Газета «Надежда»

Почему 2025 год стал Годом рабочих профессий, и откуда возник дефицит специалистов

2025 год в Казахстане по указу Президента Касым-Жомарта Токаева объявлен Годом рабочих профессий. Так власти страны намерены повышать уровень значимости специалистов рабочих профессий и восполнить дефицит кадров в сфере. В Правительстве признают — работников не хватает, и нехватка их большая. Это признают руководители производств, ведь в коллективах вынуждены работать люди пенсионного возраста. Между тем выпускники колледжей предпочитают уезжать, открывать мелкий бизнес или работать официантами и таксистами, чем строить профессиональную карьеру по выбранной специальности. Какой план составили в Правительстве по восполнению дефицита кадров, и как ситуацию видят эксперты — расскажет «Н».

Малика УАХИТОВА

В своём Послании к народу Казахстана в начале сентября 2024 года президент Токаев объявил 2025 год Годом рабочих профессий. Он высказался о важности технического и профессионального образования (ТиПО) и поручил осуществить реформу системы ТиПО для обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности.

Как рассказали позднее в Министерстве просвещения, в рамках поручения Президента Токаева к концу года был намечен план работ. К примеру, трансформация технического и профессионального образования, которая будет осуществляться по приоритетным направлениям – таким, как профилизация колледжей, формирование колледжей-лидеров, актуализация содержания и модель финансирования колледжей.

Также разработан проект новой методики норматива подушевого финансирования, которая прорабатывается совместно с Министерством финансов. Планируется, что будет расширена международная стажировка педагогов в лучших колледжах стран Организации экономического сотрудничества и развития (международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики). Кроме того, планируется внедрение стажировок педагогов на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности. В Министерстве также отметили, что уже начата работа по развитию института наставничества и развитие стратегического партнёрства с зарубежными колледжами.

Вся программа уже подробно расписана, а её реализация запланирована на начавшийся 2025 год, итоги работы мы увидим к концу года, пока же «Н» поговорила с экспертами.

Работать по специальности идут 40%

К рабочим специальностям относится большой перечень профессий, которые связаны с физическим, так называемым ручным трудом. Это люди, которые ежедневно трудятся руками. К ним относятся специалисты в сфере строительства и отделочных работ, водители специальной техники и большегрузов, сварщики, токари и сантехники.

В Карьерном центре Западно-Казахстанской области «Н» рассказали, что в регионе давно отмечают высокий спрос на рабочих специалистов. К концу 2024 года открытых вакансий на таких специалистов оказалось более тысячи — 1 012. Среди них 13 водителей, десять охранников, по пять сварщиков, автослесарей, электромонтажников, плотников, операторов котельной, слесарей, а также рабочие (32 человека) и сантехники.

«Рабочими профессиями обычно называют те, в которых нужно преимущественно работать руками, то есть труд физический. Рабочих специальностей существует огромное множество и разных — от водителей, продавцов, каменщиков, строителей, токарей, электриков, парикмахеров, поваров, кондитеров, столяров, автомехаников до кузнецов, маляров и прочих. Как мы видим, в каждой сфере требуются рабочие профессии, будь то перевозки, строительство, энергетика, питание и так далее. Обучение на рабочие профессии, в основном, проходит в колледжах или учебных центрах», — рассказали «Н» в Карьерном центре ЗКО.

При этом в ведомстве отмечают, что рабочие профессии оказались среди самых  высокооплачиваемых по стране. В качестве примера заместитель руководителя Карьерного центра Сагира Бимухамбетова отмечает вакансию на позицию сварщика в одной из компаний, где заработная плата составляет 500 тысяч тенге. Но, несмотря на сведения о высоких зарплатах, выпускники колледжей не спешат выбирать работу по рабочей специальности.

– По статистике, лишь 40% выпускников колледжей после окончания учёбы трудоустроились по специальности, — говорит Сагира Бимухамбетова.

«Мы направляем — они не идут»

Директор Западно-Казахстанского индустриального колледжа Серик Мухамбеталиев подтверждает, что студенты после окончания обучения редко выбирают работу по диплому. Чаще молодые люди уходят в малый бизнес или трудоустраиваются официантами или барберами, немалая часть молодых людей после колледжа уходит в армию, некоторые предпочитают получить высшее образование.

— Мы – единственный колледж в Западно-Казахстанской области, который готовит токарей и фрезеровщиков, кроме нашего колледжа никто не готовит эти специальности. Также мы готовим специалистов по ремонту электроснабжения и связистов. Ежегодно мы выпускаем по 25 токарей и фрезеровщиков, — говорит Серик Мухамбеталиев.

Однако, статистика учебного заведения показывает, что выпущенные из колледжа специалисты не гарантируют пополнение в рядах трудовой силы на заводах и других производствах региона и города.

