Газета «Надежда»

Цены выросли, а дефицит остался

Несмотря на то, что в Казахстане на официальном уровне повысили предельные цены на бензин горючего в Уральске больше от этого не стало. Заправки, торгующие российским топливом, по-прежнему пусты, на некоторых из них не отдают бензин даже по талонам.

Неделю назад в областном управлении энергетики и ЖКХ отмечали, что ситуация с бензином находится под контролем. На специально собранной по этому поводу пресс-конференции чиновники и руководство сетей автозаправочных станций заявили, что о дефиците бензина в городе говорить нельзя.

— Крупные реализаторы работают в обычном режиме, поэтому говорить о дефиците бензина неправильно, — в очередной раз сообщил журналистам начальник управления Рспай УТЕШЕВ. — Эта проблема коснулась только мелких автозаправок, а также АЗС, которые закупали бензин в России, где выросла цена на топливо.

Между тем следует отметить, что большую часть бензина в Уральске составляет именно российское горючее. Оно занимает до 70 % местного рынка.

— Мы не можем диктовать предпринимателям свои условия, — пояснил Рспай Утешев. — Если они считают, что везти бензин из России и продавать его здесь выгодно, это их дело. Но сейчас эти компании оказались в таком положении потому, что в России значительно повысилась отпускная цена на это горючее. Закупать его там и продавать здесь стало невыгодно.

По словам начальника управления энергетики и ЖКХ, возможно, именно из-за этого местные заправщики увеличили количество заявок на казахстанский бензин.

— Мы каждый месяц собираем заявки от наших АЗС, — сообщил он. – Например, на сентябрь мы заказали бензина больше, чем на август. В следующем месяце в Уральск должны привезти 9000 тонн казахстанского бензина против августовских шести тысяч.

В ответ на вопрос журналистов о том, покрывают ли казахстанские НПЗ рыночный запрос на бензин, Рспай Утешев уверенно ответил, что ещё ни разу заявка на ГСМ не оставалась неудовлетворённой.

В то же время, ни для кого не секрет, что казахстанские НПЗ сегодня производят лишь 1,9 миллиона тонн бензина марки АИ-92 при потребности в 2,8 миллиона тонн. Дефицит самого ходового горючего составляет почти треть от общего количества. Каким образом казахстанские НПЗ будут покрывать увеличившиеся заявки Западно-Казахстанской области, если и до них в республике был дефицит казахстанского бензина — покрыто тайной.

Между тем, по информации участников пресс-конференции, в ЗКО бензин любой марки сейчас можно без проблем приобрести на заправках ТОО «КазМунайГаз», ТОО «Гелиос» и ТОО «Орал Жан Ойл». Как сообщил заместитель руководителя антимонопольной инспекции Сагындык ИРГАЛИЕВ, совокупная доля этих компаний на рынке составляет 70%.

Кстати, на этой же пресс-конференции чиновники заверили, что в августе повышения цен на ГСМ не будет. Однако буквально через пару часов после этого заявления министр национальной экономики РК Досаев подписал приказ о новых розничных ценах на нефтепродукты. Из нового документа следует, что с учетом НДС бензин марки Аи-92/93 будет стоить 128 тенге за литр, дизельное топливо — 115 тенге за литр, а топливо Аи-80 — 89 тенге за литр. Казалось бы, торговать горючим снова должно стать выгодно. Однако с момента подписания приказа прошла неделя, а бензина в Уральске больше пока не стало. Ценники на большинстве заправок по-прежнему пусты, а на некоторых бензин проблемно получить даже по талонам.

Масла в огонь добавил первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин, сообщивший, что цены на бензин в РК, скорее всего, будут расти ещё.

— Находясь в Евразийском союзе с полностью открытыми границами, мы должны стремиться выравнивать цены для того, чтобы в будущем такие ситуации не возникали, но сразу это не получается сделать, так что приходится двигаться, — сообщил вице-министр журналистам на брифинге. — Я не раз говорил, что у нас есть правила определения предельных розничных цен на рынке. Эта цена сейчас находится между российскими и нынешними казахстанскими. Нам, конечно, очень важно, чтобы мы подтянулись под эти предельные цены. Эта предельная цена взята не с потолка, это формула, которая учитывает множество факторов. Мы к этому будем стремиться.

Дефицит топлива, по мнению специалистов, по-прежнему складывается из-за того, что у поставщиков российского бензина даже при новых предельных ценах маржа будет очень невысокой.

В то же время западноказахстанские антимонопольщики продолжают мониторить ситуацию с бензином.

— На сегодня никаких сговоров мы пока не обнаружили, работа ещё идёт, — говорит Сагындык Иргалиев. — Что касается отсутствия российского бензина, поставщики обещают, что он в скором времени появится. Полагаю, что за эти две-три недели у них просто поломалась вся логистика и сейчас им нужно время на возобновление контрактов и договоров.

 

В городском отделе пассажирского транспорта сообщили, что владельцы автобусных маршрутов уже готовят новые расчёты на свои услуги.

— Наши пассажироперевозчики ещё в апреле подали к нам заявки на повышение цен на проезд, — говорит главный специалист отдела Гумар САДЫКОВ. — Когда дизтопливо стоило ещё 109 тенге, они просили повысить свои тарифы до 82-83 тенге. В свете новых событий они готовят дополнительные расчёты. В них, полагаю, будут настаивать на 90 тенге. Из семи перевозчиков свои заявки сдали уже трое. Они рассчитали именно такие цены. Решение будет приниматься после того, как расчёты сдадут все семеро.

 

Что подорожает вслед за бензином?

Комментируя повышение цен на бензин, советник председателя Национальной палаты предпринимателей Тимур НАЗХАНОВ сообщил информационному порталу «Тенгриньюс», что удорожание жизни казахстанцы почувствуют уже в сентябре.

Эффект, по его словам, будет сильнее, чем от удорожания дизельного топлива, которое произошло в октябре 2013 года. «В октябре зерноуборочная страда прошла, урожай собрали, поэтому было не так заметно. Сейчас все в самом разгаре. Всегда, когда у нас начинается уборочная кампания, начинаются проблемы с горючим», — отметил он. По мнению собеседника, повышение цен будет оправдано для бизнеса, связанного с переработкой и производством продуктов, а также в сфере строительства. Повышение цен ожидает он и в сфере торговли, перевозок и общественного транспорта.

Он отметил, что влияние на цены окажут и санкционные войны России со странами Запада. «Они оказываются в блокаде. Я думаю, и нас это тоже коснется. Я думаю, в сентябре продукты будут подороже, чем сейчас. Мы увидим, как поползут цены. Мы все больше и больше импортируем, в том числе из России, в том числе и продукты питания», — сказал эксперт.

Назвал собеседник и отрасли экономики, в которых удорожание не будет оправдано повышением цены на бензин. «Там, где сфера услуг, там, конечно, это опосредованно, косвенно касается. Связь — она тоже опосредованна. Реальных причин у них нет. Но, я думаю, многие попытаются (повысить цены — прим.). На самом деле наш бизнес не очень прозрачен, и поэтому не все там затраты показываются», — сказал Назханов. Он отметил, что зарплаты работников тоже должны иметь связь с ценой на бензин. Назханов ожидает, что правительство и местные власти применят административные рычаги для предотвращения попыток заработать на удорожании.

 Лиза КИСЕЛЕВА

Exit mobile version