накипь, которая особенно остро ощущалась в местностях с жесткой водой. Паровозы больше не нуждались в многократных остановках и промывках, за счет чего удавалось экономить время и средства.

В память о подвигах железнодорожников, работавших в суровые военные годы на паровозах серии СО, эти машины были поставлены на пьедесталы в Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Улан-УдэКандалакше, Вологде и других городах. Теперь память об уникальном паровозе увековечена и в Уральском музее железнодорожного транспорта.

Макет паровоза образца 1894 г. //

Юлия НИКИТИНА

Фото автора

Exit mobile version