— Мы в прошлом году проводили анализ и высчитали, что из 157 человек, которых мы выпустили, 65%  трудоустроились. Но трудоустроились по профессии не все. К примеру, из 25 токарей только трое пошли работать по специальности. Пять человек ушли в армию, три или четыре человека поступили в вуз, но в основном они уходят в малый или средний бизнес. Открывают своё дело или работают в кофейнях или ресторанах, — отмечает Серик Мухамбеталиев.

Директор колледжа тут же отмечает, что на заводах и предприятиях Уральска по рабочим специальностям трудятся люди предпенсионного возраста, а порою и вовсе пожилые, давно вышедшие на заслуженный отдых.

— Молодых специалистов мы туда направляем, но ребята наши не идут. Говорят, что заработные платы низкие — для начинающих специалистов примерно 150-200 тысяч тенге платят там. Поэтому многие выпускники колледжа уходят в армию, — отмечает Мухамбеталиев.

Работодатели будто бы не заинтересованы в новом поколении работников и не пытаются мотивировать молодых специалистов, отмечает Мухамбеталиев. К примеру, студентов, которые уже со второго курса приходят на практику на предприятия, не обеспечивают даже поощрительной выплатой. Единственное место, где студенты получают заработную плату, рабочую форму и питание за счёт завода — это трансформаторный завод, говорит директор индустриального колледжа.

— На других заводах такой практики нет, там считают, что «нужно присмотреться, посмотреть, как ребята будут работать». Но ведь наши студенты учатся по формату 60 на 40 — это 40 % теории и 60% практики, которую они проходят у нас. Поэтому, когда они приходят на производство, они уже готовы работать. Но на заводах говорят, что им приходится переобучать наших студентов, и они даже не могут доверять им станки и дорогие материалы, — отмечает Серик Мухамбеталиев.

Утрачен престиж

Однако работодатели отмечают, что на рынке труда региона есть не столько дефицит кадров, сколько дефицит квалифицированных работников. В сфере подготовки кадров нет качества, а у самих студентов нет стремления идти учится на рабочие специальности.

— Раньше начинали приучать к труду ещё со школьной скамьи на уроках труда. Девочки варили и шили, мальчики — мастерили и строили. Также в школе существовали учебно-производственные комбинаты, после которых выпускники получали корочки об освоении той или иной специальности: швеи, водители, трактористы, парикмахеры и так далее. Это были востребованные специальности, у молодёжи уже был некий старт, и многие шли в техникумы и высшие учебные заведения, чтобы завершить образование, полученное именно на УПК. Когда парни уходили в армию, с разных институтов приезжали представители, которые агитировали их поступать к ним, рассказывали о преимуществах профессии, о льготах при обучении. Между учебными заведениями существовала конкуренция, — отмечает Ирина Банникова, генеральный директор ТОО «ТД «Нафта».

Выпускников же наставляли, помогали освоится на производстве, а также привлекали в профессию различными льготами, давали жильё и подъёмные — сумму на становление, отмечает Ирина Банникова.

— Это, конечно, способствовало тому, что в рабочие профессии шли, они были привлекательны. Сейчас необходимо также поднимать престиж и популярность рабочих профессий, освещать деятельность с позитивной стороны, рассказывать о плюсах и достоинствах этой работы, — подчёркивает Банникова.

О непрестижности рабочих профессий говорит и генеральный директор ТОО «ИНТЕК-ОНМР» Андрей Борса. По его словам, молодые люди не идут работать сантехниками, сварщиками и слесарями именно из-за отсутствия престижа в этих сферах.

— Молодые люди неохотно идут работать по этим специальностям. И дело не только в заработной плате. На сегодняшний день предложения по зарплате на этих позициях не уступают, а часто и превосходят ставки для офисных работников, инженеров и прочих. Утрачен и не поддерживается престиж рабочих специальностей. Я убеждён, что в этом направлении должна вестись глобальная работа на уровне государства. Необходимы меры поддержки, стимулирования молодых специалистов рабочих профессий, поднятия престижа рабочих специальностей, — говорит Андрей Борса.

Он также отмечает, что важным пунктом в этой работе должно стать качество образования, которое получают будущие специалисты рабочих профессий.

Экономика, ЕНТ и миграция

Жанар Джандосова, социолог и директор казахстанского центра исследований «Сандж», говорит о комплексе факторов, которые привели к тому, что в Казахстане образовался дефицит рабочих специалистов.

— Состав рабочей силы в Казахстане, как и других странах, отражает в целом структуру экономики. Получается, что, если в Казахстане, в основном, развит добывающий сектор, более или менее развито сельское хозяйство, строительство, транспорт и сфера услуг в достаточной мере и очень плохо развита промышленность, можно сказать, что в принципе у нас есть потребность в тех кадрах, которые нужны промышленности, — говорит Жанар Джандосова.

В конце 2024 года вышел доклад Центра развития трудовых ресурсов, где сказано, что сейчас не достаёт около 1 миллиона 800 тысяч работников. Примерно миллион — это рабочие специальности, около 500 тысяч — это люди с высшим образованием и ещё 300 тысяч — это разного рода руководители подразделений или работники совсем без квалификации. В топ дефицитных профессий Центр развития трудовых ресурсов ставит сварщиков, в них потребность где-то 18 тысяч человек, сантехников (13 тысяч), штукатуров, трактористов, строителей-монтажников. Если сварщик, штукатур и строитель-монтажник — рабочие профессии и они хорошо звучат, то сантехник в нашем лексиконе имеет пониженный статус, отмечает Джандосова.

— Хотя на самом деле хороший сантехник — это мастер-золотые руки, очень востребован и хорошо зарабатывает. Сейчас, в связи с тем, что у нас большая деградация и зданий, и ТЭЦ, и прочих сооружений, и оборудования, эти мастера находятся, конечно, в большом дефиците. Поэтому здесь, чтобы создать какую-то привлекательность этой специальности, колледжам нужно хорошенько подумать и, может быть, сделать ребрендинг этих специальностей, чтобы название их звучало по-новому, чтобы были новые заработные платы, чтобы это стало привлекательно для студентов, — отмечает социолог.

Создавшийся дефицит сложился в том числе и из-за устаревшей системы обучения специалистов, устаревшего оборудования в колледжах для подготовки будущих работников, а также отсталости от изменений в экономике, отмечает специалист.

— Большая проблема ещё существует в том, что есть миграция. Хочется отметить, что Единое национальное тестирование отбивает всякую охоту у школьников оставаться в стране. Когда приходят различные комиссии и набирают учащихся в российские, к примеру, вузы, и когда туда можно сдать только экзамен по специальности и не нужно сдавать ЕНТ, то часто молодёжь предпочитает это. У нас едут обучатся в крупные российские города, и мы таким образом теряем молодёжь. Возможно, есть смысл сделать такой же экзамен и принимать в наши вузы или в наши колледжи, потому что иначе хорошие ребята уезжают. Часто также получается, что выпускники хороших профессиональных учебных заведений уезжают куда-то работать, за границу — в ту же Россию или другие страны — где зарплата гораздо выше, — говорит Жанар Джандосова.

Она также отмечает и тот факт, что даже в школах детей не пытаются заинтересовать рабочими и техническими навыками. При этом потенциал среди детей в этих сферах большой, говорит социолог, приводя в пример немалое количество молодых казахстанцев, уехавших из страны в развитые государства, где им удалось выстроить карьеру в технических и рабочих сферах.

— Профессиональное образование должно быть сильно улучшено, должны быть обновлены учебные программы в соответствии с условиями рынка — мы об этом говорим ещё с советского времени, и за 30 лет сильных изменений не произошло и мы ещё очень и очень далеки от того, чтобы наши учебные программы соответствовали потребностям рынка. Необходимо, чтобы в профессиональном образовании создавалось партнёрство с бизнесом для проведения стажировок и практик. Необходимо популяризация рабочих и технических профессий, информационные кампании, необходимо выделять больше денег на создание профессионально-технических колледжей, на модернизацию их базы. Необходимо увеличение стипендий и льгот для студентов по этим направлениям. Конечно, нужно, чтобы была промышленность, и чтобы она не была сосредоточена в каких-то областях, а было это по разным регионам. И чтобы в этих регионах было развитие лицеев и колледжей, был расширен доступ к качественной профессиональной базе в сельской местности. И, конечно, нам нужны программы, которые позволяют создавать возможности для рабочих и технических специальностей с хорошим ребрендингом, чтобы они хорошо зазвучали, — отмечает Жанар Джандосова.

Между тем о том, что престиж и популярность рабочих профессий должен быть возрождён, задумались и в Правительстве. Так, в Министерстве просвещения составили проект, состоящий из десяти шагов, которые должны помочь в популяризации рабочих профессий. Среди шагов особо интересны два: номер семь — создание подкастов с известными блогерами об успехах рабочих в различных отраслях экономики под хештегом «Год рабочих профессий» и номер девять — проведение конкурса среди блогеров и мобилографов за лучший образ «Человека труда».

Для осуществления седьмого шага запланирована серия подкастов с участием известных блогеров, рассказывающих об успехах представителей рабочих профессий в разных отраслях экономики. Туда же входит подготовка постов, онлайн-челленджей и роликов в формате TikTok, Instagram, Facebook по популяризации рабочих профессий, раскрывающих плюсы и возможности рабочих профессий. В девятом пункте Минпросвещения планирует создание и продвижение в соцсетях положительного образа рабочих кадров через распространение коротких видеоматериалов Reels.

Оплачивать все эти мероприятия Правительство будет за счет средств из республиканского и местных бюджетов. Точные суммы пока не известны.

Фото из архива «Н»

 

Exit mobile version